Показать рекламные предложения
30 июня 2008

РЕЙТИНГ/ 5 лучших зданий современной Москвы

Критики и общественность назвали пять лучших построек Москвы, созданных с 1991 года по 2008 год

Почти за 20 лет Москва в архитектурном плане, как любит повторять старшее поколение, снова стала неузнаваемой. За постройками в стиле «московской эклектики», уже прочно вошедшими в историю белокаменной как «лужковские», проглядывают современные модернистские и реже неоклассические постройки. Возле одних новых зданий водят экскурсии и показывают их иностранцам, другие давно стали мишенью для насмешек общественности и простых москвичей. Для расстановки ориентиров, RealEstate.ru попросил ведущих архитектурных критиков и представителей общественности назвать пять лучших построек новой Москвы. Несмотря на то что ответы экспертов не суммировались, лидеры современной московской архитектуры все же определились.

Владимир СЕДОВ, куратор архитектурных выставок, архитектурный критик, редактор журнала «Проект Классика»: 

I Жилой дом Copper House, Бутиковский пер., 3
Сергей Скуратов architects

В других городах, например, в Дюссельдорфе, возможно увидеть нечто похожее, но у нас это единичное здание. Главный интерес представляет, конечно, фасад: старинный материал, из которого делались в Европе шпили церквей, здесь обыгран в новом буржуазном доме, довольно благородной формы, в результате чего он приобретает одновременно и необычную, и благородную отделку. К тому же, это определенное олицетворение новой жизни, которая в этом районе, в частности, развивается. Несмотря на то что в нем есть некоторая цитатность, смотрится он очень индивидуально.

II «Молочный дом», Молочный пер., 1
Меганом (Ю. Григорян, А. Павлова)  

Рядом расположенные дома с Copper House создают новую буржуазную среду.

III Жилой дом в Брюсовом пер., Брюсов пер., 19.
А. Бавыкин

Главное в этом доме – очень занятные деревья на фасаде. Своеобразная игра с гламуром, которая проявляется не в чистоте стиля, а в появлении на фасаде декоративных элементов, которые придают зданию ощущение дороговизны постройки.

  

IV Жилой дом во 2-м Казачьем пер., 2-й Казачий пер., 4-6
М. Филиппов

С точки зрения образности, это очень выразительный дом. Единственный достойный образец в Москве средиземноморской архитектуры.

 

 

 

 

 V Жилой дом в Большом Левшинском переулке, Б. Левшинский пер., 9/11
И. Уткин

В этом доме, наоборот, чувствуется игра в 1930-е гг. – межвоенного времени, когда в честных добротных деталях выражался весь дух тоталитарного режима.

VI Башня «Федерация», ММДЦ «Москва-Сити»
С. Чобан

Эта башня заметно выделяется на фоне остальных довольно слабых небоскребов Сити. С одной стороны, у нее интересный силуэт, с другой - этот же силуэт немного угрожающий. То ли это образ Годзиллы, то ли динозавра, то ли акулий плавник. В общем, здание очень знаковое, особенно для такой территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Юлия ТАРАБАРИНА, выпускающий редактор портала по архитектуре Archi.ru:

I  Жилой дом Cooper house, Бутиковский пер., 3
"Сергей Скуратов architects"

Очень «зеленый» дом не только в отношении фасадного материала, который использовался впервые в Москве и в России, а впоследствии стал очень популярен. В ряду нового строительства на Остоженке – это одна из построек, образовавших вокруг себя приятную среду, хотя и пустоватую (населенную преимущественно охранниками).

Этот дом можно понять как своего рода рубеж – переход от модернистских опытов, гордых своей сдержанностью и скромностью (в противовес «московскому стилю») к более ярким и зрелищным образам.

II «Молочный дом», Молочный пер., 1
Меганом (Ю. Григорян, А. Павлова)

Также один из самых известных домов Остоженки, расположенный напротив Cooper house и также, как и он, открывший новый период московского элитного жилья (период юрского камня). Самый заметный и красивый элемент – дугообразный фасад, отступающий от приподнятого на подиуме сквера острых треугольных очертаний. Этот сюжет красив архитектурно и он же привносит на Остоженку новое, условно говоря, элитное отношение к природным вкраплением. Сквер, как и камушки вокруг Cooper house, выглядит свежо, приятно и вызывающе дорого.

 

 III Жилой дом в Брюсовом пер. , Брюсов пер., 19
А. Бавыкин

Программная постройка известного московского архитектора. В доме использован придуманный Алексеем Бавыкиным «древесный» ордер – важная составная часть поисков нового современного образа классической темы. Строго говоря, других серьезных попыток придумать новое воплощение фасадной колоннады в московской архитектуре 1990-2000-х гг. не предпринималось.

IV Федеральный Арбитражный суд Московского округа, Селезневская ул., вл. 9
ТПО «Резерв», В. Плоткин

Изящное и легкое сооружение, непринужденно, но очень точно вписанное в контекст – ничего не загораживает, - все, что надо, отражает своим стеклом.
Его архитектура содержит в себе иной, отличный от классического (строгого и карающего) образ «открытого» судопроизводства – этого образа, а еще лучше воплощения, стране так не хватает…

Кроме того, здание любопытно тем, что сочетает два подхода к архитектуре, сосуществующих в творчестве Владимира Плоткина. Первый (уличный) корпус – пластичная цельная скульптура, гибкая линия, в которой создана не стеклом, как уже все привыкли, а пушистой поверхностью ламелей. Второй – большой, квадратный, типичный пример результата построения здания по объемной сетке, в которую заложен математический модуль. Это самый типичный, можно сказать, индивидуальный, прием Плоткина.

Елена ПЕТУХОВА, архитектор, архитектурный критик:

I Административное здание на Нижней Красносельской улице, Н. Красносельская ул., 5, корп. 6
А. Асадов. Мастерская №19. Моспроект-2. им. М. В. Посохина.

Для меня это здание так и осталось первой точкой отсчета новой архитектуры. Оно словно залп салюта. Такое яркое, такое радостное, такое свободное. Архитектура из замкнутой коробки (оболочки)  превращается в живое существо, живущее, дышащее, в чем-то несовершенное, но, в своей органичности, отвергающее любую академическую критику. Его строительство совпало с моими последними курсами в МАрхИ. И то, что такое сооружение было построено, а не осталось на бумаге в качестве архитектурной фантазии, вселяло надежду, что выйдя из Alma mater, и мы сможем творить по-настоящему, сменив макетный картон на кирпич и бетон.

II Реконструированный стадион «Локомотив», Большая Черкизовская ул., 125
ГУП МНИИП, маст. «Моспроект-4»

Наверно, единственное стопроцентное воплощение понятия «тектоника» среди российских построек последних 15 лет. Даже Конькобежный Центр в Крылатском (страдающий от явной первичности эмоционального архитектурного наброска над логикой большепролетных конструкций) не может сравниться со стадионом «Локомотив» в плане ясности, красоты и наглядности работы мощных конструкций, поддерживающих покрытие над трибунами. Сколько еще продлится эта «уникальность» сказать трудно. «Архитектуре от конструкций» хронически не везет в последнее время. Этот вид зодчества не только требует высококлассных специалистов (архитекторов, конструкторов, инженеров, которых очень немного сейчас в России), но и нуждается в крупных денежных вливаниях (желательно государственных), намного превосходящих  по соотношению стоимости строительства к выходу квадратных метров, жилищное строительство и потому нерентабельному. Кроме того, угроза терроризма и прогрессирующего разрушения наложила табу на любые эксперименты в области конструктивных новаций.

III Жилой дом Copper House, Бутиковский пер., 3
"Сергей Скуратов architects"

Даже в заповеднике актуальной архитектуры на Остоженке, этот дом выглядит «зеленым инопланетянином». Он несет свою элитарность как драгоценность или, скорее, как роскошный доспех. Он - идеальный рыцарь, не боящийся соперничества и потому не нуждающийся на поле боя «Золотой мили» в камуфляже бежеватых фасадов, лепных декоров и имитаций мозаик. Он сам по себе, сам в себе, сам для себя.

Copper House - одна из тех построек, после которых судьба автора либо круто меняется, обрекая его на безуспешные попытки превзойти или хотя бы повторить достигнутый успех, либо устремляется вверх, каждой новой постройкой открывая иную страницу (хотя и в книге с общей обложкой).  И как хорошо, что мы можем с уверенностью сказать, что автор этого дома пошел по второму пути. Рекомендую всем пойти и посмотреть новый офисный центр на Новоданиловской набережной вл. 8!
 
IV Офисное здание на Страстном бульваре, Страстной бул., 9
Проект АМ Николая Лызлова

На мой взгляд, лучший пример современного строительства в условиях исторической застройки. Самое главное – архитектура здания ни на шаг не поступается своей современностью в угоду доминирующим принципам возведения новых зданий в центре Москвы. Никаких неумелых цитат, имитаций, подражаний и мимикрии. Новое здание, сияя своей белизной, возвышается над разномастными соседями и, словно доброжелательно приветствуя их, наклоняет голову – главный фасад со стороны Страстного бульвара.

V Офисный центр «Эрмитаж-плаза», Краснопролетарская ул., 2/4 - 6
АБ «Киселев и партнеры»

Это здание для меня удивительно, прежде всего, тем, насколько гармонично и естественно в нем сочетаются противоположные качества. Оно явно создавалось с огладкой на градостроительную ситуацию и в расчете на восприятие с дальних точек, при этом, даже приблизившись, можно заметить, насколько гармонично выполнены и тщательно продуманы ближние точки восприятия. Оно спокойно и в то же время эмоционально. В нем есть строгость и юмор. Актуальность, даже инновационность (многие архитектурные элементы и строительные технологии используются здесь впервые) в нем сочетаются с тактичным взаимодействием с окружающей застройкой (в плане модульности и сомасштабности). Оно, очевидно, выделяется из общего ряда построек самого последнего времени, но делает это без нарочитой, грубой саморекламы (и такое бывает в архитектуре, пример - красный фасад «Аврора Бизнес-парк»).

Ирина КОРОБЬИНА, директор Центра современной архитектуры:

Главными пороками современной российской архитектуры считаю ее вторичность по отношению к международному мейн-стриму, индифферентность к проблемам города и человека. Поэтому лучшими мне представляются  объекты, самостоятельно и убедительно заявляющие собственную идентичность, позитивно влияющие на городскую среду, гуманные и демократичные.

Среди них бесспорными лидерами для меня являются два:

I Здание ГЦСИ на Зоологической, Зоологическая, 13, стр. 2
М. Хазанова

Лучшее, на мой взгляд, что было построено в постсоветской Москве. Инновационное решение позволяет максимально расширить и рационально организовать пространство. Ни одной декоративной детали – все подчинено конструктивным задачам: выразительные фермы на крыше держат дополнительный конференц-зал, и позволяют освободиться от несущих колонн, что важно для выставочного пространства. Эффектные стальные растяжки на фасадах поддерживают стены. Бюджет строительства неправдоподобно низкий.  Проект дал вторую жизнь старой фабрике, сохранив ее, как документ. Зоологическая ул. получила достопримечательность, придающую смысл ее пространству. Представляется, эта архитектура продолжает традиции советского конструктивизма, но на новом уровне, адекватном нашему времени.

I Павильон для водочных церемоний, Клязьма
«Бюро Александр Бродский»

Использование старых оконных рам снесенной фабрики Бутикова в качестве строительного материала для этого необычного объекта позволило не только сохранить их от уничтожения, но и сообщить ему глубокий смысл, обозначив историческую преемственность. Павильон (с бюджетом строительства 500 долларов!) воспринимается как знак - реализованный концепт «национального» в современной российской архитектуре.

Остальные объекты принадлежат к числу равноценно любимых, наряду с целом рядом других, не упомянутых из-за обозначенного лимита:

Новый и старый Яхт-офисы, Клязьма
Мастерская Т. Кузембаева

Старый Яхт-офис – одно из самых поэтичных архитектурных решений. Построен на использовании лесопильных отходов – горбыля, которым автор отделывает стеклянные фасады. Минимальный бюджет реализации, максимальный художественный эффект.

В основе Нового Яхт-офиса – авторская инновационная деревянная конструкция, позволяющая легко выстраивать сколь угодно сложный план, обходя существующие на участке деревья.

Два небольших объекта – пример «малогабаритного авангарда», инновационности и деликатного поведения в природной среде, когда архитектура не угнетает, а подчеркивает достоинства ландшафта.

 

Спортивный комплекс с временным проживанием "Татаровская пойма", ул. Крылатская
ТПО Резерв, под рук. В.Плоткина

Удачный градостроительный эксперимент – новый тип жилого образования, своего рода город в городе с высоким потенциалом решения социальных проблем расселения в демократичное и доступное жилье (в реализации). Разработка типов домов, оптимальных по соотношению цена-качество. Формирование разнообразной городской среды с использованием ограниченного набора типов домов. Возможность разработки многовариабельного повторного применения.  Жесткая экономичность решения без ущерба для качества архитектуры. Все эти качества, думаю – свидетельство развития традиций, некогда заложенных советскими конструктивистами.

Дом в Отрадном,
Б.Шабунин, В.Юдинцев

Пример демократичного жилья высокого архитектурного качества. Создание позитивного и оптимистического акцента в безликой монотонной среде типового района Отрадное. Интересный формальный опыт с использованием эффекта «обратной перспективы», характерного для русской иконописи. Потенциально удачный социальный эксперимент.

Мария ФАДЕЕВА, зам. главного редактора журнала по архитектуре Made in future, редактор газеты «Ведомости»:

I Здание «Рафинад», ул. Стромынка, 19
АМЛ, Н. Лызлов

Это здание уникально своим размером, которого почти не встретишь в современной Москве, охваченной масштабным строительством. И хотя оно повторяет формулы многих известных зарубежных построек II-III четвертей прошлого века, это красивый штрих в портрете современной столицы, подкупающий своей изящностью иероглифа.

 

   

 

II Клубный дом «Панорама», ул. Климашкина, 17, стр. 2
АБ «Остоженка»

Сколько знакомых далеких от архитектуры ни приводила к нему, все ему радуются, как какому-то чуду. Его разноцветный фасад позитивен: обнаруживая такое среди стандартной жилой застройки, думаешь, что набрел на клад самоцветов. Это то самое тайное сокровище гнома, к которому можно прийти лишь по радуге. А элегантности всему этому добавляет хитрая прорезь, благодаря которой здание не загородило вид на местный костел, что тоже редко в нашем городе.

 III Millenium house, Трубная ул., 12  У. Олсоп и АБ «Остоженка»

Это здание хорошо своей простотой, обеспечивающей ему вневременную актуальность. Оно такое все выверенное с аллюзиями на конструктивизм, тайно разрушаемыми современным подходом к ритму фасада. Вроде лаконичное, но есть что тут порассматривать.

IV Интернат в Кожухово, 1-й Красковский пер., 38-б
АБ «Атриум»

В этом здании подкупает непривычное сочетание социального, образовательного назначения, ассоциирующихся обычно с бедностью и безнадежностью, и эффектной, действительно современной архитектуры. Тут есть не только увлекательная форма, но и комфортная пространственная организация. И что приятно: оно хоть и игривое, но интересное не только детям, хорошо реагирующим на яркие цвета, но и взрослым.

V Торговый комплекс «Галерея Аэропорт», Ленинградский просп., д. 62а
В. Плоткин

Конечно, жалко, что этим зданием «заткнули» бульвар, один из серии так удачно ответвлявшихся от Ленинградского проспекта, но с ними со всеми это произошло. Устройство этого здания, хотя бы отчасти компенсирует утрату. Включающее несколько крыльев, оно выглядит цельным, и убедительно предназначенное место. У архитекторов получилось здание-жест. Динамика его композиции идеально отвечает памятнику Э. Тельману – символу этого места.

  

Александр ЗМЕУЛ, архитектурный критик, агентство P-Arch (Пи-Арх):

Я отобрал пять построек, построенных в последние годы. Для меня не мене важной, чем архитектурная ценность, было функциональное назначение, хотелось показать срез московской архитектуры, а не только офисы класса "А" и жильё  "де люкс". Итак – бизнес центр, два жилых дома – элитный и муниципальный, и два казенных – суд и интернат.

I Федеральный Арбитражный суд Московского округа
ТПО Резерв, В. Плоткин

Очень хорошее здание, обозначившее угол двух не самых важных улиц в районе Новослободской. Этакий белоснежный лайнер, зашедший в провинциальный порт и резко изменивший пейзаж вокруг. Здание одновременно и сдержанное, и роскошное, безусловно, модное, причем модное не кричащими деталями, а  вечной модернисткой бодростью. Все здесь хорошо: и белый цвет, и обилие стекла, и сетка фасадов, и консоль над входом. Главный плюс – нет ощущения казенного дома

II Офисный центр «Эрмитаж-плаза», Краснопролетарская ул., 2/4 - 6
"Сергей Киселев и партнеры"

Это здание, вернее комплекс, известно по корпусу выходящему на Садовое кольцо – стеклянно-стальному утюгу. Это, наверное, самая стильная часть Эрмитаж- Плазы, но остальные фасады не менее интересны. Благодаря им Эрмитаж-Плаза должна нравиться всем – и сторонникам радикальной современной архитектуры, и «охранителям». Протяженный фасад по Краснопролетарской будто «собран» из воссозданных послепожарных особняков и современных построек – в итоге получилась настоящая улица. Правда прохожий, идущий по улице, не видит того, что где-то с середины эта игра заканчивается, и начинается сдержанный фасад – балка. А внутренний фасад, выходящий в сторону усадьбы Остерманов – Толстых (ныне музей декоративно-прикладного искусства), замечателен  великолепным остеклением, одним из самых красивых в Москве. Здание нравится не только мне, но и, например, компании «ВымпелКом» (известной всем как «БиЛайн»), которая выбрала здание своей штаб-квартирой.

III «Посольский Дом», Борисоглебский переулок, 13, стр. 3
Остоженка

Любопытный дом в переулках между Поварской и Новым Арбатом – всего 12 квартир (что автоматически делает его клубным, элитным), но при этом он без кричащей роскоши, а нарочито скромный. Два объема – параллелепипед и полуцилиндр – соединены входной группой. Полуцилиндр примечателен косыми окнами, а параллелепипед – сплошным остеклением. Его серая окраска никого не должна смущать: в зависимости от времени суток и года, дом меняет свой цвет. А главный аттракцион – идти вдоль корпуса полуцилиндра и наблюдать его трансформации от консервной или пивной банки до башни Шухова и дома Мельникова.

IV Интернат в Кожухове, 1-й Красковский пер., 38-б
Атриум

Интернат в Кожухове – удивительное сочетание современной архитектуры со всеми её стилистическими признаками, вроде сбитого ритма окон и криволинейных решений, человеческого (и даже детского) масштаба и продуманной функциональной структуры. Архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий делают современную архитектуру не со скидкой на детский возраст, а с учетом потребностей детей. В общем, архитектуру, не сюсюкающую с детьми, и не говорящую с ними на сухом казенном языке, а настроенную дружелюбно.

V K-21,  Жилой квартал «Юнион парк» в Хорошево-Мневниках. BuroMoscow

Дом, спроектированный молодыми архитекторами из BuroMoscow в Хорошево-Мневниках – гибрид муниципального и коммерческого жилья. Он получился радостным и позитивным, что заметно как на фоне доживающих свой век панельных домов, так и новоиспеченных «шедевров». В первоначальном проекте фасад огромного дома должен был быть «оживлен» с помощью окон различной конфигурации и отчасти сбитого их ритма. BuroMoscow предложило «очеловечить» фасады другим способом – архитекторами был разработан дизайн клинкерной плитки. Полосатый фасад «разбавлен» лоджиями, вертикальным «бетонным кружевом» (маскируют балконы лестничных пролетов) и балконами. Они кстати, частично расположены не друг под другом, а в шахматном порядке, что с одной стороны придает разнообразие фасаду, с другой, поможет избежать пресловутого остекления.

Беседовала Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Следите за новостями