26 февраля 2008

ГОРОД/ Кремль отгородят от рекламы

В зонах, которые предполагается освободить, оборот наружной рекламы составляет около 15 млн долл.

Недавно комитет по рекламе Москвы принял решение освободить от наружной рекламы несколько зон в историческом центре города. Ими станут три зоны вокруг памятников культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО: территории близ Кремля, музея-заповедника «Коломенское» и Новодевичьего монастыря. Первой на очереди стоит зона, прилегающая к Кремлю и Красной площади: Моховая улица, часть ул. Воздвиженки, южная часть ул. Тверской, близлежащие набережные и др. – будут освобождены до конца года. В итоге реализации «антирекламного» закона рекламный бизнес лишится самых престижных мест, зато общественность сможет  любоваться «исконным» обликом древнейших столичных памятников архитектуры.

Вопрос о снятии рекламы в историческом центре города не нов. Впервые об этом заговорили еще в 1999 году, и за это время даже был сделан проект постановления Правительства Москвы, но до утверждения он так и не дошел. В последние годы объем наружной рекламы в центре города снова начал активно сдерживаться чиновниками: в частности, со всей территории внутри Садового кольца были убраны отдельно стоящие рекламные щиты размером более 10 кв. м. Однако кардинального решения по части целых исторических зон до сих пор не было.

Как рассказал председатель комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимир Макаров, власти планируют значительно сократить количество рекламы в центральной части города, преимущественно вокруг исторических памятников, а также на крупных магистралях. В результате основной упор будет перенесен на периферийные районы. Что касается форматов рекламы, В.Макаров с уверенностью отметил, что «самые большие рекламные носители навсегда покинут центр Москвы». Таким образом, решение в первую очередь коснется крупноформатных установок, стоящих на крышах и стенах зданий, и особенно на временных ограждениях строительных площадок – вокруг бывших гостиниц «Москва» и «Россия»; всего их около 250, пояснил эксперт компании «Эспар-аналитик» Сергей Шумовский.

Что же будет с более мелкими рекламоносителями, пока не так ясно. Единственное, что отметил глава комитета: в согласуемом в настоящий момент Плане комплексных мероприятий по освобождению отдельных территорий Москвы от наружной рекламы "демонтажем больших форматов дело не ограничится", даже если в обозначенных зонах реклама частично останется, она будет заменена на высокотехнологичные носители.

В любом случае центр Москвы впервые получит территориальное ограничение по рекламе, что в первую очередь скажется на рекламном бизнесе. «Сейчас в зонах, которые предполагается освободить, оборот наружной рекламы составляет около 15 млн долл. (данные за 2007 год), то есть около 2,5% всего outdoor-рынка Москвы», - рассказал С.Шумовский.

При этом, по его словам, из всей суммы большая часть приходится именно на крупноформатные конструкции – около 5-6 млн долл. и перетяжки – около 3 млн долл. В аренду крупные форматы сдаются индивидуально, и самые большие из них могут стоить более 100 тыс. долл. в месяц. Перетяжки продаются по декадам, в среднем за 3-3,5 тыс. долл., т.е. около 10 тыс. долл. в месяц. Как видно, с принятием решения рынок близ Кремля заметно потускнеет. А если к тому же прибавить, что к оставшимся здесь мелким форматам будут предъявлены повышенные требования – как по части дизайна, так и по части технологий, – то эта зона будет практически неприступной или, во всяком случае, доступной лишь избранным рекламодателям.

При этом, как отметил эксперт «Эспар-аналитик», рекламный бизнес в отношении Кремля потеряет скорее не величину рекламной аудитории, а самое престижное место в городе. Привлекательность места для наружной рекламы складывается из двух факторов – величины рекламной аудитории, которая зависит от интенсивности транспортных потоков, и такой субъективной категории, как престижность места. В большинстве случаев это близость к центру. В самом центре города основную роль играет престижность.

Однако, несмотря на последующие перетасовки в рекламном бизнесе, новость о снятии рекламы в исторических участках Москвы, «на ура» восприняла общественность города, которая, надо сказать, больше всего добивалась этого, ведя почти десятилетнюю борьбу с чиновниками.

Комментируя это решение член-корр. Международной Академии архитектуры в Москве, заместитель председателя ЭКОС Виктор Шередега отметил в нем огромные преимущества: «Город в итоге потеряет провинциально-восточно-ярмарочный колорит и получит возможность вернуться к благородно сдержанному историческому облику. Вновь откроются перспективы московских улиц, перечёркнутые сейчас перетяжками, очистятся панорамы, можно будет разглядеть детали декорированных фасадов и будет меньше помех для правильного восприятия масштаба московской застройки. И, наконец, уменьшатся помехи для движения транспорта».

При этом, понимая сложность этого дела, он добавил, что столь долгое принятие решения, прежде всего, говорит об уровне сопротивления, и сейчас город, что называется, только «получил возможность». Для того же, чтобы снятие рекламы реально произошло, нужна добрая и созидательная воля властей и много-много работы специалистов.

Ирина ФИЛЬЧЕНКОВА

Следите за новостями