ALIA

Мэр Хельсинки: «Я считаю, что Собянин правильно борется с пробками в Москве»

Realestate.ru  в рамках форума «Открытые инновации», который состоялся в конце прошлой недели, взял блиц-интервью у мэра Хельсинки Юсси Паюнена. Столица Финляндии, конечно, не очень большой город – со всеми пригородами – всего 1,5 млн жителей. Соответственно, и проблемы у города несколько другого масштаба. Но всегда интересно узнать, что думает глава города с 8-летним стажем о том, как обстоят дела с управлением Москвой.

- В дискуссии форума, посвященной построению «умных городов», много говорилось о  технологических достижениях в плане управления городами. Вот вы являетесь мэром Хельсинки более 7 лет  и могли наблюдать, как город развивался в технологическом плане. Появились ли электронные базы данных, какие-либо еще технологические новшества, помогающие горожанам ориентироваться в движении городского транспорта, меньше стоять в пробках?

- Да, вы правы, я управляю столицей Финляндии с 2005 года. Если говорить о технологических новшествах, то для Хельсинки разработано много мобильных приложений. Вы загружаете их в свой телефон или планшет, и они помогают вам лучше ориентироваться в городе, помогают строить наиболее удобные маршруты с участием городского транспорта. В 2009-2010 годах мы внедрили выпуск проездных карт в соответствии с международными стандартами. Мы планируем обновить систему к 2014 году. Также есть несколько приложений для туристов, которые покажут, где вы находитесь, отметят ближайшие достопримечательности, отели, рестораны, покажут вам информацию о них.

- Здорово! А как в Хельсинки обстоят дела с Wi-Fi, нет ли идеи сделать его свободным на территории всего города?

- Это хорошая идея, но она достаточно дорогая. Wi-Fi у нас есть в центральной части города. Да, в некоторых общественных местах он свободный. Но, как правило, это частные зоны в кафе и ресторанах.

- Вы также рассказывали ранее, что в Хельсинки строится новая ветка метро и стоит это 1 млрд евро. В Москве сейчас актуально экономить деньги, и правительство то и дело рапортует о снижении затрат на транспортную инфраструктуру.

- Нет, у нас с самого начала был сделан точный расчет. И строительство линии действительно стоит 1 млрд евро. Открытие ветки запланировано на 2016 год.

- А вы изучали Московский опыт возведения метро? Есть ли существенная разница по технологиям в Хельсинки и в Москве?

- Могу лишь сказать, что Хельсинки не сравнится по объемам строительства метро с Москвой, особенно если речь идет о подземном метро. Мы наращиваем больше линий наземного транспорта, в частности, трамвайных путей. Специально для Хельсинки разработана новая модель трамваев. Город должен получить 40 новых машин.

- Наверное, вы более экономичным и экологичным электротранспортом замещаете автобусы?

- К сожалению, пока нет. Только дополняем. Наши автобусы ездят на газе, что более экономично, чем бензиновые двигатели. Но  с точки зрения экологии, согласен с вами, не очень хорошо. Но мы пока не можем сократить автобусные маршруты. Население Хельсинки стремительно растет.

- А сколько сейчас жителей?

- Включая жителей пригородов – у нас 1,5 млн человек.

- В прошлом году вы называли цифру в 1,4 млн…

- Я и говорю о бурном росте населения.

-  А за счет чего? Естественный прирост? Иммигранты?

- Да, приток иммигрантов заметен. Конечно, в сравнении с Москвой, это немного. Но для Хельсинки ощутимо. Почти на 10 тыс. каждый год увеличивается поток иностранцев, желающих жить в столице Финляндии постоянно.

- Я знаю, что русскоязычные иммигранты составляют значительную долю таких иммигрантов. И что в Финляндии к ним относятся доброжелательно.

- Да, это так. К нам приезжают русскоязычные люди, которые, в большинстве своем, имеют хорошее образование, они – квалифицированные специалисты. У них, как правило, не возникает проблем с изучением языка и устройством на работу. Сложности в адаптации представляют иммигранты из более далеких стран.

- А какие специалисты из России предпочтительнее для Хельсинки?

- У меня нет таких данных. Но мне кажется, что русскоязычные люди способны получить любую работу в Хельсинки, в том числе, престижную и высокооплачиваемую.

- А есть ли выходцы из России среди политиков и чиновников в Хельсинки?

- Довольно много влиятельных людей в нашей политике имеют русские корни.

- Вероятно, переселенцам нужны дома. И вы как-то говорили, что сейчас идет интенсивное строительство в 8 пригородах Хельсинки. Каков объем строящихся площадей в год? Что за жилье возводится для массового рынка?

- У нас в планах ежегодно строить по 5 тыс. домовладений. В 2012 году мы построили чуть больше даже. В новых районах под застройку отдано 250 гектаров. На них нужно  возвести 4,5 млн кв. м жилья и 2,5 млн кв. м офисов и торговых центров. 

- Есть ли ограничения по высотности зданий в столице?

- В центре Хельсинки есть. Если мы говорим о бизнес-центрах, то это башни высотой в 40 – 50 этажей максимально. Больше нам не нужно. Если говорить об окраинах и жилье, то там нет потребности строить высокие дома. Как правило, это малоэтажные строения на берегу моря в окружении очень красивой природы.

- И последний вопрос. Если гипотетически представить, что вы стали мэром такого огромного города, как Москва. Какие проблемы вы бы начали решать в первую очередь?

- Для начала я бы узнал численность населения города и как это население передвигается по городу.

- То есть обратились бы к транспортной проблеме?

- Конечно. И если говорить о том, как эта проблема решается в Москве, то, на мой взгляд, ситуация улучшается. Я сам заметил, что по городу стало проще передвигаться. Кроме того, я знаком с мэром Сергеем Собяниным, говорил с ним на эту тему, и считаю, что он все делает правильно. По крайней мере, лучшего рецепта для такого огромного города как Москва я не знаю.  

Беседовала Ольга Александрова

ПЕРСОНА

Юсси Паюнен
 в феврале 2012 года г-н Паюнен был назначен мэром на второй семилетний срок. До этого он занимал различные ответственные посты в муниципальных службах. С 1997 по 2005 год г-н Паюнен являлся депутатом муниципального совета и в 1999 году стал членом городского управления. В 2003 году он вступил в должность председателя городского управления и занимал ее вплоть до назначения на пост мэра города.

Хельсинки, в муниципальных службах которого занято 40 000 человек, является крупнейшим работодателем в Финляндии. Следуя скандинавской модели социально-бытового обслуживания, местным властям города предоставляется исключительно широкий диапазон обязанностей. Главная ответственность мэра — управление бюджетом города в размере €4,4 млрд.
Под руководством г-на Паюнена Хельсинки превратился в глобальный деловой и образовательный центр, основывая свою привлекательность на стремлении быть веселым и функциональным. Мэр Пайюнен лично участвовал в подготовке успешного предложения Хельсинки стать мировым центром дизайна в 2012 году.
До того как Юсси Паюнен приступил к исполнению возложенных на него обязанностей мэра Хельсинки, он работал управляющим директором и председателем правления семейной фирмы Edvard Pajunen Ltd.

Г-н Паюнен имеет степень магистра Хельсинской школы экономики и магистра делового администрирования INSEAD, Франция. Он родился в 1954 году в Хельсинки, женат и имеет пять взрослых детей.

Примечательно, что в 2012 году городское правление Хельсинки решило о повысить зарплату мэра Юсси Паюнена на 6 %. В 2013 году он начал зарабатывать 200 000 евро в год. Это больше, чем у мэра Лондона, к примеру. Также доход Сергея Собянина составил 5,32 млн рублей (около 123,7 тыс. евро).