В Подмосковье будет платное автокольцо

01 июня 2005

«Внучка» «Интерроса» сосчитает, сколько денег потребует строительство ЦКАД

Компания «ИР Девелопмент», «внучка» корпорации «Интеррос», победила в конкурсе на выполнение обоснования инвестиций в строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Фактически это означает, что идея строительства платных автодорог перестает существовать только на бумаге и начинает понемногу воплощаться в жизнь. При этом уже сейчас очевидно, что строить такие дороги будут частные структуры: Минтранс на днях недвусмысленно дал понять, что самоустраняется от строительства новых дорог. Между тем вопрос, будет ли пользоваться спросом у частных инвесторов строительство платных автодорог, остается открытым. Одни считают, что вложения даже в самые выгодные объекты окупятся минимум через десять лет и это отпугнет инвесторов. Другие видят препятствие не в длительных сроках, а в несовершенных законах.

ООО «ИР Девелопмент» является дочерней компанией ОАО «Открытые инвестиции» (принадлежит ФК «Интеррос»), которая специализируется на инвестировании в объекты недвижимости и на их управлении, предпочитая офисные центры класса «А», элитное жилье, крупные торгово-развлекательные центры и гостиницы. В частности, среди проектов компании бизнес-центр «Мейерхольд», коттеджный поселок Павлово и др. Компания считается средней по объему инвестиций на рынке, однако перспективной.

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) Московской области является проектом платной магистрали, разработанным Министерством транспорта РФ. Проект включает в себя создание магистрального транспортного кольца в Московской области (на базе Малого и Большого Московских колец и участков магистралей «Беларусь» и «Россия»). Протяженность автомагистрали составит 479 км, в том числе в пределах Московского малого кольца – 291 км, Московского большого кольца – 108 км, автомагистрали М-10 «Россия» – 38,6 км и автомагистрали М-1 «Беларусь» – 41,4 км. Новая кольцевая дорога будет строиться по нормам первой и второй технической категории с устройством транспортных развязок в разных уровнях и строительством обходов Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицыно. Задача ЦКАД – «перехватывать» транзитный грузовой транспорт, разгружая головные участки федеральных дорог, выходящие из Москвы. Также, по задумке Минтранса, создание ЦКАД позволит развить поперечные транспортные связи.

Дело в том, что, по данным Минтранса, автомобильный парк России растет на 10% в год, в то время как общая протяженность и пропускная способность сети автодорог общего пользования за последний год увеличились только на 1%. В результате 27% федеральных автодорог работают в режиме перегрузки, говорят в Минтрансе. К тому же, по прогнозам специалистов, к 2010 г. автомобильный парк страны возрастет более чем в полтора раза, что усилит нагрузку на основные магистрали страны. Один из способов решения проблемы государство нашло в создании сети платных автомобильных дорог на основе государственно-частного партнерства. ЦКАД – одна из таких дорог. На днях стали известны итоги конкурса на разработку обоснования инвестиций в строительство ЦКАД. Победил консорциум, куда вошли ОАО «Ленгипротранс» (проектирование железных и автомобильных дорог), ООО «Обермайер Консульт» (занимается консультационными услугами, планированием и проектированием новых дорог, а также модернизацией и реконструкцией уже существующих автодорог) и ООО «ИР Девелопмент». «Внучка» «Интерроса» возглавила консорциум. Фактически это означает, что идея строительства платных автодорог перестает существовать только на бумаге и переходит в практическое русло.

Между тем уже сейчас понятно, что инвестировать в строительство будут частные компании: Минтранс на днях дал недвусмысленно понять, что самоустраняется от строительства новых дорог. Его глава, Игорь Левитин, сообщил журналистам на этой неделе, что Минтрансу не хватает средств на ремонт старых дорог. Дело в том, что общий объем финансирования дорожного хозяйства в 2005 г. составит 201,9 млрд руб. против 234,9 млрд в 2004 г. По информации Росавтодора, эта сумма – лишь 70% от реальных потребностей отрасли. Поэтому речь идет практически только о вложениях в уже существующие дороги: на этот год запланирован ремонт 2,5 тыс. км федеральных автодорог и капитальный ремонт участков федеральных дорог общей протяженностью 413 км.

Однако вопрос, будет ли пользоваться спросом у частных инвесторов строительство платных автодорог, включая ЦКАД, остается открытым. Одни специалисты считают, что вложения даже в самые выгодные объекты, такие как автобан Москва-Петербург, окупятся минимум через десять лет. Другие говорят, что эти сроки намного меньше. Так, например, аналитик «ЦентрИнвест Груп» Михаил Ганелин сообщил RBC daily, что окупаемость отдельных платных автодорог составит несколько лет. «К проектам платных дорог большой интерес, потому что все они рентабельные и быстро окупаются. Кроме того, это подразумевает строительство в районе дороги гостиниц, автосервисов, и доходы от них не меньше, чем от эксплуатации самой дороги», – подчеркнул он.

Что касается цены строительства ЦКАД, которую намерена в своей работе обосновать структура «Интерроса», то, по мнению аналитика, она составит примерно 2 млн долл. за километр. Единственное, что, по мнению г-на Ганелина, может отпугнуть инвесторов, – это несовершенные законы. «Федерального законодательства о платных автодорогах нет. Оно только рассматривается. Именно это может стать препятствием для частных инвестиций в проект», – резюмировал собеседник RBC daily.

www.rbc.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова