ALIA

Чего застройщики ждут от нового мэра Химок?

Эта неделя началась с оглашения результатов выборов, состоявшихся во многих регионах России. В том числе, подмосковные Химки узнали имя своего нового главы. Никто не удивился, что им стал и. о. мэра Олег Шахов. RealEstate.ru  попытался узнать у ведущих застройщиков города, решения каких проблем они ждут от нового градоначальника. Но сделать это оказалось непросто. Большинство игроков отказывалось комментировать либо под предлогом начала выставки ДОМЭКСПО либо прямо сообщая, что эта тема для них табу. Честно говоря, собирать комментарии по новому губернатору Московской области было даже проще. Хотя, по сути, победителя выборов в Химках вполне можно назвать креатурой Сергея Шойгу.

Напомним, 14 октября в Химках прошли выборы мэра. Победил самовыдвиженец, ранее занимавший пост и.о. мэра Олег Шахов, набрав 47,61% голосов. Хотя явка населения на выборы составила 27,8%, что гораздо ниже ожидаемого, это не помешало новому главе занять мэрское кресло.

Конечно, результат был ожидаемым. Хотя маленькая надежда на другой исход все же была… Такие соперники Шахова, как Евгения Чирикова и Олег Митволь куда более популярны у местного населения, нежели бывший первый вице-губернатор Тульской области.

Но мы не сильно погрешим против истины, если скажем, что наимощнейшим административным ресурсом Олега Шахова является сам губернатор Московской области Сергей Шойгу, авторитет которого у жителей Подмосковья сейчас крайне высок. Во-первых, на должность и.о. мэра Химок сразу же после отставки Владимира Стрельченко был назначен именно Олег Шахов. Во-вторых, после этого губернатор Подмосковья довольно ясно дал понять, что он не допустит альтернативы. Глава области заявил, что не хочет, «чтобы из выборов мэра Химок делалось политическое шоу». По его словам, хочется видеть тех, кто не просто сыграет, а отработает так, что войдет в историю. 

Непосредственно сам Олег Шахов, еще не вступив официально в должность, сделал ряд громких заявлений. В частности, новый глава Химок намерен добиться присвоения городу статуса наукограда, а также изменить структуру администрации города. «Первым шагом, который я сделаю, будет изменение структуры администрации города. Например, (раньше) человек отвечал за следующие сферы: образование, здравоохранение, торговля и кладбище. Как Вы считаете, может один человек отвечать за эти направления? Образование и торговлю. И все это в одном флаконе. Я тоже считаю, что это не совсем правильно. Эта структура будет изменена», - сказал Шахов в эфире телеканала «Дождь».

Напомним также, что новая трасса от Москвы до Петербурга, которую прокладывают через химкинский лес, позволит разгрузить Ленинградское шоссе на 30 %. Мэр пообещал, что за каждое срубленное при строительстве новой дороги дерево будет высажено 5 новых. Хотя справедливости ради стоит отметить, что это обещание является обременением застройщиков. Еще в 2011 году правительственная комиссия, которую возглавил тогдашний вице-премьер Сергей Иванов, изучила проект и пришла к выводу, что существующая траектория прохождения стартового участка трассы М11 через Химкинский лес – наиболее эффективна. Для ее реализации не требуется ни сноса жилых домов, ни изъятия земель. Но было принято решение, что государство из собственных средств компенсирует потери природному комплексу, и засадит территорию в 500 га деревьями на 1 млрд рублей (т.е. за одно срубленное дерево будет посажено пять новых). Подробнее о трассе см. здесь.

Помимо этого, новый градоначальник намерен усилить борьбу с мигрантами в городе, начнет строить многоэтажные парковки, и проведет к 2017 году легкое метро.

Те немногие эксперты рынка недвижимости (а мы обратились почти ко всем крупным застройщикам региона), которые решились дать комментарии, рассказали Realestate.ru, чего ждут от нового мэра и чего опасаются. Кстати, одной из самых горячих просьб, которые высказывали участники рынка к Сергею Шойгу, была именно просьба заменить глав районов Подмосковья, так что настрой у всех должен быть по идее оптимистичный…


СПРАВКА

Химки – один из крупнейших городов-спутников Москвы, второй по величине после Балашихи. Население – порядка 200 тыс. человек. Расположен на берегу Канала имени Москвы и с северо-запада примыкает в Москве (граница расположена вдоль МКАД), а также примыкает к таким районам, как Куркино и Молжаниновский р-н Московской области. Это единственный населенный пункт, входящий в состав городского округа Химки. Основные застройщики города Химки: Urban Group, ГК «ПИК», Химки Групп, Tekta Group, Galaxy Group, ГК «МИЦ», Дружба Монолит, MR Group, ГК «Жилищный капитал», СУ-155, «Крост», ДСК-1, Кловер групп, СП-Холдинг, Лидер Групп.

Если он будет лучше Стрельченко, уже хорошо
Ирина Харченко, генеральный директор компании «Высота»:

- Говорить о том, как будет вести себя новый мэр Химок: закручивать гайки или, наоборот, раскручивать, пока рано. Никакой конкретной позиции Олег Шахов пока не обозначил. Все его заявления носят исключительно политический характер. Можно лишь отметить, что во время прежнего градоначальника Владимира Стрельченко согласование девелоперских проектов в Химках было нисколько не проще, чем в Москве. Можно лишь надеяться, что при новом мэре эта деятельность будет более прозрачной и быстрой.

Вообще же, в тех заявлениях, который сделал новый мэр, есть много позитивных моментов. Химки остро нуждаются в решении транспортной проблемы. Сегодня проезд между городом и Москвой осуществляется по одному единственному узкому горлышку Ленинградского шоссе. А железнодорожные станции находятся, мягко говоря, не в самых популярных местах. Вот и получается, что основной вид транспорта в городе – это личный автомобиль. Поэтому строительство метро, соединяющее город со столицей, во многом решило бы проблему транспортной перегруженности города.

Еще одна проблемная точка – отсутствие парковок. В Московской области, в отличие от Москвы, нет четких норм по количеству парковочных мест при новом строительстве. И застройщики этим с удовольствием пользуются: к примеру, недавно весьма крупная компания застроила свой микрорайон в Химках фактически без машиномест. В итоге все машины стоят на улицах. Для решения этой проблемы, девелоперов нужно обязать строить парковочные места при возведении жилья. При этом вполне можно извлечь хороший урок у Москвы и не вводить неоправданно высокую норму в 1,7 машиномест на квартиру – после чего половина парковок стоит нераскупленной – а ввести минимальный коэффициент в 0,5 машиномест на одну квартиру.

«Нужно ликвидировать стихийные свалки»
Денис Бобков, руководитель Аналитического центра Est-a-Tet:

- Девелоперы очень надеются, что он приложит усилия к тому, чтобы облагородить Химки, ликвидировать стихийные свалки, создать новые рекреационные зоны.

Определенные трудности могут возникнуть у девелоперов в случаях выбора не совсем удачных с точки зрения общественности мест под строительство – не исключено, что в нынешней ситуации новый мэр встанет на сторону местного населения. Заявленное им прекращение ускоренных темпов строительства коммерческого жилья говорит о том, что в дальнейшем будет сложнее получить разрешение на строительство. Стихийная ковровая застройка, которая имела место до сих пор, в дальнейшем будет невозможна.

Механизм согласования застройки тоже будет пересмотрен, поскольку теперь во всех инвестконтрактах необходимо будет учитывать новые объекты транспортной инфраструктуры, развитие которой Шахов считает приоритетным для Химок направлением.

Необходимо отметить, что Химки – один из приоритетов в новой концепции развития Московской агломерации. И хотя эта концепция еще только обсуждается, уже сейчас понятно, что городской округ Химки будет развиваться вместе с Москвой, что положительно скажется на его облике и развитии рынка новостроек в целом.

«Застройка города может быть на время заморожена»
Андрей Биржин, управляющий партнер TEKTA GROUP:

- За то время, пока глава города находится у власти, вокруг него формируются группы влияния, которым достаточно трудно отойти от выбранной ими линии поведения. Поэтому порой только смена власти может помочь застройщику эффективней реализовать свои планы в конкретном городе.

Если говорить об инвестконтрактах, здесь как говорится 50/50 и во многом зависит от стратегии, которую выбирает новый мэр. Если он приходит к власти на волне популистских обещаний, то инвестконтракты будут пересматриваться. И здесь нет места для обид, это просто элемент большой игры.

Альтернативная стратегия предполагает, что к власти пришел так называемый крепкий хозяйственник, который оставляет все на своих местах, работая на перспективу. При этом даже при реализации первого сценария нельзя говорить, что будут пересматриваться абсолютно все инвестконтракты. Застройщики, пришедшие в город с ясно выраженной миссии, готовые помогать муниципальным властям, менять ветхие сети или же строить объекты социальной сферы всегда находятся в более выгодном положении, чем те, кто приходит решать задачи извлечения прибыли.

Мария Лукина, Ольга Александрова