ALIA

Как можно купить «народный гараж»?

RealEstate.ru решил выяснить, как сегодня организован процесс записи москвичей в эту программу, на каких условиях он проходит.

В последнее время власти много рассказывают про строительство «народных гаражей» по 350 тыс. руб. за машиноместо. Эта программа началась еще несколько лет назад с постановления Правительства Москвы от 13 июля  2004 года N 487-ПП "О строительстве многоэтажных  гаражей-стоянок  по  программе "Народный гараж". А вот активные действия по ее реализации начались буквально три-четыре месяца назад. RealEstate.ru решил выяснить, как сегодня организован процесс записи москвичей в эту программу, на каких условиях он проходит.

Немного теории

На заседании столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков назвал целевую программу гаражного строительства на 2008-2010 годы «приоритетной». Город сдает в аренду земельный участок, и на нем строится многоуровневая стоянка. Это происходит за счет москвичей, желающих иметь место в гараже. Тип паркинга автовладельцы выбирают сами.

Цена за одно место фиксированная, и в этом году составляет 350 тыс. руб. Начиная со следующего года, купить гараж можно будет в кредит на условиях социальной ипотеки. Социальная ипотека будет рассчитана на граждан, признанных нуждающимися в улучшении условий хранения личного автотранспорта. Накопительная же система предусматривает рассрочку платежа.

Сумму платежа покупатели вносят долями, вплоть до окончания строительства. Причем власти города гарантируют сохранение перечисленных средств. Поиск земли под строительство – головная боль чиновников. Однако на этот год места уже определены. При этом учитывали сразу несколько факторов: "близость, отсутствие коммуникаций, архитектура". В этом году в Москве начнут строить порядка двухсот многоуровневых гаражей. И уже в декабре, планируют чиновники, первые автовладельцы поставят туда свои машины.

Практика

В настоящее время записаться в программу «народный гараж» достаточно просто. Для этого надо всего лишь позвонить в гаражный (или строительный – прим. ред.) отдел управы своего района и выразить устное согласие на участие в программе. Пока что особого ажиотажа в вопросе приобретения «народного гаража» население не выказывает, и машиномест должно хватить всем желающим.

В ходе предварительной записи чиновник предложит вам несколько адресов, по которым будут располагаться «народные паркинги». Например, в гаражном отделе управы района Теплый Стан корреспонденту RealEstate.ru было предложено на выбор около 6 вариантов. Расположены они в разных частях района, так что гражданам опять же есть из чего выбирать. По типу этого будут многоуровневые «открытые» паркинги, хотя некоторые из них, возможно, и «обошьют» по бортам.

К сожалению, на этом определенность в районе «Теплый Стан» заканчивается, и начинаются сплошные вопросы. Так, строительство самих гаражей еще не началось, в данный момент идет процесс согласования документации. Вероятнее всего, сама стройка начнется лишь через несколько месяцев, а срок возведения многоуровневого паркинга займет еще около полугода.

В управе района «Бескудниковский» ситуация немного яснее. Сейчас там, как рассказали RealEstate.ru, идет строительство одного объекта, и еще несколько паркингов находятся в проекте. Причем местное население выступает против строительства двух запланированных паркингов.

В настоящее время, в управе района «Бескудниковский» также не могут сказать ничего определенного про социальную ипотеку для граждан, признанных нуждающимися в улучшении условий хранения личного автотранспорта, и накопительную систему. По словам чиновника из строительного отдела, оплата машиноместа будет проходить единовременным платежом.

А первый паркинг, построенный в Москве по программе «Народный гараж» и рассчитанный на 953 машиноместа, открылся 10 октября в микрорайоне Кожухово по адресу: ул. Дмитриевского, вл. 16, (район Косино-Ухтомский, Восточный административный округ), сообщается на сайте столичного стройкомплекса. В торжественной церемонии открытия приняли участие первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Петр Аксенов, префект ВАО Николай Евтихиев, а также жители района - в основном те, кто вложил свои средства в постройку паркинга.

Прогнозы

При этом некоторые участники рынка недвижимости считают, что программа строительства в Москве доступных парковок может снова уйти в кювет из-за отсутствия денег в городском бюджете. По их мнению, проектирование и строительство «народных гаражей» в этом году идет силами нанятых городом подрядчиков, которые работают практически «в ноль», лишь бы загрузить свои мощности.

Таким образом, фиксированная стоимость «народного гаража» в 350 тыс. руб. может вырасти уже к следующему году. Руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Александр Левченко рассказывал представителям прессы, что в 2010 годуцена «народного гаража» в столице может вырасти на 15-20% и составить около 400-420 тыс. руб.

В этой связи хотелось бы прикинуть степень «народности» этого самого «народного гаража». В настоящее время в районе Теплый Стан сдаются в аренду машиноместа в многоярусном паркинге, (его конструкция аналогична возводимым «народным гаражам») по 3 тыс. руб. в месяц. То есть годовая аренда машиноместа составит 36 тыс. руб., а за 360 тыс. руб. можно арендовать машиноместо сразу на 10 лет. С одной стороны, это машиноместо никогда не станет собственностью арендатора, однако, с другой стороны, никто не попросит с арендатора денег за 10 лет вперед. Поэтому разговоры про повальную доступность этих гаражей, мягко говоря, преувеличение.

Артём БЛЮДЁНОВ