Рубрики раздела события

Лента

Следить за новостями

ГОРОД/ Москва - финансовый центр?

18 сентября 2008
В условиях финансового кризиса

Москва планирует до 2025 года стать международным финансовым центром: концепция развития российской столицы в данном направлении уже рассмотрена президентом России Дмитрием Медведевым и скоро предстанет на рассмотрение в правительство РФ. Для достижения амбициозной цели авторы концепции предлагают укрепить рубль как резервную международную валюту, упростить визовый режим для иностранных работников, а также развить транспортную инфраструктуру, в том числе и метро, и построить гостиницы и жилье для аренды. По мнению иностранных экспертов, работающих в столице, Москве необходимо не только решить проблемы, типичные для любого мегаполиса, но, в первую очередь, избавиться от коррупции и излишней бюрократии. Впрочем, на пути Москвы к мировому финансовому лидерству уже встали и другие проблемы: неоднократные падения фондового рынка (вчера ФСФР даже пришлось остановить торги на РТС и ММВБ до лучших времен), кризис ликвидности, переживаемый банковской системой, ослабление рубля и укрепление доллара, ухудшение отношений с Великобританией и США, наконец «грузинский вопрос». Если текущее положение вещей сохранится или усугубится, то перспективы Москвы как  нового мирового финансового центра выглядят весьма и весьма туманными.

Первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Москвы Юрий Росляк в среду на круглом столе «План развития Москвы до 2025 года: приоритеты и перспективы» представил концепцию развития города, главной целью которой является превращение столицы в международный финансовый центр. Надо отметить, что инициаторами столь амбициозных планов выступили не только городские, но и федеральные власти. В частности, выступая на XXII международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, президент России Дмитрий Медведев пообещал превратить Москву в мировой финансовый центр, а вместе с тем и рубль – в одну из ведущих региональных резервных валют, «что позволит обеспечить конкурентоспособность финансовой системы нашей страны».

На сегодняшний день, по словам Ю.Росляка, концепция развития Москвы уже была рассмотрена Д. Медведевым, и в течение месяца, в ходе которого авторы концепции планируют собрать со стороны бизнеса дополнительные предложения и корректировки, будет представлена на суд Правительства РФ. После чего на ее основании будет создана полноценная программа.

Как рассказал Ю.Росляк, концепция в нынешнем ее виде предполагает решение целого комплекса задач. Это и упрощение политики в отношении «нерезидентов московского бизнес-сообщества», упрощение визового режима для иностранных сотрудников, укрепление рубля как резервной международной валюты, развитие прочных связей со странами ближнего зарубежья, а также развитие транспортной инфраструктуры, строительство гостиниц и жилья высокого уровня, которое можно сдавать в аренду, и т.д.

Поскольку превращение Москвы в мировой финансовый центр по размаху выходит за пределы чисто городских задач и де-факто становится государственным проектом, то и задачи по укреплению национальной валюты и упрощению визового режима в большей мере лягут на плечи федеральных властей. В виду этого Ю. Росляк подробно остановился на решении тех проблем, которые входят исключительно в полномочия столичного руководства. 

Уже сейчас, по словам чиновника, правительство Москвы серьезно занимается реконструкцией аэропорта «Внуково»: в ближайшем году откроется новый терминал, который сможет перевозить 20 млн человек ежегодно. На его базе в дальнейшем будет  развиваться частная бизнес-авиация, которая существуют во всех финансовых центрах.

Транспортные проблемы, по словам заммэра, будут решаться несколькими путями. Согласно транспортной схеме развития России до 2020 года, из Москвы должен уйти весь грузовой и транзитный транспорт. Планируется, что «тяжелый» транспорт будет доходить до Большого кольца железной дороги, которое сейчас реконструируется, и вдоль которого будут созданы крупные логистические центры. Большое развитие должен получить также московский метрополитен. Речь идет о строительстве третьего пересадочного контура метро, который планируется сделать длиной в 10-12 км. На первую очередь строительства, которая составит четверть от объема всех работ, московское правительство выделит 700 млрд руб. Однако дальнейшее строительство, по словам Ю. Росляка, потребует помощи от федеральных властей.

Официально зарегистрированное количество автомобилей в городе на сегодняшний день – 3,5 млн машин – смогут, по мнению авторов концепции, проехать по московскому региону благодаря строящимся (скоростная трасса «Москва-Петербург», скоростная трасса через Одинцово, которая должна будет соединиться с будущим северным дублером Кутузовского проспекта и Четвертое транспортное кольцо, которое будет выполнять роль хордового направления между этими магистралями) и перспективным (ЦКАД) транспортным артериям. Данные трассы, по словам Ю. Росляка, будут построены до 2015 года. На все дорожно-мостовое строительство в этот период город планируют потратить 700 млрд руб., что однако же покроет только половину всего необходимого строительства, поэтому примерно такую же сумму власти Москвы планируют получить от федеральных властей. А вот потребности в офисных помещениях в Москве, по мнению авторов концепции, смогут удовлетворить по большей части активно строящийся сейчас ММДЦ «Москва-Сити».

В качестве механизма упрощения визового режима для представителей бизнес-сообщества авторы концепции предлагают ввести электронную «Карту гостя», которая упростит взаимоотношения с таможенниками и миграционной службой. Эта карта, как рассказал Ю. Росляк, будет оформляться при въезде в страну в течение двух минут и будет предназначена для многоразового использования. Экспериментальное использование карты скоро начнется в аэропорту «Внуково».

Однако для того чтобы Москве стать одним из центров финансового мира ей недостаточно решить исключительно проблемы, типичные для каждого мегаполиса, но придется преодолеть трудности, отражающие сугубо российскую действительность. Такую позицию высказали иностранные специалисты, работающие в Москве. Так, руководитель департамента экономики и науки посольства ФРГ Эккерхард Борзе, говоря о наиболее насущных проблемах города, которые нужно решать в первую очередь, назвал бюрократические препоны, «отнимающие много сил и времени у иностранных менеджеров».  Сетовали эксперты и на неразвитость малого и среднего бизнеса, который, по мнению представителя немецкого посольства, является основой строительства финансового центра и даже главным рычагом борьбы с коррупцией.

По мнению гендиректора Ассоциации Европейского бизнеса в РФ Франка Шауфа, главными проблемами города являются коррупция и отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, прежде всего, в финансовой сфере. К насущным проблемам иностранный эксперт отнес также недостаток выставочных площадей на территории города, ненадлежащее качество и высокие цены на жилье и гостиницы, а также общеизвестное плохое качество дорог и отсутствие парковок. Помимо этого Ф. Шауф заметил, что, несмотря на то, что Москва сейчас является лидером по привлечению зарубежных инвестиций в Европе: за первое полугодие их приток составил 43,1%, городу нужно думать, как не упустить свою роль, поскольку у него стали появляться довольно сильные  конкуренты в лице регионов.

События прошедшей недели выявили глобальные проблемы российской экономики, которые не просто поставили под сомнение возможность реализации задачи, но и потребовали оперативного вмешательства правительства. Так, вчера (17 сентября 2008 года) к 12:10 по московскому времени индекс ММВБ упал на 3,09%, а РТС – на 6,29%.В связи с чем Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приостановила до особого распоряжения торги на российских биржах по всем ценным бумагам и иным финансовым инструментам, базовым активом которых являются ценные бумаги и фондовые индексы на российских фондовых биржах.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин пообещал, что биржи возобновят свою работу уже 19 сентября, а правительство направит 60 млрд руб. для кредитования участников фондового рынка. Также, по его словам, 60 млрд руб. будет направлено на увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), чтобы то, в свою очередь, обеспечило рефинансирование ипотечных кредитов коммерческих банков, которым не достает ликвидности.

Кроме того, новости об ужесточении или закрытии российскими банками определенных ипотечных программ утратили оттенок сенсационности, став чуть ли не повседневным явлением. Теперь в банковской среде говорят о возможных банкротствах. Сегодня стало известно, что инвестиционному банку КИТ Финанс все-таки удалось его избежать благодаря финансовым вливаниям от ВТБ и Газпромбанка и соглашению о продаже своего контрольного пакета акций УК «Лидер».

Определенные трудности испытывает и строительная сфера. В обзорах за полугодие RealEstate.ru писал о том, что из-за отсутствия доступного финансирования девелоперы коммерческой недвижимости переносят свои проекты на 2009 год и более отдаленные сроки, а на рынке жилой недвижимости наблюдалось падение объемов строительства, а некоторые девелоперы (MIRAX GROUP) и вовсе заморозили стройки.

Если прибавить к этим проблемам рост инфляции, укрепление доллара и падение рубля, наконец, "грузинский вопрос"  становится очевидным, что проблем у российского правительства вагон и маленькая тележка. А в свете «непредвиденных» трат на поддержание финансовой системы РФ средств на превращение Москвы в финансовый центр может попросту не хватить. Не до того будет.
 
Юлия ВАСИЛЕНКО, Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова