28 апреля 2006

Стенограмма доклада Е.Н.Батуриной

Цели в программе «Жилище» определены без учета развития стройиндустрии

Стенограмма доклада Е.Н.Батуриной на заседании правительственной рабочей группы по реализации программы «Жилище»  -  апрель 2006г.

Предлагаемые основные меры по развитию промышленности строительных материалов России описывают цели и задачи развития отрасли. Меры направлены на повышение уровня благосостояния населения, удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынка, рост эффективности производства и увеличение объемов строительной продукции.

Как известно, жилищный фонд РФ составляет 2,89 млрд. кв.м [с учетом того, что в России приблизительно половина жилого фонда состоит из индивидуального жилья], а общая потребность россиян в жилье составляет 1,6 млрд. кв.м, то есть для удовлетворении этой потребности потребуется увеличение жилфонда на 46,1%.

Федеральной целевой программой (ФЦП) «Жилище» задан ряд основных показателей развития строительства в России, одним из которых является доведение объема строительства жилья к 2010 году до 80 млн. кв.м ежегодно. При существующих темпах строительства (с приростом 10-14% в год – данные за 2004 год), на покрытие названого спроса потребуется около 40 лет. Это, если не принимать во внимание старение жилого фонда. При этом следует учитывать, что в СССР статистики не учитывали индивидуальное строительство. Следовательно, сейчас речь должна идти не об удвоении, а об учетверении ввода индустриального жилья.

Предлагаемая средняя стоимость квартиры площадью 54 кв.м к 2010 году должна быть равна среднему совокупному доходу семьи из 3-х человек за 3 года. Вместе с тем, в ФЦП «Жилище» отсутствует характеристики типов жилья, в каких регионах и сколько должно быть его построено, нет увязки со строительными мощностями и обеспеченности стройматериалами, и, самое главное, нет связи Национального проекта «Доступное жилье» со стратегией социально-экономического развития регионов и России в целом.

Несмотря на то, что в последнее время наметилась тенденция достаточно устойчивого роста ввода объемов жилья, их явно недостаточно для того, чтобы в сроки, обозначенные президентом РФ, выполнить планы, заложенные в ФЦП «Жилище». При этом необходимо учесть, что количество построенных квартир за последние десять лет сократилось с 602 тысяч в 1995 году до 515 тысяч в 2005-ом. В основном, это произошло за счет строительства жилья повышенной комфортности. Средний размер общий площади квартир увеличился с 68 кв.м до 86 кв.м.

Даже без подробного анализа других составляющих ФЦП «Жилище» можно сказать, что запланированное резкое увеличение темпов строительства потребует изменения самой его структуры, перехода к другим архитектурным решениям, проектированию новых типов зданий и освоения новых технологий строительства. А это в свою очередь потребует производства широкой номенклатуры современных  высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций.

Изучение на месте представителями компании «Интеко» увеличения объемов строительства жилья в двух сопредельных странах, Казахстане и Китае, может служить примеров реализации нацпроектов в области жилищного строительства.

Как известно, в Казахстане программа рассчитана на строительство за три года 12 млн.кв.м. это позволит улучшить жилищные условия около 195 тыс. семей при средней  площади 3-хкомнатной квартиры не менее 80 кв/м и стоимости 1 кв.м не более $350. Казахи пошли по этому пути и для своих проектов в области социального жилья ввели это ценовое ограничение. В Казахстане также принята концепция увеличения доли индивидуального жилья с 60% до 80%.

Китай, прежде всего, обеспечил скачок в объеме производства строительных материалов всех ценовых категорий, и одновременно с колоссальным увеличением ввода жилья превратился в крупнейшего импортера стройматериалов и технологий. Это позволило увеличить ввод жилой площади жилья до 1 кв.м в год на человека. Эффективно конкурирует во всех строительных отраслях с соседними странами. Сейчас в Китае даже принята программа по снижением объемов ввода жилья, что говорит о том, что наши юго-восточные соседи подошли к точке насыщения своего внутреннего рынка.

В России за последние несколько лет удалось добиться постоянного роста объема промышленной продукции. Но хотя ежегодный прирост выпуска строительных материалов и составляет около 10%, достигнутые объемы не полностью удовлетворяют потребности современного строительства. Это вызвано низким технологическим уровнем предприятий и износом оборудования.

Степень износа основных фондов в отдельных подотраслях доходит до  50-80%. Ввод в действие новых мощностей составляет ежегодно около 1%, а выбытие из-за износа около 2%. Производство отдельных видов стройматериалов характеризуется высокой капиталоемкостью производственных мощностей и требует значительного времени на строительство, что снижает их инвестиционную привлекательность.

ПРОВЕДЕМ КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПОДОТРАСЛЕЙ СТРОЙИНДУСТРИИ.

Цементная промышленность
Сравнивая режим поддержания нынешнего уровня мощности с режимом необходимого наращивания продукции (при строительстве новых заводов), объем инвестиций на 1 тонну цемента возрастет с $5-6 на тонну мощности в год до $250–300 на тонну в год.
Степень износа технологического оборудования цементной промышленности составляет 70%. Вследствие этого мощности 45 действующих заводов официально оцениваются в 71,2 млн.тонн в год, но фактически заводы в их нынешнем состоянии могут произвести максимум 65 млн. тонн цемента в год.
Чтобы обеспечить стройкомплекс цементом, достаточным для ввода 80 млн.кв.м жилья к 2010 году, промышленность должна выйти на уровень производства цемента 90 млн.тонн в год. Это потребует ввода дополнительных производственных мощностей. Капиталовложения суммарно по отрасли должны составить $5-6 млрд.
При сохранении нынешней ситуации в отрасли уже в 2007 году на рынке возникнет устойчивый дефицит цемента, особенно по его высшим маркам. По нашим оценкам, если не будет вмешательства государства и массированного строительства этих цементных заводов, то дефицит исчезнет только в 2015 году.

Более того, цементная промышленность является одной из наиболее топливо- и энергоемких отраслей. Удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство и реализацию продукции доходит до 40%. В настоящий момент в России преобладает наиболее энергоемкий «мокрый» способ производства цемента, его доля в выпуске цементного клинкера составляет приблизительно 87%, а в производстве цемента – 85%.

С нашей точки зрения основными направлениями развития цементной промышленности являются
- удовлетворение потребностей стройкомплекса в ассортименте, качестве цемента;
- техническое перевооружение заводов с целью обновления основных фондов;
 -внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведение доли «сухого» способа производства цемента до 40-50%;
 -организация производства новых видов цемента;
 -подготовка строительных предприятий к переходу на использование в качестве технологического топлива угля и топливо содержащих отходов промышленности;
- оптимизация размещения производства цемента по субъектам РФ с учетом их потребностей.

Производство теплоизоляционных материалов
В настоящее время в России производится около 9 млн.куб.м различного вида теплоизоляционных материалов. Основным видом производимых утеплителей являются минераловатные изделия, доля которых в общем объеме производства составляет более 65%, около 8% приходится на стекловатные материалы, 20% - пенопласты, 3% - ячеистый бетон.

Потребность в утеплителях резко возросла после введения новых требований к теплопотерям ограждающих конструкций зданий. Общая потребность  в утеплителях для всех отраслей хозяйства страны составит к 2010 году 50-55 млн.куб.м, в том числе для жилищного строительства 18-20 млн.куб.м. Общим путем вывода на принципиально новый уровень производства волокнистых утеплителей для всех заводов страны является перевод производства из доменных шлаков на минеральное сырье.

Приоритетными направлениями развития производства утеплителей являются:
- создание новых мощностей рядом отечественных фирм с использованием иностранного оборудования;
- разработка отечественного оборудования для производства теплоизоляционных материалов;
- развитие производства на основе ячеистых автоклавных и безавтоклавных бетонов;
- производство кровельных и гидроизоляционных материалов.

Кровельные и гидроизоляционные материалы
Общероссийский рынок рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов оценивается в настоящее время в 450-460 млн.кв.м, мягкой черепицы 3–3,5 млн.кв.м. По данным Росстата, в 2005 году производство мягких кровельных и гидроизоляционных материалов составило 477 млн.кв.м, что составило 104% к показателям 2004 года.

Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции является приоритетной задачей промышленности  кровельных и изоляционных материалов. Для этого необходимо существенное изменение структуры производства, с  целью повышения доли современных высокоэффективных материалов, обеспечивающих долговечность и надежность.

Листовое стекло
Объем производства листового стекла в настоящее время составляет 120 млн.кв.м, в том числе 74% производится по современной, так называемой, флоп-технологии. Дефицит высококачественного листового стекла на сегодняшний день составляет приблизительно 35 млн.кв.м. Одной из основных задач в развитии подотрасли является организация широкомасштабного производства в России современных энергосберегающих стекол с твердым и мягким покрытиями.

Стеновые материалы
Объем выпуска стеновых материалов в России в 2005 году доведен до 15 млрд.штук условного кирпича в год. По оценке Росстроя, спрос на стеновые материалы в 2006 году увеличится до 16-17 млрд.штук, а к 2010 достигнет 27-28 млрд.штук условного кирпича.
Приоритетное направление - строительство технологических линий по производству ячеистого бетона прежде всего на действующих заводах силикатного кирпича, а строительство линий по производству пенобетона необходимо наладить на действующих заводах ЖБИ.
Кроме того, рекомендуется создание мобильных установок по изготовлению пенополистиролбетона плотностью 300-350 кг на 1 куб.м для возведения монолитных самонесущих стен каркасно-монолитных зданий и изготовления трехслойных стеновых панелей для крупнопанельного строительства.

Керамические изделия
Общая мощность производства керамических плиток на 1 января 2006 года составила 8, 7 млн.кв.м с коэффициентом использования мощностей - 90%. Технический уровень большинства российских предприятий строительной керамики отстает от уровня большинства зарубежных фирм вследствие того, что оборудование морально и технически устарело. Степень износа оборудования некоторых предприятий составляет выше 60%.
Основным направлением развития керамической промышленности является техническое переоснащение, реконструкция предприятий по производству керамических плиток с установкой импортного прогрессивного оборудования, имеющего значительное преимущество перед отечественным.

В технически развитых странах на одного жителя производится около 1 куб.м бетона. В России - в три раза ниже. После многократного спада производства, начиная с 1999 год применение железа и железобетона начало расти, причем несколько более высокими темпами, чем объемы строительства. В 2005 году производство сборных железобетонных конструкций и изделий достигло 23,5 куб.м, что составило 104% к 2004 году.

Сборный железобетон
В настоящее время мировая практика доказывает, что сборный железобетон применяется в строительстве все шире. Основными направлениями развития в деле наращивания производства железобетона являются:
– разработка и исследование железобетона и бетона в части повышения их свойств, обеспечивающих гарантийный сроки эксплуатации зданий и сооружений (в том числе особо плотные, морозостойкие, кислотостойкие);
- разработка и организация производства новых видов бетонов, прежде всего быстротвердеющих, позволяющих в перспективе отказаться от тепловой обработки бетона, а также цементов с низкой водопотребностью.

Строительные машины и оборудование
В области строительного производства машин и оборудования основными направлениями развития являются разработка конкурентного отечественного оборудования для заводского производства и монтажа сборных железобетонных конструкций, расширение номенклатуры и разработки новых видов модульной опалубки, создание автомеханизированного оборудования по приготовлению бетонных, сухих смесей.

Изменение структуры жилищного строительства с увеличением за последние годы доли индивидуального жилья, а также введение повышенных требований по теплозащите ограждающих конструкций повлекло в конце 90-х годов резкое снижение использования мощностей индустриального домостроения.

Основными направлениями в реформировании предприятий индустриального домостроения являются:
- продолжение модернизации предприятий с ориентацией на производство энергоэффективных ширококорпусных крупнопанельных домов на основе переработки типовых серий;
- освоение производства изделий и конструкций для здания различных архитектурных систем, в том числе каркасных, сборно-монолитных;
- развитие монолитного и сборно-монолитного домостроения;
- расширение производства эффективных материалов и изделий для малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.

Объем добычи минерального сырья для производства строительных материалов за последние 10 лет значительно сократился. Объем производства нерудных строительных материалов, применяемых  в капитальном жилищном и дорожном строительстве, в России в 2005 году составил около 257 млн.куб.м, что на 0,7% меньше, чем в 2004-ом.

Технический уровень оборудования отрасли отстает от мирового, низка степень автоматизации производственных процессов. В отрасли ощущается постоянная нехватка оборудования, прогрессивное оборудование в нашей стране не выпускается.  Одновременно со спадом производства снизилось производительность труда, возросли энерго- и материальные затраты.

Приоритетными направлениями развития промышленности нерудных материалов является
- техническое перевооружение и реконструкция действующих карьеров, дробильно - сортировочных заводов с учетом изменения качества сырья в лучшую сторону,
- внедрение оборудования, обеспечивающего расширения номенклатуры выпускаемой продукции,
- снижение энергоемкости.

При этом следует учитывать, что территориально производственные мощности  распределены по России крайне неравномерно. Свыше 60% из них находится в европейской части России, что вносит существенный вклад в удорожание продукции из-за транспортной составляющей. Кроме того, использование в производстве устаревшего оборудования и технологий приводит к значительным расходам энергопотребления.

ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДАЕТ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СОМНЕНИЯ В ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА БЕЗ ГОСПОДДЕРЖКИ В УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ И В ТРЕБУЕМЫХ ОБЪЕМАХ.

Учитывая важнейшее социально-экономическое значение реализации Национального жилищного проекта, господдержка строительной отрасли должна оказываться в том числе и из Стабилизационного фонда, особенно при строительстве и реконструкции заводов по производству оборудования для производства цемента, бетона, железобетона.

При инвестициях в строительную индустрию конечным эффектом будет являться мультипликативный рост не только строительной отрасли, но и смежных отраслей, при этом денежные средства будут связаны с долгосрочными проектами, что не вызовет всплеск инфляции, характерного для прямых бюджетных трат.

В связи со значительной капиталоемкостью промышленности строительных материалов, начальным толчком к ее динамичному и устойчивом развитию должна послужит программа, создающая на первом этапе условия, которые должны обеспечить гарантированное привлечение инвесторов на этот рынок. Эта программа должна быть рассмотрена и утверждена на правительственном уровне в качестве ФЦП (условное название ФЦП «Развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов») и войти в качестве равноправной составляющей в пакет программ Нацпроекта «Доступное жилье».

Данная программа должна предусматривать меры государственной поддержки промышленности строительных материалов, таких как
- принятие мер по совершенствованию системы стандартизации, сертификации строительных материалов;
- срочное принятие технических регламентов,
- определение  существующих и предлагаемых к использованию в качестве дешевого жилья строений;
- реанимация программы по ликвидации ветхого и аварийного жилья;
- выкуп для государственных нужд земельных участков, подготовка их для массового строительства;
- создание комплексной взаимной увязки параметров социально-экономического развития регионов, параметров стратегических приоритетов и параметров Нацпроекта.

Объясню: есть регионы, где действительно необходимо госучастие в программе строительства, такие как Калининград или Сахалин. Ясно, что для инвесторов эти районы непривлекательны, они депрессивные, и поэтому, наверное, задача государства - вмешиваться в такую ситуацию.

Необходимо также принять меры правового характера по созданию условий для повышения инвестиционной активности:
- предоставление льгот для предприятий стройматериалов на период строительства новых мощностей,
- выработка необходимой налоговой политики;
- выработка целевого таможенного регулирования при импорте не производимого в  России оборудования для стройиндустрии,
- снижение пошлин на новое оборудование, запасные части, компоненты для технологического перевооружения;
- выработка финансово-кредитной политики в части предоставления целевых ресурсов, госгарантий на осуществление крупных инфраструктурных объектов участникам Нацпроекта;
- выработка комплексной политики в части обучения строительным специальностям;
- финансирование научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых технологий в производстве строительных материалов;
- выработка концепции миграционной политики, направленной на стимулирование переселения трудоспособных россиян, близких нам граждан бывшего СССР в районе с убылью населения при условии соблюдения для переселенцев соцгарантий.

К сведению. По данным Центра миграционных исследований, в России единовременно находятся приблизительно 4 млн. мигрантов, из них 3 млн. нелегально. По данным МВД России и федеральной миграционной службы, 40% мигрантов трудиться в строительстве. Таким образом, в строительстве может работать до 2 млн.человек [мигрантов]. В то же время, по данным МВД, мигрантам было выдано всего 550 тыс. разрешений на работу.

Ограничение рентабельности монополий при формировании тарифов на газ, электроэнергию, услуги ж/д транспорта.

С целью эффективной реализации структурной политики государства в жилищной сфере и неизбежного активного воздействия результатов жилищной политики на социально-экономическое развитие России, а, также учитывая то, что нерыночное стимулирование спроса неизбежно должно сопровождаться нерыночным стимулированием предложения, государство обязано принять участие в качестве партнера российского частного бизнеса по развертыванию строительной индустрии.

Должен быть определен перечень производственных мощностей по производству базовых строительных материалов, осуществлено их строительство за государственный счет (или на государственные субсидии) с последующей передачей в концессию коммерческим организациям для выполнения долгосрочного государственного заказа на производимую продукцию в размере не менее 50% от производственных мощностей.

Это позволит равномерно разместить промышленные предприятия с учетом потребностей региона, гарантирует концессионеру сочетание долгосрочного госзаказа на строительство социального жилья с производством продукции для нужд собственного свободного рынка.

Следует безотлагательно приступить к разработке подпрограмм,  направленных на разработку экономических стимулов и формирование инвестиционно привлекательного климата для частных инвесторов. Кроме того, наlj разработать классификацию жилья по степени доступности для различных социальных слоев общества, разработать его стандартизацию по срокам эксплуатации, метражности, определить минимальный набор параметров, определяющих понятие комфортности.

Исходя из этого, предлагается следующий состав подпрограмм ФЦП «Развитие промышленности строительных материалов»

- подпрограмма по строительству и модернизации производственных мощностей по производству базовых строительных материалов за госсчет или на госсубсидии

- подпрограмма по развитию концессионных принципов партнерства с коммерческими организациями по эксплуатации построенных промышленных предприятий с сервитутом досрочного государственного заказа производимой продукции в размере не менее 50% от производственных мощностей

- подпрограмма по экономической поддержке при создании и эксплуатации заводов по производству строительных материалов через снижение стоимости предоставляемых земельных участков, зданий и сооружений, изменению ввозных пошлин на необходимое перевооружению отрасли

- подпрограмма по возрождению и усилению потенциала научно-исследовательской базы в строительной отрасли

Одновременно с разработкой программы в рамках Национального проекта необходимо инициировать реализацию пилотных региональных проектов, выполняемых в рамках частно-государственного партнерства с участием крупнейших компаний российской строительной индустрии, и направленных на подъем и развитие строительной отрасли.

Хотелось бы еще раз отметить, что недостаточная комплексная проработка программ, запакетированных в Нацпроект, неготовность некоторых федеральных структур, вынуждает участников проекта в рамках проекта частно-государственного партнерства производить самостоятельные исследования и разработки, подчас замещая действия федеральной, а иногда и региональной исполнительной власти.

К примеру, когда мы собирали эту информацию в ряде регионов, полной информации мы не могли получить ни в одном федеральном округе,  в том числе и в Минрегионразвитии, Владимир Анатольевич [В.А.Яковлев – министр регионального развития правительства РФ – ред.].

Отсутствие единого информационного центра, где была бы вся необходимая база для принятия решения, приводит к тому, что при принятии решения о строительстве и месте пилотного проекта по строительству жилья или реконструкции, единственно возможным остался метод обследования регионов сотрудниками частных компаний.

Следите за новостями