25 июня 2009

Рейтинг лучших реставраций Санкт-Петербурга

Ситуация с реставрацией в Питере лучше, чем в Москве, в силу того, что в городе банально "меньше денег"

Рейтинги лучших и худших реставраций памятников Москвы продемонстрировали актуальность проблем, возникающих при застройке исторического центра современного города. Не менее остро стоят они и в Санкт-Петербурге, где плотность исторической застройки теперь уже выше, чем в столице. В виду этого редакция  RealEstate.ru, основываясь на опросе местных экспертов и общественников, составила аналогичные списки лучших и худших реставраций памятников Северной столицы. Не секрет, что здесь, как и в златоглавой, под наплывом больших денег исторические здания тоже либо обретают свое второе рождение, либо теряют последнее, что от них осталось. Однако, в беседе с петербургскими  специалистами выяснилось два фактора, принципиально отличающих их ситуацию от московской. Во-первых, в Санкт-Петербурге меньше реконструкции со сносом, что в столице наблюдается сплошь и рядом. И, во-вторых, если она и есть, то об этом меньше говорят. Главная причина тому, по словам сопредседателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Марголиса, заключается в том, что в городе банально «меньше денег». И это действительно отражается на памятниках: с одной стороны, их меньше реконструируют - сносят старое и строят новодел, а с другой - и меньше приводят в порядок - реставрируют или просто ремонтируют.

I Место

Дворец великого князя Алексея Александровича на набережной р.Мойки, 122.

Романтический дворцовый ансамбль с живописным пейзажным садом  памятник эклектики конца ХIХ века. Интерьеры зданий выполнены в нескольких стилевых решениях, соединяя в единое целое скульптуру, живописные панно, камины, лепку, паркеты, изразцы и резьбу. Построен в 1882–1885 годах архитектором Максимилианом Месмахером. Памятник архитектуры федерального значения.

Год реставрации – 2008.

Комплексный подход был главным критерием при выборе этой работы в качестве лучшей. «Это реставрация не одной детали, а настоящее спасение памятника, поскольку он находился в тяжелом, почти руинированном состоянии. На результате работы сказался высокий уровень инженеров и отделочников, - поясняет сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис, - в ряд с этой реставрацией поставить в Петербурге, в общем-то, нечего».

«В памятнике сохранилось достаточно много подлинных элементов, и они были тщательно восстановлены», - говорит член Федерального совета по сохранению культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Мильчик.

II Место

Петровские ворота Петропавловской крепости

Каменные триумфальные Петровские ворота с деревянным резным убранством были построены в 1708 году (в 1718—1719 годах перестроены) по проекту Доменико Трезини в стиле петровского барокко. Полукруглый лучковый фронтон арки украшен деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Конрада Оснера. Расположены ворота в Петровской куртине между Государевым и Меньшиковым бастионами. Памятник архитектуры федерального значения.

Год реставрации – 2008.

«Реставрация ворот проводилась совместно с итальянскими специалистами. В этом проекте, в отличие от классической петербургской реставрации, новые элементы выполнены так, что они не уподоблены старым. То есть вы можете увидеть, где подлинные элементы, а где новые. Кроме того, значительная часть просто законсервирована, что нечасто встречается при современной реставрации. Памятник сохранил патину времени», - поясняет М.Мильчик из Федерального совета по сохранению культурного наследия.

 III Место

Дом книги на Невском проспекте, 28.

Один из лучших образцов стиля модерн в Петербурге, построенный в 1902—1904 годах архитектором  Павлом Сюзором для компании «Зингер». На тот момент явился еще и новаторским по техническому исполнению проектом: впервые в России был применён металлический каркас и новые для архитектуры города атриумы, крытые стеклянной крышей. К тому же, здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега. Главным украшением его является купол из стекла и железа, который венчает гигантский глобус. После революции из представительства американской компании здание превратилось в действующий до сих пор «Дом Книги». Памятник архитектуры федерального значения.

Год реставрации – 2005.

Говоря о проведенной реставрации, эксперты отметили хорошую качественную работу с тактично сделанными фасадами и внутренними лестницами. «В ходе реставрации была допущена небольшая перепланировка, но от этого, наоборот, только усилилось впечатление от здания», – делится впечатлениями сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Маргарита Штиглиц.

IV Место

Мальтийская капелла во дворе Воронцовского дворца на Садовой улице, 26.

Капелла построена в 1798-1800 годах архитектором Джакомо Кваренги. Образец стиля классицизм, резко контрастирующий своими формами с барочным дворцом М. Воронцова архитектора Ф.- Б. Растрелли, во дворе которого она стоит. Католический храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Внутри расположен орган фирмы «Валкер», стоявший в капелле с 1909 года, и вернувшийся после последней реставрации на свое историческое место. Памятник архитектуры федерального значения.

Год реставрации – 2008.

V Место

Каменноостровский театр (или Летний деревянный театр на Каменном острове) на набережной Крестовки, 10.

Уникальный памятник деревянного зодчества позднего классицизма – здание полностью построено из дерева, за исключением железной крыши. Возведен театр архитектором Смарагдом Шустовым в 1827 году всего за 40 дней. Театр был приспособлен для выездных спектаклей императорских театров с того момента, как в 1826 году на Каменном острове появилась собственная дача Николая I. Главный фасад украшен портиком из восьми коринфских колонн. В 2005 году президент России передал Каменноостровский театр в ведение Большого драматического театра им. Товстоногова для использования под вторую сцену. Памятник архитектуры федерального значения.

Год реставрации – 2009.

В реставрации этого памятника петербужские эксперты отметили как достигнутые успехи, так и допущенные недостатки. «Безусловной удачей можно назвать сохранение основных деревянных конструкций без разборки, в первоначальном материале. Это особенно важно, если учесть, что это один из двух сохранившихся в России деревянных театров», - говорит М.Мильчик из Федерального совета по сохранению культурного наследия. «Однако, поскольку театр необходимо было приспособить под вторую сцену Большого драматического, а значит, к современным требованиям, многое пришлось сильно изменить. Наиболее существенное преобразование – устройство обширного подземного пространства. Кроме того, было принято решение сделать в здании театра классические интерьеры. А там еще с довоенных времен сохранилось оформление, выполненное по проекту архитектора Катонина, которое предполагается демонтировать и заменить новоделом...».

Составила Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Следите за новостями