Одно машиноместо на одну квартиру в жилом доме
Сегодня в Москве строительство объектов сильно опережает развитие транспортной инфраструктуры, что на деле выливается в бесконечные пробки, мешающие как автолюбителям, так и пешеходам. Наряду с этим в Москве начинает реализовываться несколько крупных транспортных проектов, которые должны определенным образом изменить накалившуюся ситуацию. Для ведения этих и других транспортных проектов летом этого года в Москве был образован Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства. В интервью RealEstate.ru глава Департамента Александр Левченко рассказал о строительстве подземных тоннелей под Пушкинской площадью и площадью Белорусского вокзала, о том, где пройдет Четвертое транспортное кольцо и когда по нему можно будет полноценно ездить, а также о том, насколько будет увеличено число парковок к 2010 году и сколько машиномест должно быть заложено во всех новых жилых домах.
Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, об основных транспортных проектах, которые будут реализованы в ближайшие годы.
В этом году в сфере строительства дорог в Москве произошли существенные изменения. Было принято решение резко увеличить объемы дорожного строительства, и было значительно увеличено финансирование. В 2008 году на дорожно-мостовое строительство из городского бюджета выделено средств на 30% больше, чем в прошлом. Если раньше на строительство дорог и инженерии выделялось порядка 70 млрд руб., то в 2008 году - свыше 100 млрд руб., в том числе порядка 6 млрд руб. - на проектно-изыскательские работы. В ближайшие три года на строительство дорог планируется выделить 300 млрд руб. Это предусмотрено в проекте инвестиционной программы.
Если говорить о конкретных проектах, то уже почти закончено строительство Звенигородского проспекта – новой вылетной магистрали. Полным ходом идет реконструкция Ленинградки – трасса постепенно превращается в бессветофорную. Начато строительство Четвертого транспортного кольца, которое на отдельных своих участках будет выполнять роль хордовых магистралей, то есть увеличит связи между районами города. Начато проектирование двух отдельных хордовых магистралей - Северной и Южной рокад.
Кроме того, сегодня можно говорить о том, что запущен процесс строительства дублеров важнейших городских трасс. До конца года будет завершено проектирование дублера Кутузовского проспекта. Его строительство начнется в 2009 году. В ближайшее время начнутся проектные работы по созданию и северного дублера Кутузовского проспекта. Идет проектирование дублера Дмитровского шоссе. Наряду с этими крупномасштабными проектами ведется расширение и ремонт городских улиц, строительство новых развязок, пешеходных переходов и многое другое.
Расскажите об освоении подземного пространства под площадью Белорусского вокзала. Где будет проходить тоннель?
Работы на площади Белорусского вокзала будут завершены в 2010 году. В этом районе под Тверской улицей пройдет тоннель, сделав развязку бессветофорной. Кроме этого, на съезде с Лесной улицы под путепроводом будет расширена проезжая часть, и движение станет двусторонним.
Где будут располагаться въезды в подземные паркинги под Пушкинской площадью? Какова будет стоимость машиноместа?
Проект по освоению подземного пространства под Пушкинской площадью находится в стадии разработки, поэтому говорить о точном количестве машиномест, а тем более об их стоимости пока рано. Проектировщики предлагают сделать два уровня паркингов, где можно будет разместить около тысячи автомобилей. Основное условие реализации данного проекта – сохранение привычного облика Пушкинской площади. На своих местах останется памятник А.Пушкину, фонтаны, лестницы, бульвар. А под Тверской улицей пройдет тоннель, который позволит убрать светофоры и сделать движение транспорта на этом участке беспрепятственным.
Обеспеченность машиноместами в городе сегодня составляет порядка 45%. Каких результатов Вы планируете добиться в ближайшие годы и каким способом?
За последние три года, с 2005 по 2007 год, ввод гаражных объектов в сравнении с предыдущей трехлетней городской целевой программой гаражного строительства возрос на 50%. В реальном выражении эта цифра составила примерно 120 тыс. машиномест в 2007 году, а в 2008 составит 125 тыс. машиномест.
В новой целевой программе поставлена задача довести обеспеченность москвичей машиноместами до 60% в 2010 году и до 70% в 2020 году. Гаражами и парковками должны обеспечиваться все без исключения новые жилые дома и общественные здания. Если в проекте не указаны места, отведенные под парковку автомашин, он не получит утверждения. Правило, которое сегодня выполняется неукоснительно, гласит: одно машиноместо на одну квартиру в жилом доме. Это минимум. В проекте здания повышенной комфортности должно быть предусмотрено даже два машиноместа на квартиру. Подобные нормативные требования на данный момент предъявляются к проектам бизнес-центров, зданий администрации и торговли, вплоть до школ и объектов культуры.
Кроме того, действующая программа предусматривает строительство на средства горбюджета гаражей-стоянок, расположенных внутри территории, занятой объектами муниципальной жилой застройки.
Расскажите про этапы строительства Четвертого транспортного кольца. Что это будет за трасса, и когда по ней можно будет ездить?
Общая протяженность Четвертого транспортного кольца составит 75 км. Большая часть кольца будет построена в 2011 году, отдельные участки – к 2015 году.
Все участки нового транспортного кольца будут как минимум 8-полосными. Однако на севере Москвы - в районе Ленинградского, Дмитровского, Ярославского, Алтуфьевского шоссе - проектировщики сочли необходимым направить движение в одном направлении по семи или восьми полосам.
Кольцо пойдет мимо стадиона "Локомотив", рядом со станциями метро "Ботанический сад" и "Владыкино". Затем по улице Народного Ополчения, пересечет Нижние Мневники, в тоннеле пройдет под Филевским парком и выйдет к уже существующим: Минской улице, Ломоносовскому и Нахимовскому проспектам, по которым трасса дойдет до Коломенского, где пересечет Москва-реку в 4-километровом тоннеле. Выйдя из него, автострада пройдет через район Печатники до Измайлова.
ЧТК – сложнейший дорожно-мостовой комплекс. Почти на 70% трасса пройдет по эстакадам и тоннелям, в районе его строительства требуется серьезная перекладка инженерных коммуникаций. Естественно, новое кольцо будет бессветофорным, получит по четыре полосы движения в каждую сторону и в итоге сможет в час пик пропускать порядка 5,5 тыс. автомобилей в час. Связывать ЧТК с другими трассами будет около сотни эстакад. Но самыми трудоемкими будут не они, а два тоннеля, равных которым в Москве еще не было. Первый — длиной 1,2 км — пройдет под парком «Коломенское», второй — 800-метровый — под Филевским парком. Возможно, будет построен и третий тоннель — под парком «Лосиный Остров». Предполагается, что здесь ЧТК пройдет вместе с веткой железной дороги. Специально для прокладки тоннелей ЧТК в Германии строится уникальный шит диаметром 19 м, а 14-метрового щита, который есть в распоряжении строителей (с его помо¬щью построены Лефортовский и Серебряноборский тоннели), уже недостаточно.
Работы по строительству кольца уже начаты на первом участке от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Причем попутно строятся и автостоянки. Архитекторы приняли решение возвести многоярусную парковку на участке между шоссе Энтузиастов и Щелковским шоссе. Но прежде с этого места нужно убрать сотни старых гаражей. Если бы у города была возможность в короткие сроки освобождать занятые территории, мы бы строили раза в три быстрее. Например, 700 м тоннеля под Сущевкой мы сделали за 4 месяца. А чтобы такой участок освободить на Четвертом кольце, понадобится полтора-два года. Но это необходимо, потому что мы должны учитывать интересы всех сторон, в том числе и владельцев гаражей.
Есть ли планы сотрудничества с Московской областью в решении транспортной проблемы? Ведь Москва и область связаны в единый транспортный узел федерального значения.
И Московская область, и федеральное правительство заинтересованы в развязывании московского транспортного узла. Своими силами город может решить транспортные проблемы в пределах МКАД, но это не решит всех проблем столичного региона. Москва сегодня принимает на себя четверть всех пассажиров и 40% грузовых перевозок страны. Две трети россиян пользуются услугами трех международных аэропортов, находящихся на территории столичного региона. В связи с этим решение транспортных проблем - это совместная задача города, области и федеральных властей. Мы со своей стороны к сотрудничеству готовы и уже работаем в этом направлении. Кроме этого, я уверен, что потенциал московских дорожных строителей будет активно востребован при строительстве ЦКАД, которая пройдет по территории Московской области.
Беседовала Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА