0
Разместить объявление

Лопаткой по глине: Новый арт-объект на ГЭС-2

В столице происходит миграция арт-объектов. Знаменитая «Большая глина», четыре года нависавшая над Болотной набережной, переехала. А на ее месте вырос гигантский садовый инвентарь. Изучаем вопрос.

Что случилось с «Большой глиной»

Для тех, кто не следил за московским стрит-артом, напомним: «Большая глина №4» — 13-метровая скульптура из алюминия, которая является увеличенной копией кусков глины, размятых в руках художника.

Автор: Урс Фишер, Швейцария, (2013-2014).

Что символизирует

 Акт творчества, первичный импульс созидания, момент, когда материя еще в руках творца.

Судьба

С 2021 года скульптура стояла у входа на «ГЭС-2», в июле 2025 года ее демонтировали. Когда монумент покинул свое место, многие москвичи неожиданно написали в соцсетях, что будут скучать по «Глине».  Но, как выяснилось, знаменитый арт-объект остался в столице и красуется теперь во внутреннем дворе у офиса «Новатэка» на Ленинском проспекте. Из центра — в спальный район, но в хорошие руки.

Скульптура всегда была предметом жарких дискуссий. Кто-то видел в ней гениальную метафору, кто-то — непонятные «какашки». Сам Фишер философски парировал, что в городах и так много уродливого, но критикуют почему-то всегда искусство.

Новая звезда Болотной набережной 

Итак, место освободилось. И его, конечно, не могли занять чем попало. На смену «первобытному» творчеству пришло творчество упорядоченное, почти сакральное.

Новый объект — «Садовая лопатка» (2001) — работа классиков поп-арта, дуэта Класа Олденбурга и Кузи ван Брюгген.

Авторы — легенды публичного искусства, специализирующиеся на гигантских копиях обыденных предметов. Их работы, гигантские прищепки, булавки и воланы для бадминтона красуются по всему миру.

Что символизирует 

Как заявляют на «ГЭС-2», она предлагает «задуматься о культивации новых идей и смыслов». И не поспоришь! Красный совок действительно заставляет задуматься, особенно людей старшего поколения. Кстати, «Лопатка» — не новодел, а объект с историей, впервые была показана аж в 2002 году на крыше нью-йоркского Метрополитен-музея. 

Что имеем в сухом остатке?

Арт-ротация — это норма. Столичный ландшафт не застывает в камне (или в алюминии). Смена объектов — признак живой культурной среды. В эпоху камерности и цифры монументальное публичное искусство, с которым можно сделать селфи, все еще в тренде.

Переезд «Глины» из центрального публичного пространства в приватное — интересный кейс. Теперь это скорее арт-объект для сотрудников и посетителей конкретной компании, а не для всех горожан.

Новая точка притяжения

«Садовая лопатка» уже сейчас вызывает не меньше вопросов и обсуждений, чем ее предшественница. А значит, Болотная набережная не потеряла в зрелищности.

Пока московская недвижимость продолжает дорожать, культурный ландшафт столицы тоже не стоит на месте. Меняются тренды, меняются и арт-объекты. Следите за арт-переездами — это новый тренд для светских бесед.