03 августа 2009

Рейтинг утраченных панорам Москвы

В восприятие многих видов на Кремль и Красную площадь вторгаются "Москва-Сити" и "Красные холмы"

Академик Дмитрий Лихачев писал, что у Петербурга есть своя «небесная линия». У Москвы она тоже есть, хотя и более сложная, разноплановая и за последние сто лет изрядно видоизменившаяся. В какой-то степени, у Москвы не небесная линия, а небесная кардиограмма, то есть, попросту говоря, «кривая». До начала ХХ века пиками этой кривой в городе были купола и кресты церквей. В советское время сложилась более динамичная вертикаль, погубившая, по сути, средневековый город, со своими новыми акцентами – сталинскими высотками. В новое время столица вновь увеличивает масштабы строящихся зданий, накладывая новые доминанты, как на исторические, так и на советские виды. При этом Москва обладает не только и не столько широкими панорамными видами, которые в силу специфики многослойности городской застройки разрушить довольно сложно, сколько микропанорамами, открывающимися в совершенно неожиданных местах: в просветах между улицами, бульварами и домами, погубить которые проще простого. В ходе опроса RealEstate.ru архитектурной общественности, открылась безрадостная картина: всего несколько объектов времен мэрства Юрия Лужкова разрушили своими несомасштабными объемами главные классические виды города.  

"Панорама - широкий кругозор с возвышенной точки. И историческая Москва, благодаря богатству природного рельефа, изобиловала такими захватывающими живописными видами, - говорит координатор Московского общества охраны памятников (МАРS) Марина Хрусталёва.  К сожалению, последствия строительного бума последних пятнадцати лет таковы, что в центре города сложно найти не только панорамный вид, но и крошечный переулок, сохранивший свой подлинный облик. Каждая улица, каждая набережная испытали вторжение современной архитектуры, в подавляющем большинстве случаев - несомасштабной среде и низкопробной с художественной точки зрения". 
 
I место

Панорама Красной площади с севера на юг или со стороны Исторического музея и Казанского собора в сторону Москва-реки. Фон - 170-метровая башня комплекса «Красные холмы».

В просвете между храмом Василия Блаженного и Спасской башней Кремля в довольно однородный, растворяющийся вдали фон врезается современным 34-этажный небоскреб комплекса «Красные холмы». Построен он был в 2005 году, на Космодамианской набережной, на расстоянии всего 2,8 км к югу от Кремля.

По важности и идеологической значимости этот "испорченный" вид эксперты поставили на первое место и при этом добавили, что данная «верхотулина» довлеет и над другими историческими панорамами города.

II место

Кремль со стороны Москва-реки. Панорама Кремля с Большого Устьинского моста. Фон - башни ММДЦ «Москва-Сити».

Одно из главных видовых зрелищ Москвы - Кремль со стороны Замоскворечья - теперь воспринимается не на фоне чистого неба, как раньше, а на фоне возвышающейся за ним с левой стороны глыбы из стекла и бетона делового района «Москва-Сити». Как напомнили эксперты, такое восприятие осложнено пока еще только 350-метровыми небоскребами - еще более дерзкое вмешательство в исторические виды мы получим после строительства запланированной в Сити 600-метровой башни «Россия». Небоскребы Сити строятся на Пресненской набережной, в 5 км от Кремля. Предполагаемая дата ввода большинства башен – 2012 год. Фото: начало строительства.

«Неровная челюсть с выбитыми зубами, которой представляются с этой точки обозрения  башни «Москва-Сити», изуродовала великолепное зрелище, раскрывающееся с Устьинского моста, не только объемом, но и формой», - считает член президиума экспертного совета при главном архитекторе города Москвы Алексея Клименко. "Не спас эту панораму даже снос гостиницы «Россия», которая, безусловно, довлела своим объемом над Кремлем. Теперь ансамбль Кремля не перекрывается спереди, но вместо этого фоном имеет, не небо, а стеклянные башни".

III место

Панорама Замоскворечья со стороны Боровицкой площади, Большого Каменного моста и Кремля. Фон - небоскреб комплекса «Красные холмы».

Панорамный вид, открывающийся с противоположной стороны Москва-реки на Замоскоречье, который образуют главным образом купола церквей, ныне включает в себя и хай-тековский «столб» высотой в 170 метров.

«Та классическая панорама, которая открывалась с Боровицкого холма в сторону Замоскворечья и которую писали все художники XIX века, теперь перекрыта огромной гостиничной башней Swiss Hotel. Кроме того, ее техническая и механистическая по исполнению форма полностью убивает природу исторического города. А самое страшное, что она теперь появляется в створе между разными кремлевскими башнями и тем самым косит абсолютно все панорамы, раскрывающиеся из Кремля, то есть из самого центра России», - комментирует заместитель гендиректора Музеев московского Кремля Андрей Баталов.

«Она совмещается с лучшими храмами Замоскворечья, - добавляет московед и координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин, - которые до нашего времени оставались доминантами панорамы. Это церковь Воскресения в Кадашах, церковь Климента Папы Римского и церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» - они образовывали ядро замоскворецкой панорамы, а теперь к ним примешалась современная высотка».

VI место

Панорама Воробьевых гор.  Фон - "Дом на Мосфильмовской".

 

"Дом на Мосфильмовской" - небоскреб высотой в 213 метров, строящийся на улице Пырьева, вл.2. Из его окон действительно открываются панорамные виды как на Новодевичий монастырь, так и на Поклонную гору, однако в угоду этому со всех остальных точек города эти же панорамы перекрываются этим одиноким высоким строением.

"Крайне неудачный дом Сергея Скуратова на Мосфильмовской бесповоротно испортил хрестоматийный вид на склон Воробьевых гор, ранее прорезаемый лишь шпилем Университета", - негодует координатор Московского общества охраны памятников (МАРS) Марина Хрусталёва. 

V место

Вид на Высоко-Петровский монастырь с Рождественского бульвара и Печатникова переулка. Фон - современные жилые дома и культурно-развлекательный центр.

Если смотреть со стороны Рождественского бульвара, то вид на древний монастырь загородил строящийся уже несколько лет двухэтажный культурно-развлекательный центр, стоящий перед самым выходом бульвара на Трубную площадь. Небесный же фон монастыря заменили несколько других домов на Страстном бульваре, построенных за его "спиной".

«Если кремлевские панорамы стоят в списке наихудшим образом сохранившихся видов первыми по важности, то вид на Высоко-Петровский монастырь – первый по цинизму», - говорит Р.Рахматуллин из «Архнадзора».

VI место

Вид на Кремль с угла улицы Воронцово поле и Яузского бульвара, у дома архитектора Илья Голосова. Фон - небескребы "Москва-Сити".

Знаменитый вид на башни Кремля, открывающийся с угла "сталинского" дома, построенного архитектором Ильей Голосовым в 1936 году, теперь включает и башни Сити. Дом расположен по адресу: Подколокольный пер., 2/16.

«В том месте, где улица Воронцово поле выходит к Яузскому бульвару, рядом с домом Ильи Голосова, открывается изумительный вид на Кремль, совершенно акварельно-открыточный. Так за Кремлем там теперь видно Сити, - рассказывает научный редактор портала Архи.ру Юлия Тарабарина. При этом эксперт считает, что Кремль с этой точки принизить нельзя: «Кремль переиграть невозможно – по крайней мере, не в этом случае. Так что в панораму, да, внедрились, но вот испорчена ли она? Ее не так-то просто испортить».

В заключение хочется привести слова координатора общественной организации MAPS Марины Хрусталевой: "В изменении силуэта города сегодня работают самые разные приемы. Это и высотное строительство на периферии исторического города: в самые заповедные, "центровые" виды вторгаются призрачные силуэты Сити и вызывающая башня Swiss-Hotel на Краснохолмской. Это и укрупнение масштаба, часто идущее об руку с вытеснением зеленых зон: так, нелепый сундук ТЦ "Европейский" раздавил классический ансамбль Бородинского моста и Киевского вокзала, "Альфа Арбат Плаза" убил вход на Старый Арбат, а чудовищный триумвират гостиницы "Балчуг", Центробанка и комплекса "Царев Сад" погубил вид на устье Ордынки со стороны Кремля. А ведь восемьдесят лет назад знаменитая Мэри Пикфорд, увидев "все в куполах высоких церквей и в зеленых пятнах садов Замоскворечье", воскликнула: "Как красиво! Ведь здесь можно было бы снять ленту о счастливых людях!".
 
"К сожалению, сегодняшние москвичи глубоко несчастны: инородные тела в сложившейся городской ткани режут глаз и мучат не хуже зубовной боли. Диссонанс, какофония архитектурной среды не могут не вызывать страданий у человека, обладающего хоть толикой вкуса, образования и любви к родному городу. Правда, любовь к родному городу на днях была публично объявлена главным архитектором Москвы А.В.Кузьминым "опасным недоразумением".

Составила Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Фото: mosday.ru, "Архнадзор", venividi.ru, alex_i1.

Следите за новостями