Рубрики раздела события

Лента

Следить за новостями

ДОРОГИ / Новая скоростная автомагистраль «Москва – Санкт-Петербург»

29 января 2007
Попасть в Санкт-Петербург без пробок можно будет за 1 тыс. руб.

Если еще 15 лет назад идея введения скоростных платных дорог на территории России выглядела бесперспективной, то последние несколько лет показали востребованность и инвестиционную привлекательность подобных проектов. И хотя пока Россия не может похвастаться такой разветвленной системой платных магистралей, как, например, Австрия и Германия, в стране уже сейчас стартуют масштабные и долгоиграющие проекты. Среди них эксперты выделяют проект строительства новой трассы Москва - Санкт-Петербург под названием «Столица» ("М-10-С").

Автомагистраль Москва – Санкт-Петербург «Россия» (712 км) есть и сейчас, однако ее состояние оставляет желать лучшего. Самый главный недостаток этой дороги, помимо очень плохого качества покрытия состоит в том, что она проходит через населенные пункты. Это удлиняет маршрут и накладывает жесткие ограничения на полосность (всего три полосы). Все это вызывает постоянные нарекания автолюбителей, частые масштабные аварии и заторы. Проект строительства новой скоростной современной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга призван решить накопившиеся за долгие годы проблемы. «Строить скоростную дорогу Москва - Ленинград надо было, по меньшей мере, лет 30 назад, когда Советский Союз еще не обладал таким количеством транспорта. На 30-35 лет опоздал этот проект, но, слава Богу, что он все-таки состоится», - считает автоэксперт Юрий Гейко.

Протяженность будущей платной автотрассы от Москвы до Санкт- Петербурга "М-10-С" составит около 650 км. Ширина проезжей части дороги составит 10 полос на выезде из Москвы, 8 полос - в Ленинградской и Московской областях и 6 полос - на территории Тверской и Новгородской областей. Согласно проекту, дорога пройдет через Бусиново, минуя все традиционные пробки в районе старой Ленинградки, по дороге до Санкт-Петербурга будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Санкт- Петербурге новая трасса сольется с дорогой на Финляндию.

По словам руководителя Федерального дорожного агентства Олега Белозерова, дорогу планируется построить к 2011-2012 годам. Платная трасса потребует приблизительно 200-240 млрд. рублей инвестиций, а срок окупаемости составит около 17 лет.

Учитывая высокую стоимость автомагистрали, строительство предполагается осуществлять на условиях совместного финансирования с использованием средств, выделенных федеральным бюджетом и частными инвесторами. В конце прошлого года нашлись деньги на реализацию первого участка трассы.  Как сообщается в материалах Министерства транспорта, данный участок (15-58-й км) расположен в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области. Объем инвестиций в строительство этого участка составит 54,993 млрд руб. Доля средств частных инвесторов в проекте составит 53%, или 29,135 млрд руб., средств из Инвестиционного фонда РФ – 25,798 млрд руб.

Планируется, что плата за пользование платным участком скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург для легковых автомобилей составит 1,5 руб. за 1 км, для грузового транспорта – порядка 3 руб. за 1 км. Таким образом, для автомобилиста поездка из столицы в Санкт-Петербург обойдется примерно в 1 тыс. руб., и это не считая стоимости затрачиваемого бензина. Однако если учесть, что разрешенная максимальная скорость на новом автобане будет 150 км/ч, доехать из одной столицы в другую можно будет быстро - за четыре-пять часов. Предполагается применение закрытой системы сбора оплаты проезда, для чего будут сооружены 9 пунктов взимания платы.

В строительстве магистрали заинтересован каждый субъект федерации, по территории которого по проекту будет проложена М-10-С, поэтому уже сейчас под строительство трассы резервируются земли и выпускаются законодательные акты. В конце 2006 года Правительство Санкт-Петербурга приняло проект строительства скоростной автомагистрали "Столица", а Правительство Московской области ранее зарезервировало земельные участки на северо-западе Подмосковья - от МКАДа до малого московского кольца окружной дороги. Зарезервированные участки - это полосы шириной от 200 метров по ходу строительства будущей дороги. Глава субподрядной организации  - ОАО "Дорпоект" Сергей Романов отметил, что площадь земель, изымаемых под строительство магистрали в Петербурге, составит около 460 гектаров. Общая площадь земель, которые будут изъяты под строительство, составит более 5,5 тыс. гектаров. "В основном, это леса", - отметил он.

Резервирование необходимо, чтобы предотвратить скупку земли предпринимателями, которые потом будут за большие деньги перепродавать землю государству. "Уже есть тенденции к нарушению законодательства. Некоторые предприниматели начинают выкупать земли вокруг трассы и заниматься капитальным строительством, зная, что потом земля там значительно подорожает", - подчеркивает руководитель государственного учреждения "Мосавтодор" Игорь Косенков.

Как обещают власти, бесплатная дорога из Москвы в Санкт-Петербург сохранится, ведь платная дорога может быть только тогда, когда есть бесплатный дублер. По словам министра транспорта Юрия Левитина, эта норма будет закреплена в новом законе о платных дорогах, который планируется внести в Госдуму в начале 2007 года.

В преддверии подготовки концессионного конкурса на строительство трассы власти отказываются говорить о проекте более подробно, ссылаясь на «период молчания». Однако, как сообщил RealEstate.ru источник, близкий к проекту, подробная графическая схема прохождения трассы, как и другие параметры проекта, будут обнародованы в первой половине 2007 года.

RealEstate.ru будет следить за развитием событий и вскоре опубликует подробные материалы по проекту новой трассы Москва - Санкт-Петербург под названием «Столица» ("М-10-С").

Любовь ОРЛОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова