23 марта 2007

ИНСТРУМЕНТЫ/Атака Лондона

Крупнейшие биржи намерены сразиться за IPO российских компаний

Текущий год может стать богатым на первичные размещения акций (IPO) российских компаний. По прогнозам Citigroup и РТС в 2007 году более 30 предприятий России могут провести IPO. Общий объем сделок, по оценке Deutsche Bank, составит не менее 19 млрд долл., а «Тройка Диалог» прогнозирует, что данный показатель в состоянии достичь 30-40 млрд долл. В настоящий момент о планах разместиться в России или за рубежом заявило 108 российских компаний, но лишь 61 предприятие осуществило намерения, причем 18 размещений прошло на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange, LSE). Европейские и азиатские площадки недовольны таким раскладом. В текущем году Deutsche Borse и Euronext готовы побороться за российского клиента, Hong Kong Exchange (HKEx) также предлагает эмитентам из России «осмыслить все перспективы наращивания капитала на азиатско-тихоокеанской платформе». Российским и зарубежным биржам есть за что бороться: по оценке Deutsche UFG, уже 500-600 компаний РФ – потенциальные кандидаты на проведение IPO.

Зарубежные торговые площадки намерены заняться российскими компаниями всерьез и надолго. Как рассказал RealEstate.ru менеджер по работе с ключевыми клиентами России и СНГ Deutsche Borse Мариан Вылков, в конце нынешнего года немецкая биржа намерена открыть в Москве свое представительство, основная задача которого “напрямую связывать российских клиентов с немецкими партнерами и инвесторами, работающими с Deutsche Borse”. По его словам, в борьбе с конкурентами Deutsche Borse намерена сделать ставку на ликвидность и стоимость сделки. В 2006 году по количеству сделок немецкая площадка превосходила LSE на 14,2 млн., по скорости обращения (отношению оборота к рыночной капитализации) на 48%, а стоимость сделки при объеме операций в 500 тыс. в том же году составила 3,71 евро против 4,30 евро на LSE. Франкфурт готов предложить российским компаниям и сокращение эмиссионных издержек: 6-9% против 7-12% на LSE при первичном размещении и 3,3% против 4,5% на LSE при вторичном.

Не упустить российского клиента намерена и биржа Euronext. Как сообщил заместитель директора по международному листингу Euronext Арон Голдстейн, в настоящее время ведутся переговоры о проведении IPO 2 российских компаний на европейской площадке, «Лондон проделал огромную работу по привлечению российских эмитентов на LSE, мы же пока не можем похвастаться таким количеством российских клиентов, однако уверен, что это вопрос времени», - добавил А. Голдстейн. По его словам, Euronext готова предложить российским компаниям преференции в области прохождения листинга и регулирования. В частности, эмитенты могут выйти на панъевропейский рынок через любую из четырех стартовых площадок (Францию, Голландию, Бельгию или Португалию), выбрав более удобную для себя законодательную базу одной из стран, при этом книга заказов формируется единая.

Присматривается к российским компаниям и Гонконгская фондовая биржа. Исполнительный вице-президент Hong Kong Exchange Лоуренс Фок, впервые представляя преимущества азиатской площадки на российском рынке на конференции в Торгово-Промышленной палате РФ, заявил, что, привлекая капитал на HKex, российские компании смогут пойти процедуру двойного листинга: торговля и расчеты могут вестись одновременно на российской и гонконгской бирже в двух валютах, причем акции не будут являться взаимозаменяемыми.

РТС и ММВБ также настроены решительно. «В России бытует миф, что российские эмитенты выстроились в очередь на западные рынки, однако в действительности это не так», - уверен руководитель отдела размещения ценных бумаг департамента листинга РТС Андрей Федоров.

По его словам, в мировой практике количество иностранных эмитентов на внешних рынках снижается из года в год. Так, с 2002 г. по 2006 г. количество иностранных эмитентов на 6 ведущих фондовых биржах ( New York Stock Exchange, Tokyo Stock Exchange, London Stock Exchange, Nasdaq, Euronext и Deutsche Borse) уменьшилось на 20%. «В России уже сегодня можно привлечь большой объем денежных средств, это доказывает опыт Роснефти, ОГК-5, «Седьмого континента» и сети «Магнит», а также есть практика денежных средств в небольшом (8-25 млн долл.) объеме», - добавил А. Федоров.

По мнению заместителя генерального директора ММВБ Геннадия Марголита, российский рынок уже достиг той степени развития, при которой требование Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) об обязательном для компаний, выходящих на IPO, размещении 30% акций в России, потеряло свою актуальность. «Оценив опыт коллег, российские эмитенты поняли, что не всегда размещение на зарубежных рынках проходит успешно, в РФ же существуют такие мощные стабилизационные факторы, как розничные покупатели, узнаваемость брендов и лояльность инвесторов.

«При выборе площадки большое значение имеют рекомендации инвестиционных банков, организаторов сделки, а мы лишь можем предложить конкурентоспособные преференции своим клиентам», - признался Л. Фок.

Видимо, в настоящее время инвестбанкиры советуют проводить размещение в Великобритании. Лондон является лидером по количеству IPO российских компаний: на площадках LSE  и LSE AIM к 2007 году разместилось 18 и 17 российских компаний соответственно.

Юлия ВАСИЛЕНКО

Следите за новостями