13 мая 2009

Рейтинг худших реставраций Москвы

«Ахиллесовой пятой» для архитектурного сообщества Москвы стали три реставрации, проведенные за последние пять лет

В Москве сегодня идет настоящий бум реставрации. Реставрируют все: от рядовых домов и целых кварталов до памятников и царских дворцов. В виду этого RealEstate.ru решил разобраться, какие здания в столице действительно сохранили свою достоверность в результате попадания в руки современных реставраторов, а какие ее почти всю утратили. В результате опроса критиков и реставраторов определились 6 самых лучших и 6 самых худших реставраций.

Архитектурное сообщество Москвы практически единогласно признало худшими образцами современных реставраций Царицыно, «Военторг» и гостиницу «Москва». И это неудивительно: данные примеры давно уже стали хрестоматийными, и представители общественности упоминают их каждый раз, когда хотят проиллюстрировать, как нельзя реставрировать. При этом все опрошенные RealEstate.ru эксперты уточнили, что приняли в расчет эти проекты только потому, что в официальных документах они номинально числятся как реставрации, в то же время они категорически отказываются считать их таковыми. «В нашей стране, к сожалению, проблема сейчас заключается не в мелких ошибках профессионалов, а в происходящей подмене понятий. Между тем, эти понятия прекрасно описаны в учебнике для архитектурных ВУЗов, изданном под редакцией С.С. Подъяпольского. Несмотря на это, сейчас не только большинство заказчиков и архитекторов в принципе забыло слово «консервация», которое для профессиональной реставрации, наверное, важнее прочих, но – что особенно плохо – реставрация подменяется даже не реконструкцией, а попросту новым строительством. Это особенно свойственно стилю работы московской мэрии. Данные примеры – ни в коем случае НЕ реставрации и НЕ реконструкции. Это что-то за гранью добра и зла», - возмущается научный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина. Аналогичную с ней позицию высказали 9 из 10 опрошенных RealEstate.ru специалистов.

I Место – Царицыно, или «Другой дворец»

Дворцово-парковый ансамбль, заложенный по повелению Екатерины II в 1776 году. Строился в течение почти 20 лет двумя архитекторами В. Баженовым и М. Казаковым, но так и не был достроен по велению самой императрицы. Царицыно является одним из главных памятником так называемой «русской готики». Последние десятилетия главные здания, в том числе и Большой Царицынский дворец, находилась в запустении, и в начале 2000-х годов правительство Москвы решило достроить то, что не было достроено в ХVIII веке, проведя, как сказано во всех документах, "реставрацию с приспособлением". Памятник архитектуры федерального значения.

Авторы проекта – ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина.

Год окончания работ – 2007.

Главное возмущение архитектурного сообщества вызвала сама идея достройки исторически недостроенного ансамбля. «Руинированный памятник Казакова сделали в том виде, в котором его никогда не было, - говорит архитектурный критик Владимир Седов, - то есть его додумали настолько, настолько дополнили новой кладкой, что теперь непонятно, где стены Казакова, а где первоначальные формы. Фактически памятник превратился в нечто другое». По мнению В.Седова, проблема подлинности была поставлена еще древними афинянами во времена Перикла: «Они думали, что у них на Акрополе хранится "Арго" – корабль, на котором плавали аргонавты. И каждый год заменяли в нем доску. В какой-то момент, когда прошло несколько веков, философы задумались: «Если уже все доски поменяны – тот это "Арго" или нет?» Также и с Царицыно. Если думать идеалистически, то это тот же дворец. А если материалистически – то уже совсем другой».

Правительство Москвы то и дело выпускает ответные сообщения на критику проведенных работ в Царицыно. Согласно последнему письму, адресованному РИА Новости, «проведенная в последние годы реставрация музея-усадьбы «Царицыно» полностью соответствует нормам природоохранного и культурного законодательства». На сайте стройкомлекса в одном из сообщений сказано, что «в результате реставрационных и ремонтных работ внешний вид дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» не изменился: все технические и подсобные помещения, гардеробы, расположились под землей на территории между Большим Дворцом и Хлебным домом. Благодаря такому решению, дворцово-парковый ансамбль не перегружен дополнительными зданиями, которые могли бы исказить его вид». На подобные высказывания общественникам только и остается разводить руками.

«И пусть отдельные зануды не считают этот шедевр «реставрацией», мы-то твердо знаем, что, если на заборе написано «реставрация», то, значит, так оно и есть», - иронизирует главный редактор журнала Made in Future Николай Малинин.

II Место – Военторг, или «Дом Экономического общества офицеров» (ул. Воздвиженка, д. 10/2, стр. 1, 2, 3, 4)

Построен по проекту Сергея Залесского в 1913 году. Один из наиболее ярких образцов стиля модерн в России. Был снесен в 2004 году согласно Постановлению правительства Москвы № 439-ПП, в котором сказано: "В связи с важным градостроительным значением сохранения в историческом центре Москвы (…) Принять предложение Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и ОАО "Торговый дом "Центральный военный универсальный магазин" (ОАО "ТД "ЦВУМ") о проведении в 2003-2005 годах реконструкции зданий по адресу: ул. Воздвиженка, д. 10/2, стр. 1, 2, 3, 4 и Б. Кисловский пер., д. 4, стр. 3-4 общей площадью 18 011,7 кв. м, со сносом всех строений». Памятник архитектуры федерального значения до 2003 года. Ныне памятник архитектуры регионального значения.

Автор проекта – ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина.

Год окончания работ – 2008.

«Начнем с того, что это вообще не реставрация – так ее не делают, - негодует доцент кафедры Истории архитектуры и градостроительства МАРХИ Сергей Клименко, - к тому же в новом варианте нет даже попытки приблизиться к тем фасадам и той прямоугольной башне, которые были первоначально. Это вообще что-то только объемом отдаленно напоминающее  прежнее здание».

 III Место – Гостиница «Москва»

Легендарная гостиница сталинского времени, построенная в 1933–1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева. Разобрана в 2004 году. В настоящее время завершено строительство нового здания гостиницы, которое за исключением множества деталей (в целом, упрощения силуэта, полного несоответствия  фасада, обращенного в сторону гостиницы «Метрополь», стандартизации оконных проемов, надстройки на боковых башнях дополнительного этажа, изменения цвета здания с монохромного серого на полихромный светло-желтый), можно сказать, с большой натугой выполнено по первоначальному проекту. Из трехзвоздночной гостиницы после завершения работ «Москва» превратится в гостиницу класса «пять звезд плюс».  

Автор проекта – ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина.

Год окончания работ – 2009.

IV Место – Манеж (Манежная площадь, 1)

Построен в 1817 году в честь пятилетия годовщины победы в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура. В 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. После пожара 2004 года Манеж необходимо было реставрировать. Памятник архитектуры федерального значения.

Авторы проекта – М.Посохин, П.Андреев.

Год окончания работ – 2005.

«В Манеже волевым усилием было сделано то, против чего выступали все реставраторы. Самое главное – это открытие ферм, экспонирование которых сказалось не только на всем облике здания, но и на интерьере, который стал слишком постмодернистским. Более того, это ведь были уже не настоящие бетанкуровские фермы – те практически сгорели. Получается, что мы сейчас экспонируем новодел. Но даже если бы эти фермы были подлинными, они никогда не были открытыми. Потолок всегда был подшивной. И вообще всех смущали такие быстрые темпы реставрации, открытие грунтов, - вспоминает замдиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов, - хотя на сегодняшний день это уже не такой злободневный пример, каким был раньше…».

V Место – Городская усадьба Н.А.Сумарокова или палаты Сумарокова (ул. Забелина, д.3, стр. 2).

Городская усадьба Н.А.Сумарокова - Н.А.Тюляевой была построена в XVIII в. - нач. XX века архитекторами В.Я.Яковлевым, С.А.Кариным, С.Ф.Воскресенским. Памятник архитектуры регионального значения.

Авторы проекта – Е.Рукавишникова, Н.Туманова, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). 

Год окончания работ – 2007.

«В результате реставрационных работ на торцевой стене была утрачена кладка XVII века – это было единственное место, где она хорошо сохранилась, так как памятник подвергался значительным переделкам в последующих столетиях, – которая была просто переоблицована, хотя наличники и поребрик можно
было бы восстановить на основе сохранившихся древних фрагментов. Это наглядный пример того, что может случиться, когда реставрационные работы проводятся без должного надзора и коллегиального обсуждения", - говорит   координатор московского общества охраны архитектурного наследия Эдмунд Харрис.

«Уникальные палаты были отреставрированы так, что произошла полная перерисовка фасадов: сначала все выломали, а потом собрали с использованием старого кирпича, - говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Александр Можаев, - при этом ведь нет таких памятников, которые нельзя было бы отреставрировать – это занимает труд, деньги, но все это реально».

VI Место – Усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых (Большая Никитская, 19/16)

Построена в 1838 году. В 1886 году княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева переделала родовой дом по проекту двух архитекторов: Федора Кольбе и Константина Терского. После работ  уличный фасад стал образцом европейской эклектики, а двор – примером псевдорусской стилизации. В 1990-ее года в здание усадьбы переехал театр «Геликон-опера», для которого необходимы были сцена и зрительный зал. По проекту они должны быть размещены во внутреннем подковообразном дворе, который для этого перекрывается стеклом. А красное крыльцо должно стать ложей для почетных гостей. Памятник архитектуры федерального значения.

Автор проекта – ГУП «Моспроект-4».

Год окончания работ – 2010.

«Примером плохой реставрации эта усадьба станет после появления в ней "Геликон-оперы". В то время, когда бригада Кузнецова проводит реставрацию интерьера дома, дворы вообще выведены из поля зрения реставрации, и в них происходит полное уничтожение второй половины памятника, который при этом реставрируется внутри», - предвещает Р.Рахматуллин из "Архнадзора".

Подготовила Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Следите за новостями