0
Разместить объявление

Сможет ли новый мэр решить поставленные перед ним задачи?

В столице новый мэр. Мосгордума одобрила кандидатуру Сергея Собянина 21 октября, в тот же день он официально вступил в должность и получил наказ от президента РФ Дмитрия Медведева "решить транспортную проблему, сконцентрироваться на выполнении социальных задач, побороть коррупцию", а в минувшую субботу провел объезд столичных стройплощадок, встретился с чиновниками и депутатами и обозначил перспективы работы. Насколько велика вероятность их решения новым мэром? Насколько вообще выполнимы поставленные задачи? Какие действия нужно предпринять новому градоначальнику, чтобы благие намерения из слов превратились в дело? Сможет ли новый мэр повлиять на ситуацию со стоимость квадратного метра в столице, снос памятников архитектуры и изменить принципы работы с застройщиками на менее коррупционные, на что так часто жаловались представители стройиндустрии, работающие в Москве? Все эти вопросы RealEstate.ru задал участникам данного Экспертного совета.

Лидер Объединенного российского демократического движения «Солидарность» Борис Немцов:

Воровство и коррупция – это самые главные проблемы. Дороговизна дорог и недвижимости – это следствие главной проблемы. И есть вещи, с которыми трудно бороться. Это уничтожение исторического облика города (многое уже уничтожено), вопросы экологии (ее восстановление занимает десятилетия).

В городе невозможно заниматься бизнесом, невозможно участвовать в строительстве, ничего вообще нельзя делать без взяток, это касается и учебы детей, и медицинского обслуживания.

Сама атмосфера очень гнилая в прямом и переносном смысле. В такой атмосфере – какая модернизация, какое развитие. Нужен свежий воздух.

У Собянина есть одна крупная проблема: он нелегитимен.  То есть москвичи его не знают, ему не верят, и особых надежд на успех его правление не питают.

Собянин должен выгодно отличаться от Лужкова. Ну хотя бы тем, что не будет ни сам, ни вместе со своими близкими родственниками и дружками заниматься бизнесом в Москве. Однако судя по его первым выступлениям, он на эту тему не высказался. Он не дал обещание, что никто из его окружения бизнесом заниматься в Москве не будет. Это очень плохой сигнал, свидетельствующий о том, что на этом направлении вряд ли что-то изменится. Может быть, поменяются лица, бенефециары, но воровство и коррупция сохранятся. 

Может ли новый мэр повлиять на ситуацию со стоимостью квадратного метра в столице и изменить принципы работы с застройщиками на менее коррупционные, на что так часто жаловались представители стройиндустрии, работающие в Москве? Может, если захочет. Нужно открыть рынок не только для своих, но и для тех, кого ранее не допускали. Во-вторых, процедуры предоставления прав на застройку и коммерческую продажу должны быть исключительно аукционными. В-третьих, необходимо резко сократить время согласований. Вместо 1,5-2 лет, они должны занимать 3-6 месяцев.

Я оцениваю коррупционную составляющую квадратного метра – от 15 до 30%, что при средней цене 1 кв.м  в 4,5 тыс. долл. составляет от 1 до 1,5 тыс. долл. за метр.

Кроме того, надо иметь в виду, что цена определяется не только предложением, но и спросом. Дорогая нефть плюс отсутствие площадок для строительства могут приводить к росту цен даже, если коррупционная составляющая будет сведена к нулю.

Председатель РОДП "Яблоко" Сергей Митрохин:

Из того круга проблем, что оставила после себя администрация бывшего мэра Юрия Лужкова, какие бы мы назвали самыми острыми? Во-первых, направление градостроительной политики. Принятый Генеральный план Москвы ориентирован на уплотнение застройки. Его цель — выжать максимальное количество офисных и торговых площадей из тех незастроенных кусочков земли, которые ещё остались. Если мэр действительно соберается решать транспортную проблему, то она должна стать приоритетом. И, во-вторых, еще одна проблема - высокий уровень коррупции.

Сейчас мэр получит кредит доверия. Он правильно называет городские проблемы, хотя мы почти ничего не услышали о планируемых путях решения. Проблемы города очень серьезные, и вскоре, таков мой прогноз, наступит разочарование новым мэром.

Что касается коррупции, то кроме таких мер, как анализ деклараций о доходах и имуществе чиновников и увольнения тех, кто представил недостоверные сведения, нужна антикоррупционная реформа законодательства под общественным контролем, необходимо и изменение системы управления городом, на которые «Единая Россия» вряд ли пойдёт.

Нужно вернуть контрольные полномочия Мосгордуме, а местные вопросы отдать в ведение муниципальных депутатов, которые в максимальной степени приближены к горожанам. Сейчас из возможностей не хватит даже на то, чтобы установить лавочку у подъезда.

Теперь о проблеме пробок. Про изменение градостроительной политики я уже сказал. Необходимо развивать общественный транспорт — выделенные полосы, увеличение маршрутной сети и уменьшения интервалов, GPS-навигацию, перехватывающие парковки у конечных станций метро, а ведь есть районы, где их строительство возможно только после сноса торговых центров. В области дорожного строительства необходимы комплексная программа и внимание к болевым точкам. При Лужкове финансовые ресурсы были аккумулированы на сверхдорогих проектах — Ленинградка, Четвертое Транспортное кольцо, туннель на Алабяна. А городу нужны десятки и десятки относительно простых развязок. Например, Люблинская улица – Волгоградский проспект,  Пролетарский проспект – Каширское шоссе, Новоясеневский проспект – Профсоюзная улица. Этот список можно продолжить.

Очень важно согласовывать планы дорожного строительства с Московской областью. Возможно, Собянин сможет добиться лучшего финансирования дорожного строительства в области. Это важно и для москвичей.

Самый простой вопрос — это прекращение сноса памятников. Здесь нужна только политическая воля. Справиться с коррупцией, не меняя систему управления городом? Я думаю, это невозможно. Вряд ли мэр сможет повлиять на цены на недвижимость иным способом, кроме реальной борьбы с коррупцией.

Беседовала Юлия ПЕТРОВА