26 мая 2009

Аэропорты: режим работы круглосуточный

У трех главных аэропортов Москвы - Внуково, Шереметьево и Домодедово - глобальные планы по развитию

Аэропорты, как показатели развития международных отношений, в Москве за последние десять лет развиваются очень стремительно. Расширяются старые и строятся новые терминалы, появляются новые взлетно-посадочные полосы, морально устаревшее оборудование и системы заменяются новейшими разработками, территории аэропортовых комплексов превращаются в огромные мега-моллы с кафе, кинотеатрами, гостиницами и бизнес-центрами. В середине 2000-х три главных аэропорта московского авиаузла решили провести у себя широкомасштабные программы по реконструкции и развитию. По итогам их реализации у аэропортов должны появиться новые терминалы, паркинги, гостиницы, центры бизнес-авиации и терминалы для VIP-обслуживания.

Внуково

Наибольшее развитие в последнее время получил аэропорт Внуково. Морально устаревший в 1990-е годы аэропортовый комплекс взял курс на превращение в "высокотехнологичный авиатранспортный центр международного значения". Программа развития и реконструкции Внуково, которая ведется со времени передачи контрольного пакета акций аэропорта из федеральной собственности правительству Москвы в 2003 году, должна быть завершена в 2015. В ходе ее реализации у Внуково уже появился городской пассажирский терминал на Киевском вокзале, с которого авиапассажиры могут за 35 минут добраться до аэропорта, новый международный терминал, оборудованный посадочной галереей и шестью телетрапами, трехэтажных паркинга на 700 машиномест, новый терминал для обслуживания VIP-пассажиров и центр бизнес-авиации Внуково-3, общей площадью 7 тыс. кв. м. А также в процессе выполнения программы была проведена работа по модернизации аэродромного комплекса.

Превратит Внуково в аэропорт международного класса главным образом появление нового 5-уровневого международного пассажирского терминала общей площадью 250 тыс. кв. м. Разработчиком проекта стала немецкая компания Obermeyer Planen, которая уже получила за него золотую медаль Всемирного Салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель - Эврика 2006». Данный факт не был оставлен без внимания мэром Москвы Юрием Лужковым, который в ходе традиционного субботнего объезда в апреле сообщил, что несмотря на кризис данное грандиозное сооружение будет построено в этом году.

На сегодняшний день уже возведен подземный уровень нового терминала, совмещенный с железнодорожной станцией, куда будут прибывать скоростные электропоезда из центра города. Согласно проекту терминал будет иметь сквозное разделение на две зоны – для обслуживания пассажиров внутренних и международных рейсов. Как рассказали в пресс-службе Внуково, «в отличие от многих аэропортов России и Европы в новом терминале пассажир, прилетевший международным рейсом и следующий транзитом в другие российские города, сможет в нем же перейти в зону внутренних рейсов». Значительную площадь будущего терминала займет посадочная галерея, оборудованная 25 телетрапами. Строительство терминала ведется в три очереди. Первую и вторую (площадью 173 тыс. кв. м и 50 тыс. кв. м соответственно) планируется завершить в конце 2009 года. Последнюю, третью (общей площадью 30 тыс. км. м) – в 2015-м. Как сообщили в пресс-службе аэропорта, в результате появления нового терминала пропускная способность аэропорта к 2015 году увеличится с сегодняшних 6800 до 7800 пассажиров в час или с 7,5 млн до 18-20 млн пассажиров в год.

Помимо этого к концу текущего года запланирован ввод двухуровневой автотранспортной эстакады протяженностью около 2,5 км. Она будет примыкать со стороны привокзальной площади к аэровокзальному комплексу и сольется с магистральными развязками, соединяющими Боровское и Киевское шоссе.

Как у любого крупного аэропорта у Внуково должна быть своя гостиница. В виду этого  на привокзальной площади сейчас ведется строительство 11-этажного здания гостиницы на 440 номеров, общей площадью более 35 тыс. кв.м, с подземным паркингом на 65 машин. Завершить строительство гостиницы планируется в 2010 году.

Шереметьево

Принадлежащий государству, в лице Министерства транспорта, аэропорт Шереметьево планирует еще более масштабную инвестпрограмму, после завершения которой аэропорт должен стать "лучшим аэропортом–хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров". Для этого Шереметьево совместно с компанией Scott Wilson разработал мастер-план до 2030 года, который был принят в феврале 2009 года. Согласно ему Шереметьево планирует увеличить свою пропускную способность с 15 млн до 64 млн пассажиров в год, а транзитный поток – до 25%. На сегодняшний день по программе развития в аэропорту проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП-2), перрона сектора Шереметьево-2, магистральной и соединительных рулежных дорожек, создан городской пассажирский терминал на Савеловском железнодорожном вокзале,  позволяющий добраться из центра Москвы до аэропорта за 30 минут. Помимо этого ведется реконструкция перрона сектора Шереметьево-1 и масштабная реконструкция Шереметьево-2 (или по новой терминологии, терминала F). Но основная часть работ еще впереди.

На сегодняшний день на территории Шереметьево располагается три аэровокзальных комплекса и в процессе строительства находятся еще два: терминал Е и терминал Шереметьево-3 (или терминал D). Общая площадь терминала Е будет составлять около 80 тыс. кв. м, а пропускная способность - 7 млн пассажиров в год. Согласно проекту терминал Е обеспечит связь терминалов Шереметьево-2 (F), Шереметьево-3 (D) и железнодорожной станции "Аэроэкспресс", которая связывает аэропорт с центром города. Ввод терминала запланирован на конец этого года. В непосредственной близости от терминала Е строится терминал Шереметьево-3 (D) площадью 160 тыс. кв. м.  Терминалы Шереметьево-3 (D), Е и Шереметьево-2 (F) будут объединены и составят единый терминальный комплекс. Планируется также сделать едиными чистую зону и зону до регистрации, чтобы пассажиры могли с комфортом и беспрепятственно передвигаться между тремя терминалами. Объединенный комплекс сможет обслуживать до 25 млн пассажиров ежегодно.

Кроме этого, морально и физически устаревший, построенный в 60-х годах аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 (или  Терминал А), обслуживающий внутренние рейсы, будет разобран, отстроен заново и соединен с Терминалом С, который построен по соседству в 2007 году для обслуживания международных рейсов. В итоге после реконструкции на севере аэропорта будет работать один большой терминал, обеспечивающий стыковку международных и внутренних линий с пропускной способностью более 40 млн пассажиров ежегодно.

Рядом с железнодорожным терминалом "Аэроэкспресс" на привокзальной площади планируется построить 11-этажный международный деловой центр с выставочными залами и ресторанами.

Также в этом году на территории Шереметьево планируется начать строительство нового грузового мультимодального комплекса, который объединит в себе сразу несколько видов транспорта. Площадь его составит около 20 тыс. кв.м.

Домодедово

Крупнейший аэропорт России, которым владеет частная компания «ИСТ ЛАЙН», в 2004 году запустил широкомасштабную программу по расширению площадей и увеличению пропускной способности своего аэровокзального комплекса, сроки окончания которой руководство Домодедово пока не оговаривает. Ранее дата окончания работ ставилась на 2020 год.

На данный момент по программе осуществляется поэтапные реконструкция и расширение главного пассажирского Терминала-1, площадь которого после окончания всех работ должна увеличиться до 250 тыс. кв.м. Появившийся ранее, чем у всех остальных аэропортов городской пассажирский терминал Домодедово работает на Павелецком вокзале и добраться с него до аэропорта можно за 40 минут. Также в ходе программы развития на территории аэровокзального комплекса уже построен грузовой терминал, общая площадь складских помещений которого составляет порядка 13 тыс. кв.м.

В ближайших планах руководства Домодедово строительство второго пассажирского терминала – Терминала-2. Как рассказали RealEstate.ru в пресс-службе аэропорта, он будет примыкать к существующему зданию аэровокзального комплекса со стороны международного сектора и в нем будут обслуживаться международные рейсы. При этом, первый его уровень будет предназначен для обслуживания прилетающих пассажиров, а второй – для вылетающих. На третьем уровне будут организованы зоны обслуживания пассажиров первого и бизнес-класса, а также VIP-пассажиров, официальных лиц и делегаций.

Кроме того, на территории аэропорта на данный момент продолжается строительство торгово-развлекательного комплекса «Домодедово Плаза», в котором будет открыт кинотеатр, рестораны и магазины, организованы зоны отдыха. Помимо этого в проекте развития аэропорта предусмотрено строительство многофункционального комплекса, который расположится на привокзальной площади, и будет включать в себя отель, многоярусный паркинг и торгово-развлекательный центр. «Все части здания будут объединены прозрачным большепролетным навесом и соединены надземными пешеходными галереями – комплекс будет являться неотъемлемой частью аэровокзала», отметила пресс-секретарь Домодедово Екатерина Стриганова.

В самых ближайших планах аэропорта – модернизация объектов на Павелецком вокзале. В итоге проведенной реконструкции городского пассажирского терминала должна быть увеличена его площадь и установлено дополнительное оборудование.

О том, насколько в ходе реализации программы развития Домодедово увеличит свой пассажиропоток, администрация аэропорта пока говорить не спешит. Однако уже сейчас ясно, что на выходе эта цифра не будет малой, поскольку по итогам 2008 года ежегодный пассажиропоток уже составил 20 млн человек, что равняется ожидаемому после завершения программы пассажиропотоку во Внуково.

Наверняка в связи с финансовыми затруднениями во всех сферах бизнеса большинству грандиозных планов московских аэропортов придется подождать лучших времен, однако пока об отказе от выполнения полностью или частично программ по развитию не заявило ни одно из руководств трех главных авиакомплексов московского региона.

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Следите за новостями