Обзор ежедневных газет

17 сентября 2007

Экономика и политика

«Если тот или иной вопрос начинает двигаться, его надо переводить в сферу деятельности отраслевых ведомств уже не в рамках нацпроектов, а в рамках текущей работы», — заявил в конце недели Владимир Путин. Нацпроекты станут более стандартными и скорее всего будут работать в форме федеральных целевых программ (ФЦП), комментирует источник, близкий к администрации президента, пишут «Ведомости» в материале «Программа вместо нацпроекта».

Четыре приоритетных нацпроекта стартовали осенью 2005 г. На них в 2006-2007 гг. выделено 433 млрд руб. (см. врез). Самым сложным был признан нацпроект «Доступное жилье» (84,7 млрд руб. и 49,6 млрд руб. госгарантий в 2006-2007 гг.). Программа развивается «не так быстро, как нам бы хотелось <...> нет каких-то блестящих прорывов», признавал в интервью «Ведомостям» Дмитрий Медведев.

По данным Центробанка, с октября 2005 г. по июль 2007 г. задолженность по ипотечным кредитам выросла в 10,6 раза с 35,2 млрд до 374,44 млрд руб., а средневзвешенная ставка снизилась с 11,8% до 11,2%. Увеличились и объемы жилищного строительства: по данным Росстата, если в 2005 г. было введено 43,6 млн кв. м жилья, то в 2006 г. — уже 50,2 млн кв. м (планы на этот год — 56,7 млн кв. м). Задача, поставленная президентом, — 80 млн кв. м к 2010 г.

Но доступным жилье не стало. Приток денег в ипотеку взвинтил цены — по данным Росстата, в прошлом году цены на новые квартиры по стране поднялись на 47,7%, на вторичку — на 54,4%. По словам замминистра регионального развития РФ Юрия Тыртышова, 90% жилья в России покупают 15% населения страны. «Доля населения, способного приобрести жилье с помощью собственных и кредитных средств, удвоилась: в 2004 г. было 9%, сейчас — 19%», — комментирует президент Института экономики города Надежда Косарева.

Другая идея этого нацпроекта заключалась в том, чтобы «растормошить» региональные власти и уменьшить коррупционную емкость рынка, напоминает Михаил Дворкович, советник президента Mirax Group.

Так, Медведев давал поручения провести ревизию всех участков под застройку. С конца 2005 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила более 700 нарушений в их распределении.

Кроме того, напоминает Косарева, были инициированы поправки в несколько законов и усилен нажим на местные власти с целью ускорить выделение земельных участков и согласование строительной документации. Например, введена единая строительная экспертиза, срок которой сокращен с шести до полутора месяцев.

«Наблюдается резкий рост числа аукционов — с 98 в IV квартале 2005 г. до 600 во II квартале текущего», — говорит начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов.

Но опрошенные «Ведомостями» застройщики особых изменений к лучшему в процедурах согласования не замечают и официально комментировать эту тему отказываются.

Как именно будут трансформированы нацпроекты, пока не понимают даже те, кто за них сегодня отвечает. Пока ясно, что из четырех нацпроектов только нацпроект по сельскому хозяйству будет преобразован в федеральную целевую программу, говорит источник в аппарате правительства. Еще в июле правительство одобрило госпрограмму развития сельского хозяйства, которая даже щедрее нацпроекта: 551,3 млрд руб. в 2008-2012 гг. (на нацпроект в 2008-2010 гг. в трехлетнем бюджете было заложено 83 млрд руб.).

Недвижимость

Малый бизнес уводят с аукционов
Правительство настаивает на аукционах

Несмотря на категорические возражения представителя правительства, Госдума в пятницу приняла законопроект, предоставляющий преимущественное право выкупа объектов недвижимости площадью менее 300 кв. м малым предприятиям, арендующим их у государства более трех лет. Правительство настаивает на аукционах по праву выкупа и готово поддерживать малый бизнес лишь льготами на аукционах, пишет «КоммерсантЪ».

Законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" готовился группой депутатов разных фракций более двух лет в развитие действующего с 1995 года закона "О государственной поддержке малого предпринимательства". Он предусматривает преимущественное право выкупа арендуемой малым бизнесом более трех лет государственной недвижимости. Действующий закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не допускает подобных исключений из общих правил, продажа всего госимущества должна проходить только на аукционах. Депутаты решили принять специальный закон о предоставлении преимущественных прав. Как утверждается в юридическом обосновании к законопроекту, закон, "устанавливающий преференции для отдельной категории покупателей государственного и муниципального имущества", будет иметь "правовой приоритет" над нормами закона о приватизации.

Идея позаботиться таким образом о малом бизнесе появилась из-за того, что по закону о разграничении полномочий между уровнями власти (131-й федеральный закон) центр, регионы и муниципалитеты обязали до 1 января 2009 года продать на аукционах все имущество, не обеспечивающее выполнение их властных полномочий. По словам одного из авторов законопроекта председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, большая часть малых предприятий (в основном парикмахерские, кафе, некрупные рестораны, предприятия бытового обслуживания) будет вынуждена прекратить свою деятельность из-за отсутствия средств на аукционную аренду. В связи с этим законопроект предлагает до 1 января 2009 года ввести внеаукционный выкуп помещений до 300 кв. м малыми предприятиями, "которые более трех лет добросовестно платили аренду". При выкупе может предоставляться рассрочка на срок не более трех лет.

Все думские фракции поддержали законопроект. Так, депутат Олег Шеин от "Справедливой России" пояснил свою позицию тем, что шанса выиграть на аукционах у малых предприятий нет: в ходе аукционов их будут захватывать "мародеры, паразиты и спекулянты, пользуясь личными контактами во власти". А депутат Петр Щелищ из "Единой России" заявил, что аукционный принцип продажи имущества в данном случае нереализуем: многие муниципалитеты способны пропустить через конкурс не более 5% арендуемых помещений.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова