Рубрики раздела события

Лента

Следить за новостями

ГОРОД/ Пушкину от Фостера

13 октября 2008
ГМИИ им. А.С. Пушкина обзаведётся музейным городом на 125 тыс. кв. м

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина к своему 100-летнему юбилею, который состоится в 2012 году, превратится в «музейный городок», о чем уже давно мечтают не только нынешнее руководство музея, но и бывший председатель Попечительского совета музея Дмитрий Медведев. Конкурс на создание музейного городка, на которое государство выделило 23 млрд руб., будет проведен до конца этого года. Интересно, что, несмотря на то что сам конкурс еще не объявлен, а требования к проекту не анонсированы, главный претендент на победу в нём уже есть. Известный английский архитектор Норман Фостер, к которому особые симпатии испытывают как московское, так и петербуржское правительство, уже создал мастер-план музейного городка, который сейчас активно пропагандируется как им самим, так и дирекцией музея.

Руководство Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) уже не первый год хочет превратить главное здание музея и стоящие рядом с ним постройки, часть из которых уже занята музейными коллекциями, в единый «музейный городок». На создание всего комплекса правительство России, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.2008 № 464 "О праздновании 100-летия Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина" , выделило 23 млрд руб. 

Принимая во внимание то, что один из главных музеев страны остро нуждается в площадях, в том числе и в новых помещениямх хранилищ для фондов, надо сказать, что для превращения близлежащей к нему территории в музейный городок, почва уже давно подготовлена. Начиная с 1960-х годов, музею передавались близлежащие строения в М. Знаменском и Колымажном переулках. На сегодня в собственности музея, включая главное здание, находятся 11 зданий-памятников федерального значения, построенных в разное время, начиная с XVI века. В частности, в его владение входят здания бывшей усадьбы Голицыных и бывшей усадьбы Вяземских-Долгоруких. Последняя при этом находится сейчас в плачевном состоянии и нуждается в серьезной реставрации – после ее проведения в ней планируют поместить выставочный зал. Что касается голицынской усадьбы, то в ней уже отреставрированы и превращены в залы музея флигеля усадьбы, а главный дом, который сейчас занимает Институт философии РАН, будет отреставрирован в ходе основных работ, после чего в него будут временно перенесены экспонаты из «здания на Волхонке». Поскольку большинство из данных сооружений не приспособлено для музейной функции, то определенная часть работы будет включать в себя реставрацию и перепрофилирование данных объектов.

Однако главное преобразование квартала произойдет благодаря новому строительству. Главной его задачей, по словам директора ГМИИ музея Ирины Антоновой, будет создание инфраструктурных связей между всеми разрозненными строениями и значительное увеличение площадей музея. Так, в результате реализации проекта площадь музейного комплекса, которая сегодня составляет 40 тыс. кв. м, увеличится до 125 тыс. кв. м, из которых порядка 40% будет занимать подземное строительство. Такое увеличение площади позволит музею сильно расширить площадь экспозиционных залов. Как уточнил  замдиректора ГМИИ по развитию Михаил Гурвич, если сейчас из всего фонда в 700 тыс. экспонатов музей может демонстрировать зрителям лишь 0,1%, то после реализации проекта зрители единовременно смогут увидеть до 20% коллекций. При этом произойдет и увеличение зрительской аудитории музея: с 1 млн человек до 5-6 млн человек ежегодно.

Основная часть музейного строительства развернется на свободном участке – за музеем частных коллекций, на углу Колымажного переулка и улицы Волхонки. Там предполагается построить депозитарно-реставрационный комплекс, главное фондохранилище музея, площадью более 4 тыс. кв. м и библиотеку, включающую в себя административный корпус, площадью около 2 тыс. кв. м. Соединять все выставочные залы, по задумке музея, должны будут подземные переходы, которые позволят зрителю, купившему единый билет, не выходить на улицу, чтобы перейти из одного здания в другое. Вместе с этим у музея есть идея сделать угол М.Знаменкого и Колымажного переулков за главным зданием музея пешеходным. Что касается архитектуры будущего музейного городка, то И. Антонова отметила, что «хотелось бы видеть современную архитектуру, которая бы на фоне исторических строения разных эпох отображала бы идеи  ХХI века, а не была бы подделкой под историзм». Однако, как весь «городок» будет выглядеть в реальности, согласно российскому законодательству, решать можно только по результатам конкурса.

Конкурс на создание музейного городка будет проведен до конца этого года: примерно через месяц он будет объявлен, в течение следующего месяца будут приниматься заявки от архитекторов и еще через месяц будут объявлены его результаты. Однако, несмотря на то что пока условия конкурса не анонсированы, один проект музейного городка уже есть. Он создан более года назад известным английским архитектором Норманом Фостером в соавторстве с российским архитектором Андреем Боковым, как того требует наше законодательство. Последний вариант фостеровского проекта с поправками федерального правительства был представлен на XI Венецианской архитектурной биеннале в сентябре этого года. При этом проект широко демонстрируется не только самим автором, который, по словам И. Антоновой, и был инициатором его создания, но и во многом уже взят за основу самим музеем.

Так, например, особенно понравились директору музея зеленые аллеи, украшающие территорию городка, и выставочный зал – «ромашка», созданный в виде 5 отдельно стоящих лепестков, каждый из которых предназначен для определенного вида искусства. Благодаря такой форме, как отмечает И. Антонова, можно будет проводить сразу несколько различных экспозиций. По проекту данный комплекс расположен на месте автозаправки Федеральной службы охраны РФ, на участке ул. Волхонка, 14-16. Как признается руководство музея, им бы очень хотелось видеть данное здание в составе музейного городка и, «возможно, оно там и появится».

Еще одной «находкой» Фостера стало включение в состав комплекса депозитария и библиотеки здания концертного зала для «Декабрьских вечеров им. Рихтера». Как пояснил RealEstate.ru М. Гурвич из ГМИИ, подобный проект не входит в число приоритетных, однако музей «был бы рад», если бы кому-нибудь из архитекторов удалось «втиснуть» отдельное здание для концертов в участок на углу Волхонки и Колымажного, как это сделал Фостер. Он добавил, что, кроме хорошего акустического зала, в нём могли бы разместиться также лекционные и конференц-залы, необходимые правительству Москвы.

Таким образом, еще не участвуя в конкурсе, а, возможно, и не участвуя в нём вообще (согласно российскому законодательству иностранный архитектор может принимать участие в конкурсе только в сотрудничестве с российским архитектором, а пока такого договора у мастера нет - прим. ред.), Фостер задал определенные стандарты будущего музейного городка, которые с восторгом приняло руководство ГМИИ. Поэтому, даже если его проект не будет участвовать в конкурсе, он уже определенным образом наложит отпечаток на те требования, которые будут в нём предъявлены. Остается только надеяться, что главным эталоном для архитекторов, участвовавших в конкурсе, послужит умение Фостера, говоря словами И. Антоновой, «вести диалог со старым». К чему хочется только добавить «со старым русским».

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова