Рубрики раздела события

Лента

Следить за новостями

ЖКХ / Сильно ли возрастут расходы по содержанию московской квартиры в 2009 году?

21 ноября 2008
Что изменилось в структуре полномочий органов ЖКХ

Как и в конце прошлого года, москвичи снова ожидают увеличения стоимости услуг ЖКХ. Ничего нового в этом нет. Тем не менее, если до 2008 года государство в лице Федеральной службы по тарифам, само утверждало предельную величину изменения тарифа, которой руководствовались региональные службы по тарифам при утверждении тарифов для отдельных предприятий и административных образований, то с 2009 года ситуация изменится. Установление предельных индексов станет прерогативой органов власти субъектов РФ. RealEstate.ru решил уточнить, что эти изменения могут принести жителям нашего города, и будет ли отличаться процент удорожания тарифов ЖКХ для разных форм собственности.

По заявлению властей, тарифы на жилищно-коммунальные услуги и транспорт в Москве в 2009 году могут вырасти примерно на 27%. При этом электричество подорожает на 27%, газ на 22,7%, а отопление на 29,5%, а согласовать окончательные тарифы должна региональная энергетическая комиссия Москвы. Это сообщил руководитель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов в еще конце октября. Правда, сегодня, говоря о жилищно-коммунальных услугах, следует различать эти совсем недавно неразделимые понятия: «коммунальные» и «жилищные» услуги. Так, коммунальные услуги подпадают под сферу государственного регулирования, и со следующего года установление предельных индексов их изменения стало прерогативой органов власти субъектов РФ. В Москве предельный индекс изменения коммунальных услуг на 2009 год составит 128,9 %, а на 2010 год стоит ожидать повышения тарифов на водоснабжение, отопление и электричество более чем в полтора раза (на 151,8%). Чиновники объясняют эту цифру повышением цен на газ, однако сложно поверить в такое точно прогнозируемое увеличение цены на рыночный продукт.

Что касается так называемых «жилищных» услуг, которые ранее назывались еще «техобслуживанием» или «эксплуатацией», здесь ситуация в корне иная: государством эти тарифы и цены не регулируются ни на каком уровне. Действующее жилищное законодательство предусматривает право собственников жилья, определившихся со способом управления многоквартирным домом, самостоятельно утверждать стоимость обслуживания их собственности и заниматься поиском организаций, которые будут работать за установленные собственниками деньги. "Поэтому утверждаемый московскими властями размер платы за содержание и ремонт по сути дела нелегитимен, поскольку к настоящему времени даже в тех домах, где общие собрания не были проведены, стоимость обслуживания должна быть установлена в результате конкурса. Причем проведение такого конкурса к уже прошедшему к настоящему времени сроку является обязанностью муниципалитета. Однако по факту приходится констатировать недееспособность этой нормы и ориентироваться на принимаемые чиновниками ставки. Здесь следует учитывать, что в Москве плата за содержание и ремонт объекта примерно на 70% дотируется из городского бюджета. И эти дотации в основном получают городские организации", - комментирует сложившуюся ситуацию директор финансово-правового департамента управляющей компании "Горжилкомплекс" Олег Яшмолкин.

Поэтому сегодня можно наблюдать занятную ситуацию, рассказывает О. Яшмолкин, когда утвержденный тариф за одинаковые работы по содержанию и ремонту в одинаковых столичных домах составляет 7 руб. за кв.м., а в аналогичных им по типу подмосковных домах, расположенных через дорогу, стоимость этих работ достигает 26 руб. за кв.м. Так что в случае отмены нерыночной системы дотирования, на котором настаивает Минрегионразвития, тарифы на эти услуги для москвичей могут моментально вырасти в разы. Кстати, через эту процедуру уже прошли жители других регионов несколько лет назад. Хотя столичный градоначальник Юрий Лужков еще в мае этого года пообещал жителям, что 100% оплата услуг ЖКХ в Москве не будет введена до 2012 года.

Но и после истечения этого срока у некоторых москвичей останется лазейка, возникшая в результате нестыковки жилищного и тарифного законодательства. Дело в том, что предельные индексы для платы за жилое помещение тоже существуют и утверждаются. На 2009 год для столицы предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение составляют 117,7%, замечает О. Яшмолкин. Правда тут необходимо заметить, что данный индекс применяется при определении размера платы граждан за жилое помещение только для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Поэтому, как данный показатель реально отразится на сумме в каждой конкретной квитанции предсказать невозможно. Точные тарифы утверждаются и публикуются местными властями обычно в середине последнего месяца года, то есть в декабре.

Правда, московские власти, напугав грядущим повышением тарифов, тут же поспешили успокоить жителей столицы. «Финансовый кризис не отразится на уровне коммунальных платежей в следующем году, – успокоил представителей СМИ пресс-секретарь первого заместителя мэра Москвы и председателя Региональной энергетической комиссии Юрия Росляка Леонид Браткин, – Город не перекладывает свои проблемы на горожан».

Остается только в очередной раз поверить.

Артём БЛЮДЁНОВ

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова