Обзор ежедневных газет

19 апреля 2007

Экономика и политика

Гражданам будет легче узнать о том, чем занимаются чиновники. Для этого депутаты должны одобрить принятый вчера в первом чтении пакет законопроектов — он заставляет чиновников делиться с населением любыми сведениями, которые не являются государственной или служебной тайной. Чтобы чиновники так и делали, нужно много денег и контролеров, пишет газета «Ведомости» в материале «Открытость за деньги».

Сейчас в России уже действуют четыре закона, указ и постановление правительства, которые регулируют информационную открытость органов власти. Но реального доступа граждан к информации они не обеспечивают, считает замминистра экономразвития Андрей Шаронов. Россия продолжает оставаться одной из самых закрытых стран для своих граждан, занимая в рейтинге Kurtzman Group 40-е место из 48 возможных. А по данным Института развития свободы информации, 57,8% россиян считают, что их право на информацию о работе госвласти не соблюдается.

Законопроект обязует чиновников предоставлять открытые документы в виде копий. Запросить информацию можно будет обычной или электронной почтой. Если через месяц ответа не последует, у гражданина есть право призвать чиновника к административной ответственности. Поправки в КоАП из того же пакета предусматривают штраф до 3000 руб. за необоснованное засекречивание информации, предоставление недостоверных данных или за несвоевременный ответ. Мы не собираемся разорять чиновников, но штраф научит их не пренебрегать интересами граждан, объясняет начальник департамента Минэкономразвития Андрей Шаров.

Законопроект также обязывает госорганы размещать всю открытую информацию о себе на официальных сайтах. Если запрос окажется очень объемным, то за изготовление копий и почтовые расходы гражданину придется заплатить.

Недвижимость

«Меркадо» помешала X5
Прибыль ритейлера выросла не так сильно

Поглощение сети “Меркадо” помешало X5 Retail Group порадовать акционеров высокой прибылью. Из-за необходимости консолидировать в отчетность группы $16-миллионный убыток от деятельности “Меркадо” за весь 2006 год чистая прибыль X5 оказалась ниже прогнозов аналитиков. Но в 2007 г. “Меркадо” должна принести прибыль, ждут они.

X5 Retail Group вчера опубликовала первую аудированную отчетность после создания объединенной компании. За 2006 г. крупнейший российский ритейлер увеличил выручку на 49,6% — до $3,55 млрд, из них $1,97 млрд пришлось на “Пятерочку” и $1,496 млрд — на “Перекресток”, еще $82 млн составила выручка “Меркадо”. Валовая прибыль выросла на 63,8% и составила $989,5 млн, а валовая рентабельность поднялась с 25,4% до 27,9%. EBITDA объединенной компании выросла на 55,9% — до $360 млн, а рентабельность EBITDA составила 10,1% (в 2005 г. — 9,7%). Рост рентабельности EBITDA объединенной компании обеспечил “Перекресток”: у “Пятерочки” этот показатель снизился с 12,4% до 12,3%, а у “Перекрестка” вырос с 6,1% до 8%.

Главный исполнительный директор X5 Лев Хасис говорит, что “очень доволен результатами за год”. Но хотя рост основных финансовых показателей был двузначным, чистая прибыль увеличилась на 1,2% до $103 млн. По словам директора X5 по корпоративным коммуникациям Геннадия Фролова, эта цифра совпадает с внутренним консенсус-прогнозом компании. “Чистая прибыль ниже консенсуса примерно на 15%”, — говорит аналитик FIM Securities Мария Давыдова.

В отклонении, по ее мнению, виноват в первую очередь $16-миллионный убыток сети “Меркадо”, соглашение о покупке которой X5 подписала в октябре 2006 г. В управленческой отчетности X5 учитывала финансовые результаты “Меркадо” лишь за два последних месяца 2006 г. “[Включение в отчетность] убытка от "Меркадо" привело к тому, что чистая прибыль оказалась ниже моего прогноза на 3,5%”, — соглашается Марат Ибрагимов из Citigroup. На консолидации финансовых результатов “Меркадо” за весь 2006 год, а не только за два месяца, по словам Фролова, настояли аудиторы X5 из-за правил подготовки отчетности pro-forma.

Во второй половине 2006 г. “Меркадо” открыла много магазинов и полученный сетью операционный убыток — это “издержки роста”, говорит Хасис и добавляет, что “сейчас все в порядке”. “По сути, X5 купила торговые площади, и понятно, что после ребрендинга этот бизнес будет прибыльным”, — считает Ибрагимов. Давыдова тоже ждет, что уже в этом году после ребрендинга магазинов “Меркадо” в “Пятерочки” и “Перекрестки” они начнут приносить прибыль.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова