Нужно ли помогать бедным чиновникам с жильем?
На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин подписал постановление, согласно которому федеральные гражданские чиновники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, будут получать единовременные пособия на приобретение жилья. Для того чтобы получить право на субсидию, госслужащий должен проживать в муниципальной или собственной квартире, общая площадь которой не превышает 15 кв.м на одного члена семьи. Размер субсидии будет производиться исходя из норматива общей площади, который составляет 33 кв.м на одного человека, 42 кв.м на двоих и по 18 «квадратов» на каждого, если в семье трое и больше человек. Цели государства в данном случае понятны – повысить авторитет государственной службы на мелком и среднем уровне, тем более что она разительно отличается от ее верхушки, однако, как водится, может получиться так, что наиболее лояльные чиновники обзаведутся квартирами "за выслугу лет", а большинство подчиненных так и останется ни с чем. RealEstate.ru решил узнать мнение общественных деятелей и экономистов, нужно ли помогать чиновникам с жильем?
Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев:
Чиновники – тоже люди и, ежели не опухли от откатов, средств на приобретение коммерческого жилья не имеют. Однако идею помощи в покупке не могу счесть оптимальной. Гораздо разумнее восстановить старую практику «домов для специалистов», в которых жилье предоставлялось бы в найм по разумной цене аренды – без права приватизации, и до тех пор, пока чиновник пребывает на государственной службе. Это не мешает возможности формирования ссудно-сберегательной кассы, позволяющей накопить средства на собственное жилье – в том числе и при поддержке бюджета, но на общих основаниях со всеми прочими.
Депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Валерий Селезнев:
Конечно, федеральным госслужащим необходима помощь в приобретении жилья, но помогать следует тем, кто действительно в ней нуждается. Я считаю, что требуется строгий контроль над работой создаваемых специальных жилищных комиссий, формирующих базы данных очередников, исключающий всякие попытки махинаций с квадратными метрами. Необходимы предупредительные меры по борьбе с коррупцией во всех ответственных органах власти, принимающих решения на каждом этапе получения госслужащим единовременной субсидии на приобретение жилья. Гражданские служащие должны на равных условиях с военнослужащими иметь возможность на улучшение своих жилищных условий, и не справедливо будет давать им какие-либо преимущества перед военными, в виде повышающих коэффициентов, при определении размера субсидии.
Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский:
Предоставление жилищных субсидий чиновникам предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ст. 53 которого предусматривает, в том числе единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы. Однако до недавнего времени соответствующего документа, регламентирующего порядок предоставления субсидий, не существовало, и жилье выделялось по договору социального найма.
Кому предоставлялось жилье? Как правило, чиновникам высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, начиная от руководителей подразделений и выше. Это было очень удобно – можно было пригласить будущего руководителя с периферии и обменять его лояльность на благоустроенные квадратные метры. Но такая форма бюрократической «дискриминации» порождала определенное недовольство среди низшей чиновничьей «братии», и вот теперь эта недоработка устранена.
При этом ужесточение порядка предоставления жилья чиновникам не представляется актуальным. Упорядочение процедуры приобретения недвижимости государственными гражданскими служащими – часть программы по повышению престижа гражданской службы. В этой связи крайне важно срочно и параллельно вводить другие институциональные меры по контролю за деятельностью государственных органов власти. Например, создать предусмотренный ратифицированными Россией антикоррупционными Конвенциями государственный орган по противодействию коррупции, подотчетный исключительно Президенту страны, учредить Комитет общественного контроля по аналогии с существовавшим во времена позднего СССР Комитета народного контроля, пересмотреть статьи УК РФ, касающиеся коррупции, халатности, злоупотребления должностными полномочиями. Лишь в этом случае введение регламента предоставления жилищных субсидий государственным служащим будет адекватно воспринято в обществе.
Беседовала Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

