ТОП-10 самых крупных ритейлеров: лидеры рынка не изменились
Согласно обширному исследованию InfoLine и ИД Retailer, которые составили топ-100 ритейлеров по выручке за 2011 год, лидеры рынка закончили 2011 год с приличным увеличением выручки, динамично осваивали новые торговые площади: прирост по объектам у первой десятки от 11 % до 77,8 % за год. И это не может не подогревать положительную динамику арендных ставок. Только в 1 квартале 2012 года они прибавили 3 – 5 %.
Согласно обширному исследованию InfoLine и ИД Retailer, которые составили топ-100 ритейлеров по выручке за 2011 год, лидеры рынка закончили 2011 год с приличным увеличением выручки, динамично осваивали новые торговые площади: прирост по объектам у первой десятки от 11 % до 77,8 % за год. И это не может не подогревать положительную динамику арендных ставок. Только в 1 квартале 2012 года они прибавили 3 – 5 %
Вчера компания InfoLine и Издательский Дом Retailer в отеле Лотте Плаза представили топ-100 ритейлеров по выручке за 2011 год. Состав первой десятки по сравнению с прошлым годом почти не изменился (см. таблицу): он генерирует 55 % общей выручки в российской торговле, и эти компании продолжат рост в текущем году.
Однако, как заметил Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOLine-Аналитика, текущий год будет не таким позитивным как прошлый, предвыборный. Доходы населения в госсекторе снижаются, инфляция увеличивается, и будет выше, чем в прошлом году, кроме того, снизятся темпы потребительского кредитования: у банков пять процентов от кредитного портфеля составляют невозвраты. Однако, рост рынка, по прогнозу InfoLine, составит не менее 14 %.
Сами игроки готовятся к более высокой конкуренции. Илья Якубсон, президент компании «Дикси», в частности, отметил этот тренд: «Иностранные инвесторы, акционеры сети магазинов «Дикси» удивляются, как может быть четыре тысячи покупателей в день в твоих магазинах... У нас от силы две-три тысячи. Поток будет падать, но в целом 2011 год и 2012 год - позитивные».
Самым эффективными ритейлерами в своих сегментах признаны:
«Азбука вкуса» - продукты питания — 23 тыс долл в год с кв.м.;
ГК «Связной» - мобильные устройства — 20,3 тыс. долл. с кв.м в год;
ООО «Леруа Мерлен» - товары для дома - 10 тыс. долл. в год с кв.м.;
«Медиа Маркт Сатурн» - бытовая техника и электроника - 9 тыс. долл. с кв.м;
re:Store — компьютеры — 32 тыс. долл. в год с кв.м.
Из топа-100 торговых компаний в прошлом году вышла «Топ-Книга»: розничный оператор обанкротился. Торговля книгами в целом переживает упадок. Продавцы нон-фуда все больше ориентируются на on-line торговлю.
Но лидер в этом сегменте - сеть «Белый Ветер» (продает компьютеры) - больше 12 % от общего объема продавать не может. Об этом сегодня говорил Данила Васкевич, генеральный директор этой компании. В рейтинге 12 новичков — компании, торгующие компьютерами – «Юлмарт», ГК Merlion; DIY&Household — Бэст Прайс; сеть аптек А5 и другие. Самой динамичной среди них стала Merlion (сеть Ситилинк, Позитроника).
Росту ритейла в Москве соответствовал рост ставок аренды торговых объектов на 10 – 14 % в моллах, и на 15 - 20% в сегменте стрит-ритейла, по данным Penny Lane Realty. В Петербурге эти показатели составили соответственно — 7 - 10% и 15 – 20 %, по данным ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. В текущем году, уже в первом квартале аренда в ТРЦ выросла на 3 - 5%, и в связи с дефицитом торговых площадей тенденция, видимо, сохранится, считают в компании Colliers International, несмотря на то, что год продолжится непросто. Как выше говорили ритейлеры, инфляция набирает темпы, снижаются покупательская способность населения и темпы роста потребкредитования.
ТОП-10 РИТЕЙЛЕРОВ ПО ВЫРУЧКЕ ЗА 2011 Г.
Название | Бренд | Чистая | Темпы роста выручки, в % к показателю 2010 г. | Количество магазинов на конец 2011 г., единиц | Общая | Темпы роста торговых площадей, в % к показателю 2010 г. |
X5 Retail Group, N.V. | «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток» | 452,53 | 32,5 | 3002 | 1727,3 | 11,1 |
«Магнит» | «Магнит», «Магнит-Косметик» | 335,7 | 42,1 | 5309 | 1970,2 | 38,5 |
«Ашан» (Россия) | «Ашан», «Ашан-Сити», «Радуга» | 195,0 | 9,5 | 49 | 498,1 | 10,1 |
«Метро | Metro C&C | 139,9 | 18,6 | 62 | 499,5 | 7,5 |
«М.Видео» | «М.Видео» | 111,86 | 29,5 | 261 | 650,0 | 15,2 |
«Дикси Групп» | «Мегамарт», «Минимарт», «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Дешево», «Кэш» | 102,32 | 59,3 | 1119 | 405,1 | 77,8 |
«О’Кей» | «О’Кей», «О’Кей-Экспресс» | 93,13 | 12,7 | 71 | 346,0 | 20,4 |
«Эльдорадо» | «Эльдорадо» | 89,0 | 7,3 | 355 | 583,5 | 2,6 |
«Лента» | «Лента» | 84,9 | 20,4 | 42 | 306,0 | 8,6 |
«Евросеть» | «Евросеть», «Билайн» | 75,1 | 21,2 | 4789 | 215,9 | 31,2 |
Источник: InfoLine & ИД Retailer
Наталья Кузнецова