10 декабря 2009

Может ли «Народный гараж» стоить дешевле 350 тыс. руб.?

Недавно правительство Москвы обновило программу «Народный гараж», предоставив москвичам возможность пользоваться рассрочкой по платежам. Теперь будущий владелец может внести в качестве первоначального взноса лишь 30% от стоимости машиноместа, а также получает право передавать деньги не напрямую дирекции по строительству "народного гаража", а через аккредитив в банке.

Недавно правительство Москвы обновило программу «Народный гараж», предоставив москвичам возможность пользоваться рассрочкой по платежам. Теперь будущий владелец может внести в качестве первоначального взноса лишь 30% от стоимости машиноместа, а также получает право передавать деньги не напрямую дирекции по строительству "народного гаража", а через аккредитив в банке. Одно остается пока неизменным – стоимость одного машиноместа в размере 350 тыс. руб., которая не зависит ни от района расположения, ни от типа гаража. А в некоторых округах стоимость машиноместа еще ниже. К примеру, в Южном округе столицы, по заявлению префекта Юрия Буланова, места в двух построенных «народных гаражах» стоят порядка 280 тыс. руб. Однако, оказалось, что хоть такие гаражи и есть, оформить их в собственность крайне проблематично.

В виду нехватки земли для плоскостных автостоянок и дороговизны строительства подземных паркингов Правительство Москвы уже не первый год реализует программу «Народный гараж». Согласно этой программе, город предоставляет земельные участки для строительства быстровозводимых многоуровневых паркингов, а жители на правах долевого участия вкладываются в их возведение. Цена одного машиноместа в «народных гаражах» определена сейчас в 350 тыс. руб. На сегодняшний день с жителями Москвы заключено около 17,5 тыс. предварительных договоров на соинвестирование строительства гаражей.

Недавно власти города обновили программу «народных гаражей», наделив столичных жителей возможностью рассрочки по платежам, дабы избежать проблемы «обманутых» дольщиков. Так, обновленния предполагают, что после урегулирования земельно-правовых отношений, согласования проектной документации и строительно-монтажных работ, отправки всей документации на экспертизу с будущим собственником (а на данном этапе «дольщиком» - при. ред.) заключается предварительный договор долевого участия в строительстве. В нем указываются сроки действия данного договора, сроки строительства гаража, конкретное машиноместо в паркинге и его конечная стоимость, равная 350 тыс. руб.

После заключения предварительного договора в аккредитованном правительством Москвы банке дольщик открывает свой личный счет – аккредитив, куда кладет деньги. При этом, согласно обновленной программе, на начальном этапе необходимо внести только 30% от стоимости машиноместа, или 105 тыс. руб. Остальные деньги вносятся после подписания основного договора. Как рассказал RealEstate.ru начальник Управления гаражного строительства и освоения подземного пространства Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства г.Москвы Виталий Крючков, «основной договор заключается после окончания всех «нулевых» работ, на этапе возведения первого и второго этажей гаража. После этого в течение 10-15 дней гражданин обязан внести на тот же личный счет оставшиеся 70%».

Главным же залогом безопасности сделки, по словам В. Крючкова из Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, является то, что ГУП «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов гаражного назначения», которое курирует строительство гаражей, получает деньги только после того как их департамент подтвердит выполненный объем работ. «Построил на сто рублей – сто рублей и получи», - сказал он.

Помимо рассрочки платежа, в следующем году правительство Москвы собирается ввести и социальную ипотеку на покупку машиноместа в «народном паркинге». Ее условия таковы: кредит выдается под 11,7% годовых, сроком на 5 лет, с первоначальным взносом в 30%, или 105 тыс. руб.

Несмотря на то что стоимость машиноместа по программе независимо от района расположения и типа гаража строго фиксирована и составляет 350 тыс. руб., в начале ноября на брифинге с журналистами  префект Южного административного округа Москвы Юрий Буланов заявил, что у него в округе недавно было построено два гаража, стоимость одного машиноместа в которых оказалось ниже нормы – порядка 280 тыс. руб. Объяснил префект  это тем, что при правильном подходе строительство «народных гаражей» обходится дешевле, поскольку для них не требуется глубокий фундамент, и при этом можно использовать типовые проекты, которые нужно всего лишь "привязывать к месту". Как уточнили RealЕstate.ru в пресс-службе префектуры ЮАО, удешевляет строительство и то, что граждане сами находят фирму по строительству и самостоятельно закупают стройматериалы.

Как сообщил источник RealЕstate.ru в Правительстве Москвы, гаражи такие действительно есть, и продаются машиноместа в них ниже 300 руб. Несмотря на то что гаражи строились в рамках программы «Народный гараж», то есть должны быть оформлены в собственность граждан, оформить их в собственность законным владельцам пока не удается. «Вся проблема в том, что в результате сокращения затрат на строительство гаражи не являются капитальными строениями и, согласно законодательству, могут быть признаны самостроем», - сказал источник. - «Уменьшение бюджета произошло благодаря тому, что не были проведены конкурсы на строительство».

Что будет со статусом данных гаражей пока не ясно, однако инициативной группы граждан, отдавших часть средств, уже поступают обращения в Правительство Москвы. Возможно, раз участки в округе были выделены специально под строительство «народных гаражей», они когда-нибудь там появиться – например, в ходе реконструкции уже построенных. Либо для них будут выделены новые земли, а эти останутся еще более доступными для народа, только под программой самого округа.

Несмотря на попытку уменьшить стоимость машиноместа в «народном гараже», цену его определяет Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, который заявляет, что цена его не может и не будет ниже 350 тыс. руб. Ранее правительством Москвы намечалось увеличение в будущем стоимости "народного гаража", но недавно  столичный мэр Юрии Лужков заявил, цена за «народный гараж»  в следующем году не изменится. Поэтому тем, кто хочет более или менее по выгодной цене приобрести парковочное место, лучше сделать это до конца следующего года.

К тому же, покупка машиноместа в многоуровневом паркинге может быть экономически выгодна. Так, по данным Департамента дорожно-мостового и инженерного  строительства г. Москвы, в настоящий момент средняя цена машиноместа в обычном столичном паркинге составляет порядка 720 тыс. руб., а в центре доходит и до 200 тыс. евро, в то время как в "народном гараже" она находится на уровне 350 тыс. руб. даже для жителей ЦАО.  А поскольку приобретенное машиноместо оформляется в собственность, то владелец может в полной мере распоряжаться своим имуществом, в том числе и продать.

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Следите за новостями