ALIA

Когда будет завершено строительство Четвертого транспортного кольца?

Схема прохождения трассы и сроки реализации программы строительства

Строительство Четвертого транспортного кольца (ЧТК) – одна из последних масштабных дорожных строек московского правительства. В отличие от Северной и Южной рокад, прокладка кольца началась еще в прошлом году. Кроме того, примерно пятая часть новой магистрали уже построена, благодаря включению в нее уже имеющихся улиц на юге города. Однако, несмотря на то что на первые очереди уже выделены деньги и власти обещают завершить эти участки в срок, как рассказали проектировщики, окончательные сроки строительства всей магистрали теперь назвать невозможно. 

Часть строящегося Четвертого транспортного кольца проходит по уже сложившейся линии улиц – Минской улице, Ломоносовскому и Нахимовскому проспектам. Этот участок равен примерно 16 км, что составляет пятую часть будущей кольцевой дороги, общая протяженность которой, согласно последним пересчетам, будет равняться 76,3 км. Остальные же участки ЧТК находятся на различных стадиях реализации: на востоке столицы практически все проекты уже утверждены, там же прокладывается первый участок нового кольца, остальная, большая, часть трассы находится на стадии предпроектной разработки.

Строительство новой трассы будет вестись новаторски для Москвы – половина (55%) магистрали пройдет на искусственных сооружениях, над и под землей. Начиная от ул. Народного ополчения по всему северу города до Рязанского проспекта, трасса, прижимаясь к  Малому кольцу Московской железной дороги, будет идти по эстакаде. Единственный разъем на данном этапе будет сделан при переезде национального парка Лосиный остров. Здесь в виду ценности территории новое кольцо будет проходить в тоннеле глубокого заложения протяженностью порядка 3,2-3,5 км. Аналогичные тоннели также будут сделаны при прохождении под парком Коломенское – он будет протяженностью 2,5 км – и под территорией Филевского парка – протяженность его составит 1,5 км.

На юге, начиная от Рязанского проспекта, Малое кольцо Московской железной дороги и Четвертое транспортное кольцо расходятся: железная дорога проходит выше, а магистраль уходит южнее. Пройдя по эстакаде, ЧТК сначала уходит в тоннель под Коломенским парком и затем выходит на уже существующие магистрали. 

«Строительство принципиально началось на востоке города, так как в Восточном округе практически отсутствуют поперечные транспортные связи из-за наличия парковых территорий (Кусково, Измайлово, Лосиный остров)», - рассказал заведующий НПО Транспорта и дорог ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Игорь Бахирев. На сегодняшний день прокладывается первый участок ЧТК – от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Открыт для движения он будет уже в следующем году. К 2011 году будет прокладываться отрезок трассы от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе. И до 2015 года будет осваиваться участок в противоположном направлении – от Шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта. «На эти участки утверждены проекты и что самое главное выделены деньги на строительство», - поведал И.Бахирев из НПО Транспорта и дорог.

Ширина ЧТК в основном будет составлять восемь полос: по четыре полосы в обе стороны, но на некоторых участках по пять полос в каждом направлении. По словам И.Бахирева, этого достаточно, поскольку при большей начинаются транспортные перестроения, которые только тормозят движение. При этом не экономить на ширине дороги проектировщики советуют в тоннелях, которые предлагают делать по тому же принципу, что тоннель в Лефортово, но большим по размеру щитом. Это позволило бы копать грунт закрытым способом, а, следовательно, получить тоннель глубокого заложения – не менее 15 м над землей – и шириной в необходимые восемь полос.

Более того, в отличие от всей новой трассы, которая преимущественно будет поднята над землей на искусственных сооружениях, а, значит, изолирована от городской застройки, существующие участки ЧТК пересекаются с улицами в одном уровне в режиме светофоров, что не очень-то соответствует главному принципу ЧТК как «магистрали с высокой пропускной способностью». Поэтому, когда кольцо замкнется, то их надо будет делать бессветофорными, а переходы либо убирать под землю, либо поднимать над проезжими частями в виде крытых переходов. Согласно проекту, скорость движения на будущем ЧТК не должна превышать 80 км/час. Однако, по мнению проектировщиков, чем выше скорость, тем больше возможностей для аварий, и поэтому они предлагают ввести на новом кольце скоростной порог в 60 км/час, как это сделано на всех городских трассах Японии. Интенсивность движения транспорта в часы пик по новой трассе должна составить около 5-6 тыс. автомобилей в каждом направлении движения.

Большая часть проектируемых участков Четвертого транспортного кольца проходит по так называемой московской «зоне отчуждения» - вдоль Малого кольца Московской железной дороги, по территории промышленных зон и по территории, на которой расположены гаражи, техсервисы и пр. Поэтому здесь властям города придется столкнуться с переселением гаражей, однако и это может затянуться надолго. Единственное место, где новая трасса будет пролегать вдоль жилья, это район улицы Народного ополчения. Здесь проектировщики также попытаются «убрать» трассу в неглубокие тоннели, которые пройдут по уже существующим коридорам улицы.

Что касается сроков окончательного завершения строительства, то в связи с кризисом здесь пока нет никакой ясности. Если изначально пустить движение по всему кольцу планировалось в 2017 году, то сейчас, по словам специалистов из НПО Транспорта и дорог, нет никаких подтверждений продолжения финансирования программы или хотя бы уточнения ее новых сроков. Несмотря на денежные трудности, проектирование, как рассказали в НПО транспорта, не прекращается. На данный момент идет разработка участка дороги от Рязанского проспекта до выхода на Нахимовский проспект, включающего тоннель под Коломенским парком, который бы замкнул строящиеся трассы кольца с уже существующими. «Если бы финансирование строительства сейчас возобновилось, то до 2015 года мы бы имели больше половины ЧТК», - говорят в НИиПИ Генплана. 
 
Учитывая объективные трудности в реализации городом столь дорогостоящих проектов, а также припоминая такой предыдущий опыт прокладки трассы в ткани города, как Третьего транспортного кольца, строительство которого велось без малого 40 лет, можно с уверенностью предположить, что строительство Четвертого транспортного кольца станет для города актуальной стройкой еще не на одно десятилетие. Тем более, что намеченные темпы строительства тоже вполне размеренны: за три года строительства, с 2008 по 2011 года, на отрезке между Шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе, будет построено всего около 4 км, а это всего 6,6% от всего необходимого строительства.

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА 

Схема: ГУП НИиПИ Генплана Москвы