Военнослужащим, обеспеченным "живыми" деньгами из бюджета, грех не воспользоваться текущей ситуацией на рынке жилья
Первые 12 месяцев функционирования накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих в "штатном режиме" пришлись на тяжелое для всей страны время. В течение прошедшего 2008 года недвижимость успела в очередной раз взлететь в цене и к концу года подешеветь, некоторые стройки фактически остановились, было зафиксировано рекордное падение фондового рынка, многие кредитные организации практически перестали выдавать ипотечные кредиты. Подобные условия существенным образом сократили или даже поставили под сомнение выполнение многих федеральных или ведоственных программ. О том, как переживает кризис система военной ипотеки, что было сделано для сохранения средств военнослужащих, кто сейчас выдает им кредиты и на каких условиях, RealEstate.ru рассказал начальник ФГУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны РФ генерал-майор Александр Рыльский.
Александр Николаевич, не так давно размер накопительного взноса в расчете на одного военнослужащего, участвующего в накопительно-ипотечной системе, был увеличен до 168 тыс. руб. Как Вы оцениваете эффективность данной меры? Насколько повысится покупательная способность военнослужащих?
Сразу хотел бы уточнить, что Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) назначено ответственным за реализацию накопительно-ипотечной программы во всех силовых ведомствах РФ, а не исключительно среди военных. Сейчас только по линии одного Министерства обороны РФ в обеспечении постоянным и служебным жильем нуждается почти 130 тыс. военнослужащих, при этом в постоянном жилье нуждается 80 тыс. военнослужащих. Если же подсчитывать общее количество нуждающихся в жилье сотрудников всех силовых структур России, цифры будут еще больше. Кроме того, молодые военнослужащие будут обеспечиваться постоянным жильем только по накопительно-ипотечной системе.
Что для всех этих людей 168 тыс. руб.? Напомню, что экономическое обоснование Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предполагает, что накопительный взнос должен обладать покупательной способностью из расчета 3,17 кв. м в год. Это позволит участнику за 17 лет пребывания в НИС (то есть примерно к возрасту 39-45 лет) накопить на квартиру площадью 54 кв. м. В прошлом году размер накопительного взноса равнялся 89,5 тыс. руб. C учетом роста стоимости жилья на рынке ( в 2008 году стоимость квадратного метра в среднем по стране поднялась до 46,8 тыс. руб.) в целях обеспечения покупательной способности взноса мы вышли с предложением увеличить размер накопительного взноса. Тем более, что в ряде регионов его не хватало для приобретения установленного количества метров, учитывая, что в первом полугодии 2008 года стоимость квадратного метра в среднем по стране поднялась до 42 тыс. руб. Мы обратились с предложением увеличить размер накопительного взноса в Министерство экономического развития РФ и Министерство регионального развития РФ, которые пошли нам на встречу. Текущий размер взноса позволяет участникам НИС рассчитывать на сумму около 2 млн руб. Конечно, для покупки квартиры в московском регионе ее будет маловато. Однако в подавляющем большинстве субъектов РФ участники накопительно-ипотечной системы смогут приобрести себе достойное жилье. К примеру, в декабре 2008 года 25 человек в рамках нашего пилотного проекта приобрели двухкомнатные квартиры в новостройках Иркутска и Калининграда, где стоимость квадратного метра составляла на то время порядка 33 тыс. руб. и 39 тыс. руб. соответственно.
Будет ли в дальнейшем снова увеличен размер накопительного взноса для участников НИС?
Разумеется, все будет зависеть от экономической ситуации в стране. Однако одно могу сказать твердо: по закону, накопительный взнос каждого последующего года не может быть ниже взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Поэтому размер накоплений точно не уменьшится. А дальше, как говорится, поживем – увидим.
В 2009 году планируется проведение нового конкурса по отбору управляющих компаний, которым будет поручено работать со средствами военнослужащих. Когда состоится конкурс? Каковы итоги первых трех лет работы УК со средствами военных?
Итоги работы управляющих компаний со средствами военнослужащих мы не можем оценить однозначно. Во-первых, когда мы провели первый конкурс по выбору УК и специализированного депозитария в 2005 году, мы начали, что называется, с чистого листа. На сегодня средства накоплений переданы в доверительное управление 9 управляющим компаниям, отобранным на конкурсе в 2005 году. К слову, к началу 2009 года в управлении находилось порядка 12 млрд руб. средств военной ипотеки.
Размер средств военнослужащих, находящихся в управлении, постоянно растет, с одной стороны, за счет бюджетных средств, поступающих на накопительные счета давних участников НИС и «новичков», а с другой стороны, за счет работы управляющих компаний. Однако ситуация на фондовом рынке не всегда складывалась благоприятно. Так, 2006 год фондовый рынок прожил на подъеме и принес нам доходность в размере 28% годовых, а в 2007 году - всего 12,8% годовых. Что было на фондовом рынке в 2008 году, думаю, пересказывать не стоит. И это вторая причина, по которой мы не можем считать итоги работы УК со средствами военной ипотеки удовлетворительными.
Проанализировав ситуацию, мы совместно с Минфином России, ФСФР России и НП «Национальная лига управляющих» предприняли ряд мер, который позволили нам сохранить средства на накопительных счетах военнослужащих. По итогам 2008 года невозможно было достоверно определить имущественное состояние активов совокупного инвестиционного портфеля. В связи с этим, согласно разъяснениям Минфина России управляющими компаниями под контролем специализированного депозитария была произведена переоценка активов, в которые инвестированы средства накоплений. Это позволило уменьшить снижение стоимости активов.
Для минимизации потерь покупательной способности средств накоплений Федеральным управлением проводилась и проводится работа с управляющими компаниями по корректировке стратегии инвестирования средств накоплений. Проведена своевременная диверсификация инвестиционных портфелей управляющих компаний. Это позволило уменьшить (по сравнению с изменениями показателей фондового рынка) снижение стоимости чистых активов средств накоплений. В частности, мы уменьшили долю высокорисковых финансовых инструментов рыночного дохода (акции российских эмитентов). К примеру, акции российских акционерных обществ в 2007 году составляли 28% от общего объема инвестиций, а в 2008 году – всего 7,6%. Доля облигаций российских хозяйственных обществ в совокупном портфеле выросла с 38% до 41%. Одновременно была увеличена доля депозитов в рублях кредитных организаций – с 0,3% до 6% от общего объема инвестиционного портфеля. Кроме того, исходя из экономической оценки поведения курса рубля к иностранным валютам, управляющие компании в декабре прошлого года разместили часть средств в иностранной валюте на счетах в кредитных организациях – порядка 4,5% от общего портфеля.
Наконец, исходя из ситуации, сложившейся на фондовом рынке, управляющими компаниями выработаны стратегии инвестирования средств накоплений на первое полугодие 2009 года, в соответствии с которыми управляющие компании в целом будут придерживаться сбалансированной, умеренной политики инвестирования. Средства накоплений главным образом планируется размещать в облигации высоконадежных эмитентов, предприятий с государственной поддержкой, в депозитах надежных банков, на валютных счетах кредитных организаций.
Что касается нового конкурса, то еще в 2007 году было принято решение несколько изменить «правила игры». Так, средства управляющим компаниям, которые пройдут наш отбор, будут передаваться впредь не равными долями, а пропорционально размеру принесенной ими прибыли. Также мы планируем расширить перечень инструментов для инвестирования, включив в него акции второго эшелона (изначально УК имели право вкладывать средства военнослужащих только в ценные бумаги эмитентов, входящих в котировальный список А1 – прим. ред.), в частности, в акции телекомов, металлургических предприятий, потребительского сектора. Кроме того, будет разрешено инвестировать средства военнослужащих в паи закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости (ЗПИФН). По новым условиям конкурса размер вознаграждений управляющих компаний будет зависеть от результатов работы.
Правда, для того чтобы провести конкурс, нам требуется принять ряд нормативных правовых актов и внести изменения в существующие. Во-первых, в Постановление Правительства Российской Федерации (от 3 мая 2005 года № 278) «О дополнительных ограничениях на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих…», где
- будут введены дополнительных требований для отдельных классов активов, разрешенных к инвестированию накоплений, исходя из принципов надежности, ликвидности и финансовой устойчивости;
- будут определены условия инвестирования накоплений в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, в том числе закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости;
- будут установлен размер максимальных долей отдельных классов активов в совокупном инвестиционном портфеле.
Во-вторых, нужно будет утвердить новые типовые договоры доверительного управления и оказания услуг специализированного депозитария, которые в целях повышения эффективности доверительного управления накоплениями и заинтересованности управляющих компаний в результатах инвестирования будут предусматривать:
- возможность управляющей компании сформировать несколько инвестиционных портфелей;
- уточнение перечня разрешенных активов в инвестиционной декларации управляющей компании;
- необходимость уведомления управляющей компанией уполномоченного федерального органа о намерении приобрести инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов;
- установление нового порядка расчета размера вознаграждения управляющих компаний;
уточнение сроков расчета и удержания вознаграждения управляющей компании.
Как в настоящий момент строятся отношения с банками и АИЖК? В каких банках и на каких условиях военнослужащие получают кредиты в настоящее время?
В условиях финансового кризиса основным нашим партнером является Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое разработало специальный продукт (данный продукт учитывает гарантии государства по погашению кредита военнослужащего) для участников НИС. На 2009 год установлена ставка кредитования - 15% В условиях, когда ставки по рублевой ипотеке превышают порой 25%, это выглядит вполне конкурентоспособно.
Каковы планы «Федерального управления накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» на ближайшее время?
Наши первоочередные планы – это, во-первых, обеспечить всех военнослужащих, желающих получить в этом году ипотечные кредиты, в объеме не менее 2 тыс. человек, во-вторых, провести новый конкурс по выбору УК. Также мы будем продолжать работу с военнослужащими в плане вступления в НИС и последующего, после трех лет пребывания в системе, приобретения жилья. Сейчас на рынке недвижимости такая ситуация, когда условия диктует потребитель, грех ей не воспользоваться. Тем более, что наш потребитель обеспечен «живыми» деньгами государства.
Имеют ли в настоящий момент военнослужащие возможность приобретать квартиры в новостройках?
Да, можно сказать, что в настоящий момент эта проблема решена. Федеральным законом 324-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года военнослужащим разрешено инвестировать средства целевого жилищного займа на приобретение жилья в объектах долевого строительства. Естественно, к застройщику в этом случае будут предъявляться определенные требования: он должен работать по 214-ФЗ «О долевом строительстве», должен быть определен статус земельного участка, на котором ведется строительство, степень готовности дома должна быть достаточно высокой.
Также напомню, что по 324-ФЗ военнослужащий может использовать выделенные ему средства и на оплату сопутствующих расходов, связанных с приобретением жилья. Например, оплатить страховку, услуги оценочной компании.
В 2010 году программа предоставления военнослужащим государственных жилищных сертификатов заканчивает свое действие. Не возникает желания ее продлить?
Прошло 11 лет с момента выполнения государственной программы обеспечения жильем граждан Российской Федерации с помощью государственных жилищных сертификатов – одного из самых эффективных механизмов обеспечения жильем граждан за счет средств федерального бюджета. Только в Минобороны России за 11 лет, начиная с 1998 года, путем реализации государственных жилищных сертификатов приобрели благоустроенное жилье более 85,3 тыс. семей, в том числе 74,6 тыс. увольняемых военнослужащих, 0,5 тыс. семей погибших (умерших) военнослужащих и 10,2 тыс. семей граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Эта программа стала одной из основных форм обеспечения жильем для постоянного проживания в избранном месте жительства увольняемых военнослужащих и формирования фонда служебного жилья путем переселения из закрытых военных городков граждан, утративших связь с Минобороны России. В ходе реализации программы постоянно проводилось совершенствование механизмов, направленных на повышение ее эффективности и привлекательности.
Учитывая огромный накопившийся опыт выдачи и реализации государственных жилищных сертификатов, Министерство обороны инициировано вопрос продления действия программы на 2011-2015 годы в целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, которые приобретут право на постоянное жилье в собственность после 2010 года, а также завершения в 2012 году формирования фонда служебного жилья путем переселения из закрытых военных городков граждан, утративших связь с Минобороны России.
Правительством Российской Федерации инициатива Минобороны России поддержана и поручено уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в 2009 году разработать и представить в установленном порядке федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы. При разработке новой программы будут учтены все предложения органов военного управления Минобороны России, а также иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Как повлияет военная реформа и сокращение состава вооруженных сил на участников НИС?
Участникам накопительно-ипотечной системы особо тревожиться не стоит. Еще раз подчеркну, что эта программа ориентирована в первую очередь на молодежь, которой в армии не хватает.
Беседовала Юлия ВАСИЛЕНКО
SELECT * FROM re_office.tgbs WHERE "2025-07-20" BETWEEN dt_from AND dt_to AND is_active=1 AND tgb="tgb" ORDER BY RAND(),click_count asc LIMIT 2 "SQLSTATE[HY000]: General error: 1021 Disk got full writing '.(temporary)' (Errcode: 28 "No space left on device")": #0 /var/www/_files/classes/DB.php(74): PDOStatement->execute() #1 /var/www/_files/classes/DB.php(171): DB::query() #2 /var/www/prod.realestate.ru/www/classes/Adv.php(10): DB::select() #3 /var/www/prod.realestate.ru/www/views/components/ad/double_banner.php(3): Adv::get2blockForCatalog() #4 /var/www/prod.realestate.ru/www/views/pages/offer-news.php(54): include('/var/www/prod.r...') #5 /var/www/prod.realestate.ru/www/views/general/template.php(23): include('/var/www/prod.r...') #6 /var/www/prod.realestate.ru/www/index.php(177): include('/var/www/prod.r...') #7 {main}
Notice: file_put_contents(): write of 858 bytes failed with errno=28 No space left on device in /var/www/_files/classes/DB.php on line 685
Warning: file_put_contents(): Only -1 of 858 bytes written, possibly out of free disk space in /var/www/_files/classes/DB.php on line 685