26 февраля 2009

ГОРОД/ Стена культуры

Здание Третьяковки предлагают поставить вдоль Садового кольца, а за ним, в парке "Музеон" – гостиницу

Во вторник, 24 февраля, в здании Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) на Крымском Валу с протестами и призывами прошли первые публичные слушания по проекту планировки данной территории. Согласно представленному проекту, здания Третьяковской галереи и Союза художников примкнут к Садовому кольцу, а за ними, посреди парка «Музеон» будет возведен инвестиционный объект (им может стать гостиница), практически равный по площади «культурным» объектам, а в высоту его даже превышающий.  Присутствовавшие жители района и архитектурная общественность единогласно отвергли проект, заявив, что существующее здание ГТГ нужно просто благосутроить. На что власти сказали, что «у города сейчас нет средств отремонтировать здание» и легче его снести и построить новое за деньги инвестора.

Как оказалось, кризис отложил не все масштабные проекты столицы. Несмотря на заморозку главных строек города – башни "Россия" и территории Зарядья, планы по развитию территории ЦДХ только набирают обороты. Как рассказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, «надо быть готовым не к кризису, а к тому моменту, когда он закончится. А к этому времени должен быть сделан проект и согласована вся документация».

Надо отметить, что впервые был применен принципиально иной подход к согласованию проекта по столь значимой  территории. Согласно новому градостроительному кодексу теперь до согласования на «высшем уровне» проект обязательно должен обсуждаться с жителями района застройки. Несмотря на то что в обсуждении проекта галереи национального значения могли участвовать только жители района Якиманки (видимо, остальные в нее ходят реже), данная инициатива властей уже похвальна и даже, как отметил А.Кузьмин, в конечном итоге может изменить все планы города. 

Согласно представленному проекту, который должен явиться мастер-планом для будущего конкурса, новое здание Третьяковской галереи (площадь участка – 1,33 га, этажность - 5-7 этажей) разместится вдоль Садового кольца. Со стороны района Якиманки к нему будет примыкать здание Международной конфедерации Союза художников (площадь участка – 1,08 га, этажность 3-4 этажа), а со стороны Крымского моста – здание с пока неясной функцией «общественного пользования» (площадь участка – 0,53 га). За всеми музейно-выстовочными учреждениями, по сути, полностью закрывающими со стороны Садового кольца вид на последнее открытое пространство в центре города и Москву-реку, будет располагаться 11-17-этажное здание, которое инвестор построит в качестве компенсации за строительство музейных объектов. По проекту, коммерческий объект должен встать примерно на то место, где сейчас стоит здание ЦДХ и занять участок площадью 2,36 га, что равно общей площади всех будущих выставочных помещений и при этом ему суждено стать в 2-3 раза выше их. В данном объекте, как уточнил А.Кузьмин, инвестор не может сделать ни жилье с пропиской, ни офисы, ни крупный торговый центр, но имеет право возвести гостиницу или апартаменты. Также он отметил, что сначала инвестор должен будет построить новые здания Третьяковки и ЦДХ, а затем уже браться за освоение инвестиционной площадки. Под всеми строениями на территории предполагается сделать большой подземный паркинг: под галереей – для зрителей, под «гостиницей» - для постояльцев. При этом архитектор указал, что поскольку парк «Музеон» имеет статус общественно-природной территории, то его площадь по проекту будет составлять 70% по отношению к 30% застройки.

Главные возражения со стороны жителей вызвал снос здания Центрального Дома художников и присутствие на его месте коммерческой гостиницы. На вопрос жителей, откуда вообще взялась такая идея, А.Кузьмин ответил, что цель всего проекта – «улучшить условия для Третьяковской галереи». Однако поскольку здание не является памятником архитектуры, и поставлено на охрану оно вряд ли будет, так как построено было всего 33 года назад, в 1976 году, а также поскольку у государства сейчас нет денег на ремонт здания, то получается, что легче всего возвести новое здание за счет средств инвестора, а взамен предоставить ему участок, на котором он мог бы "отбить" свои расходы. Действительно, сегодняшнее помещение Третьяковской галереи и Дома художников используется нерационально: под экспозиции и фонды уходят только 50% всей его площади. К тому же изрядно износилась его инженерная инфраструктура: как известно, у Третьяковки даже протекает крыша. К этому всему прибавляется мнение архитектурных властей города о том, что здание по своим эстетическим качествам не соответствует современным представлениям о выставочном пространстве. 

Однако на этот счет собравшиеся жители района предложили несколько путей развития, исключающие необходимость сноса «намоленного места». Первое предложение было отдать все здание, которое сейчас наполовину принадлежит ЦДХ, площадью порядка 10 тыс. кв.м Третьяковской галерее и тем самым обеспечить ее необходимыми площадями. Второй возможный вариант был более радикальным – не ждать помощи от государства в такой сложный период и самим или при помощи частного мецената, как это когда-то сделал на свои средства Павел Третьяков, благоустроить здание национальной галереи.

Более того, по мнению архитектора Евгения Асса, существующее сегодня здание обладает гигантскими ресурсами. «Если говорить про инженерные системы, так они нигде не работают, а построенный в 1970-е года центр Жоржа Помпиду в Париже уже два раза как реставрировался». Архитектурную ценность, по его мнению, вообще обсуждать абсурдно, ведь в конечном итоге кому-то может не понравиться и Кремль… Как профессор МАРХИ, Асс отметил, что за представленный проект (он, как оказалось, был сделан студентами московского архитектурного института, хоть и под руководством Сергея Ткаченко из Москомархитектуры) он бы поставил «двойку», поскольку собой он прерывает особо ценную «зеленую линию», которая тенятся вдоль Москва-реки почти до самого Кремля.

Другой известный архитектор Юрий Аввакумов обратил внимание присутствующих на приватный характер всего парка «Музеон», каким его предлагают сделать по проекту. «Мало того, что парк будет обнесен забором, так в нем появятся еще извилистые барочные улочки, которых никогда не было». К тому же, заметил он, «на генплане такого масштаба рядом с разметкой зданий числятся почему-то лавочки и урны - не хватает только будки для охранника». Помимо этого архитектор отметил, что если бы инвестор действительно так любил Третьяковскую галерею, то не позволил бы, чтобы у музея протекала крыша.  

В целом, власти города в лице префекта ЦАО Алексея Александрова и главного архитектора города Александра Кузьмина не смогли доказать общественности, почему здание Третьяковской галереи все же нельзя отреставрировать и, более того, только еще больше убедили всех, что строительство гостиницы или апартаментов, а соответственно и вспомогательных функций в виде ресторанов и магазинов действительно кому-то очень выгодно в городе. На сегодняшний день, по словам А.Кузьмина, решение госорганов будет принято только по результатам общественных слушаний. Результатом будут "предложения и замечания" от жителей Якиманки, которые  они должны будут изложить на специальном бюллетене и бросить в общий ящик, после чего созданная комиссия представит их перед властями и разработчиками. После чего уже может быть объявлен конкурс сначала на инвестора, а затем на архитектуру. Или не объявлен... Здесь все, как сказано самими организаторами, может решить "глас народа". В виду этого результаты слушаний особо интригующи (по крайней мере, они покажут работает механизм общественных слушаний в Москве или нет). Несмотря на то что к обоюдному решению стороны так и не пришли, позиции обоих четко обозначалась. Власти выступали за снос нынешнего здания Третьяковки и строительство нового вместе с гостиницей. А жители – за сохранение существующего здания и его благоустройство. Остается только надеяться, что мнения жителей, которые, кстати, хоть и будут записаны на официальных бланках, но никак не фиксированных и не пронумерованных, совпадут с реальными настроениями, столь однозначно царившими в зале.

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Фото: "Москва, которой нет"

Следите за новостями