ALIA

Четыре стены, пол, потолок: делать ли ремонт перед продажей квартиры?

Есть ли смысл делать ремонт жилья перед его продажей, и насколько качественная отделка может повысить цену квартиры – вот вопросы, которые обычно задает себе каждый собственник, решившийся реализовать принадлежащую ему жилплощадь

Есть ли смысл делать ремонт жилья перед его продажей, и насколько качественная отделка может повысить цену квартиры – вот вопросы, которые обычно задает себе каждый собственник, решившийся реализовать принадлежащую ему жилплощадь. Как правило, на российском рынке квартиры продаются по принципу «четыре стены, пол, потолок», а покупатели не спешат «платить» за уникальную отделку, предпочитая самостоятельно определить, как будет выглядеть будущее жилище. И все же, по словам экспертов, грамотный ремонт может не только окупиться, но и принести продавцу значительную выгоду.

«Безусловно, перед продажей квартиры, независимо от запрашиваемой цены, стоит сделать косметический ремонт, чтобы жилье имело товарный вид. Первое впечатление – самое важное. Пусть квартира будет «бедненькой», но обязательно чистой и аккуратной», - считает руководитель отдела продаж городской недвижимости IntermarkSavills Екатерина Гурьева. Для этого, по мнению эксперта, нужно как минимум навести порядок, обновить краску, побелку, положить линолеум, отмыть стены, после того как была убрана мебель и т.д. Денег на это уйдет немного, но чем опрятнее будет выглядеть недвижимость в глазах потенциального покупателя, тем выгоднее она может быть продана или проведена аренда помещений в москве на выгодных условиях.

Такого же мнения придерживается руководитель аналитического центра корпорации«Инком» Дмитрий Таганов: «Если вы продаете квартиру эконом-класса, и она находится в более-менее нормальном состоянии, то вкладывать дополнительные средства в отделку не стоит. Если квартира абсолютно «убитая», то, безусловно, привести ее в порядок все же придется. Однако не стоит сильно увлекаться – достаточно будет поклеить обои, устранить неприглядный вид потолка, заделать царапины на полу».

«А вот если продавать предстоит квартиру бизнес-класса или элитное жилье, то тут, без сомнения, сделать легкий ремонт все же стоит», - считает Д.Таганов из корпорации «Инком». – «Покупатели дорогого жилья очень требовательны к характеристикам приобретаемой недвижимости, и поэтому, несомненно, оценят, например, простор комнат, подчеркнутый обоями светлых тонов. Также важно обратить внимание и на качество сантехники. Очень важно, чтобы она была в исправном состоянии, и нигде не было видно подтеков, трещин и т.д. Хорошие входная и межкомнатные двери также добавят привлекательности квартире при продаже».

В целом квартира с универсальным, рассчитанным на максимально широкую целевую аудиторию ремонтом продается гораздо быстрее той, в обустройстве которой отразились необычный вкус и экзотические решения бывшего хозяина квартиры. Главное – чувство меры. Никаких излишеств, только спокойные выдержанные цвета и чистые линии.

Для того чтобы отремонтированное и готовое к продаже жилье было оценено покупателями по достоинству, уровень отделки должен соответствовать уровню дома. Иными словами, в квартире эконом-класса не должен быть сделан ремонт класса "люкс", а в элитном жилье – наоборот, дешевый. «Если ремонт не соответствует сегменту, то «продать» уникальную отделку будет крайне сложно. Покупатель в конечном итоге предпочтет взять просто квартиру в хорошем доме с удобным расположением нежели эксклюзивный ремонт, который потом может сделать и сам», - считает Е. Гурьева из IntermarkSavills.

На рынке недвижимости действует правило: чем выше уровень дома, тем больше ценится качественный ремонт. Покупатели жилья элитного сегмента в принципе готовы переплачивать за отделку, потому что понимают, что в итоге сэкономят и время, и деньги. А в эконом-классе ремонт может стать дополнительной статьей расходов, и поэтому клиенты агентств недвижимости, скорее всего, предпочтут тот вариант, что дешевле.

Впрочем, как отмечают опрошенные RealEstate.ru эксперты, на отечественном рынке недвижимости довольно и тех, кто сознательно ищет недвижимость без какого то ни было ремонта. «Так, покупатели жилья эконом-класса стараются сэкономить, а следовательно, за эксклюзивный ремонт доплачивать не будут, а некоторые клиенты, желающие приобрести дорогое жилье, наверняка захотят сами воплотить в жизнь свои архитектурные и композиционные идеи», - комментирует Д.Таганов. Как замечает Е.Гурьева, часть клиентов сознательно покупает «голые стены», которые уже обустраивает по своему желанию, либо привлекая профессиональных дизайнеров.

И все же,если в квартире сделан правильный ремонт, то он может принести выгоду продавцу, окупив себя в два раза и более.  «Есть люди, которые специально покупают недвижимость в плохом состоянии, делают в ней ремонт и затем продают дороже», - рассказала Е.Гурьева. В доказательство она приводит такой пример: инвестор приобрел «убитую» квартиру в старом фонде на ул. Сивцев Вражек по цене в 12 тыс. долл. за квадратный метр, сделал в ней ремонт стоимостью 1,5 тыс. долл. за «квадрат». Реалии рынка таковы, что продать подобную квартиру он сегодня сможет по цене в 15 тыс. долл. за "квадрат". То есть цена продажи квадратного метра в данной квартире увеличивается сразу на 3 тыс. долл., а вложения в ремонт "окупают" себя в 2 раза. При грамотном подходе и это не предел.

Ирина ФИЛЬЧЕНКОВА