Жилищная реформа встала

01 июня 2005

Из 210 документов для ее реализации правительство приняло лишь один
Принятый Думой в конце прошлого года пакет законов о рынке доступного жилья, по обещаниям его авторов, должен был позволить большинству граждан улучшить жилищные условия. Но пока пакет остается филькиной грамотой. За полгода, прошедшие с момента его принятия, правительство написало лишь один подзаконный акт из двухсот десяти, которые должны быть выпущены в дополнение к пакету.

Обеспечение россиян «достойным жильем» - один из провозглашенных приоритетов российских властей. Для выполнения этой задачи в конце прошлого года Дума приняла пакет законов о рынке доступного жилья - всего 20 законопроектов. Туда вошли новые Жилищный и Градостроительный кодексы, законы, направленные на развитие ипотеки, упорядочивающие участие граждан в долевом строительстве.

Авторы законов утверждали, что с их принятием банкам станет более выгодно работать с ипотечными кредитами, сами кредиты станут доступнее для населения, а объем возводимого жилья увеличится, так как участки под строительство будут выделяться по конкурсу, а не «по дружбе» с местными властями.

Но за полгода, прошедшие с момента принятия жилищного пакета, ситуация не улучшилась ни на йоту. Цены на жилье не снижаются, ставки по кредитам - тоже. Одна из причин - бездействие самих властей. В развитие жилпакета правительство должно было выпустить 210 подзаконных актов. Но вышел лишь один - постановление о перепланировке жилого помещения. «Нет документов, где бы говорилось, по каким критериям строительные компании могут допускаться на стройплощадку, как должна формироваться очередь на предоставление муниципального жилья, как должен проходить процесс сдачи-приемки готового жилья», - пояснил во вторник на конференции, посвященной реализации жилпакета, один из его авторов, вице-спикер Думы Георгий Боос.

В самом правительстве в проволочках винят очередную реорганизацию кабинета. Решать жилищные вопросы в основном поручено новообразованному Министерству регионального развития. Но ведомство, занятое организационными вопросами, с задачей не справляется. О качестве его работы говорит хотя бы то, что недавно оно было признано Минюстом «рекордсменом» по количеству неграмотно составленных документов.

Без особого рвения работают и другие службы, которым поручено решать жилищную проблему. Замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Сергей Харламов признает, что его ведомство подготовило лишь два положения о жилищных кооперативах (об отчетности и нормативах финансовой устойчивости кооперативов) и несколько документов, которые касаются долевого строительства. Да и те пока не успело даже показать участникам рынка.

Складывается впечатление, что жилищный вопрос правительство попросту саботирует. «Оно даже не определилось, кто вообще должен курировать долевое строительство», - подчеркивает Боос. Предполагалось, что это будет ФСФР, так как сфера связана с оказанием финансовых услуг. Но у ФСФР нет в штате достаточно сотрудников, особенно в регионах, чтобы контролировать процесс. «Можно было бы делегировать часть полномочий по контролю местным властям, но это надо подкрепить денежными средствами, а этот вопрос правительство и Минфин решить не могут», - отмечает Боос.

Глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович согласен, что правительство делает недостаточно для решения жилищного вопроса. «Отчасти потому на последнем заседании Госсовета и было принято решение о создании контролирующего органа - Национального совета по жилищной политике, куда бы вошли не только чиновники, - подчеркивает он. - Совет, грубо говоря, должен будет «давать по голове» тем, кто не работает. Но правительство уже месяц не может его сформировать».

Впрочем, не только правительство следует винить за то, что не работает жилищный пакет. Сейчас в Думе лежат поправки к нему, которые должны были быть приняты в весеннюю сессию. К примеру, в них корректируются нормы залога при предоставлении кредита застройщику: ему будет разрешено «закладывать» в банке права на ту часть дома, в которой квартиры еще не распроданы потенциальным дольщикам, - чтобы дольщики и банк выступали в качестве кредиторов одной очереди. Отложены в долгий ящик и законы, которые были «изъяты» депутатами из пакета в прошлом году. Например, закон о налоге на недвижимость, который должен обеспечить средствами для строительства жилья для малоимущих местные бюджеты.

А потому создание рынка доступного жилья вызывает сомнение. «Нам нужно знать, вкладывать ли вообще деньги в застройку, - пояснил ГАЗЕТЕ представитель одной из строительных компаний, пожелавший остаться неизвестным. - Может, нам вообще не стоит этого делать?» 

www.gzt.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова