Рубрики раздела события

Лента

Следить за новостями

ИНФРАСТРУКТУРА/ Новый пешеходный Арбат

25 декабря 2006
Перевоплощение Нового Арбата создаст очередные пробки

Московское правительство намерено превратить Новый Арбат из автомобильного проспекта в пешеходный бульвар. На днях мэр столицы подписал постановление, давшее начало проектированию комплекса. Пока же в проекте с десятилетней историей не только не проработаны технологические детали строительства, но успели устареть и расчеты финансовых затрат. Поэтому основной интригой строительства «Арбатского бульвара» станет вопрос, не превратится ли эта идея в масштабный долгострой.

Под Новым Арбатом, в соответствии с подписанным мэром документом, будет построен подземный тоннель для движения автотранспорта, паркинги для автомобилей, а также целый комплекс торгово-развлекательных объектов. Cуществующая в настоящее время проезжая часть улицы Новый Арбат за счет этого будет превращена в пешеходную зону.

Согласно эскизному проекту реконструкции ГУП «Моспроект-2» им М. Посохина, на глубине 10-12 метров под землей будут залегать четыре полосы движения в одну сторону и четыре полосы - в другую (длиной 1200 метров каждая).  "Появится тоннель для транзитного транспорта, тоннель для транспорта, который направляется в парковочные зоны, а также тоннель для общественного транспорта", - сообщил журналистам первый заместитель главного архитектора Москвы, руководитель "Моспроект-2" Михаил Посохин.  Предполагается, что третий тоннель будет выходить наружу практически у Боровицких ворот. С подземных остановок наверх пассажиры будут подниматься на лифтах и эскалаторах.  Одну из семи полос в тоннеле зарезервируют для правительственных кортежей. Общее количество машиномест под Новым Арбатом составит около двух тысяч. Три стоянки разместятся между Садовым кольцом и Арбатской площадью, одна - за Садовым кольцом. Однако поскольку являющийся продолжением Нового Арбата Кутузовский проспект в районе Бородинского моста и под Триумфальной аркой сужается, эти меры не смогут радикально изменить транспортную ситуацию.

Следующим этапом после возведения глубинных тоннелей станет строительство гигантского подземного  торгового центра-молла и верхних торгово-развлекательных ярусов. Вдоль всего Нового Арбата, существующих там магазинов, будут построены крытые пешеходные улицы-пассажи.  Объем торгово-развлекательных площадей увеличится в два раза. Всего будет возведено около 210 тыс. м коммерческих площадей.
Новая пешеходная зона начнется у развилки на Кутузовском проспекте ближе к Киевскому вокзалу. "Там будет спуск, который пройдет под нынешним мостом, выходящим на Новый Арбат", - поясняет Михаил Посохин.  По словам архитектора, не исключено, что в районе Нового Арбата, появится и жилье. "В районе Нового Арбата очень много малогабаритного жилья. Я считаю, что здесь должно появиться очень хорошее жилье", - дал оценку Михаил Посохин.

Однако дать прогноз по возможному росту стоимости квадратного метра на жилье в прилегающих районах (Арбат и Патриаршие пруды) практически невозможно, поскольку здесь действуют два разнонаправленных фактора. «Наличие пешеходной зоны, зеленых насаждений, а также отсутствие трафика  станут именно теми факторами, которые повлияют на увеличение интереса со стороны потенциальных покупателей к квартирам в этом районе, - рассказал Realestate.ru начальник отдела маркетинга крупного девелопера элитного жилья ОАО «Квартал» Павел Епихин. – Поэтому на момент окончания преобразования Нового Арбата в пешеходную зону рост цен неминуем». С другой стороны, вызывает опасения сам план и ход реализации проекта. «Меня значительно больше беспокоят не столь отдаленные перспективы, когда реконструкция будет закончена, а что будет, пока работы ведутся. Не попадет ли данный конкретный дом «под раздачу», не станут ли его сносить по причине того, что здесь нужно делать въезд в тоннель, - рассуждает руководитель аналитической службы компании-риэлтора «Новый город» Наталья Ветлугина. - Что будет с окрестными переулками, загруженностью. Все это сказывается на ценах на недвижимость – они в подобных случаях снижаются». 

Изменения могут затронуть и постройки, расположенные вдоль нынешнего Нового Арбата, в том числе знаменитые высотки-«книжки».
По информации городской администрации, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции в начале 2007 года подготовит документацию на проведение конкурсов по выбору заказчика по созданию бульвара и генерального проектировщика. В «Моспроекте-2» оценивают сроки реализации проекта в 2,5 – 3 года с начала работ. Работы планируют начать в 2008 году. Таким образом, проект преобразования улицы Новый Арбат в пешеходную зону может быть реализован к 2010 году.

Точная сумма инвестиций не называется. Однако уже сейчас предполагается, что она составит почти 1 млрд долл. Часть средств выделят инвесторы, которые заинтересованы в создании торгово-развлекательных комплексов. Кроме того, в мэрии намерены представить инвестпроект в Минэкономразвития - чтобы получить господдержку за счет инвестиционного фонда РФ. Оставшаяся часть трат на реконструкцию придется на столичный бюджет.

Однако столичные власти намерены окупить их за счет последующей эксплуатации объектов торговли и развлечений. «Проект этот столь масштабен, что у меня большие сомнения, что он вообще начнет реализовываться в ближайшие 7-8 лет», - прогнозирует Наталья Ветлугина из «Нового города». Одна из сложностей заключается в том, что нынешний Новый Арбат уже ограничен двумя тоннелями - на Садовом и Бульварном кольце. Именно идея строительства туннеля больше всего настораживает специалистов. С одной стороны, он действительно может решить проблему пробок, с другой – есть риск полной остановки движения. В случае транспортной аварии в тоннеле предельная нагрузка ляжет на прилегающие территории.

Ольга ШУЛАКОВА

Проект реконструкции Нового Арбата

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова