ALIA

В Подмосковье не хватает проектов с застройкой: участки без подряда составляют почти три четверти объема предложения

Специалисты «ИНКОМ-Недвижимость» выяснили, какие изменения претерпел формат участков без подряда (УБП) на подмосковной «загородке» за последние пять лет. Доля УБП в предложении выросла с 54% до 71%, а их цена, увеличившись на 8,3%, установила новый рекорд – 3,9 млн руб.

При этом средний чек покупки, напротив, уменьшился на 30% – до 1,4 млн руб. В компании считают, что происходящее свидетельствует о вымывании недорогого ликвидного товара и продолжающемся регрессе на рынке.

На данный момент на первичном рынке загородного жилья Подмосковья насчитывается 62 308 объектов, преимущественную долю из которых – 71% – составляют УБП. Лишь 15% предложения занимают квартиры в малоэтажных домах (МЖД), 7% ассортимента приходится на коттеджи, 5% – на таунхаусы и 2% – на дуплексы.

В течение последних пяти лет доля УБП в экспозиции показывала положительную динамику, продемонстрировав при этом два скачка: в 2014-м, когда за год она выросла на 10 п.п., и в 2018-м, когда по сравнению с прошлым годом был зафиксирован подъем на 8 п.п.

Руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов рассказал, что процент УБП в предложении является своеобразным маркером состояния рынка – чем он выше, тем сложнее ситуация, ведь преобладание земельных участков свидетельствует о нехватке проектов с застройкой и отсутствии у девелоперов финансовых возможностей для их создания. Он добавил, что статистика показывает, как с началом новой волны кризиса доля УБП пошла в рост.

Положительную динамику продемонстрировала и средняя цена предложения в формате: за указанный срок она увеличилась на 8,3% – с 3,6 млн руб. в 2013-м до нынешних рекордных 3,9 млн руб. Стоит заметить, что на протяжении прошлого года средняя стоимость УБП колебалась в пределах 2,2-2,4 млн руб., так что скачок получился ощутимым.  Это позволяет предположить, что бюджетные лоты попросту вымываются с рынка, а в предложении остаются малоликвидные объекты по завышенным ценам, которые и определяют среднюю стоимость предложения. Дмитрий оценивает шансы на реализацию более половины из выставленных участков как весьма скромные.

В отношении спроса изменения в формате УБП оказались не столь серьезными, хотя и здесь за указанный период был зафиксирован небольшой рост – с 54% в 2013 году до 60% в 2018-м. Для сравнения: МЖД выбирают 24% клиентов, таунхаусы – 7%, коттеджи – 5%, дуплексы – 4%.

Источник: www.realestate.ru