«Столичное правительство против тех, кто существует как рантье»

19 апреля 2005

В следующем году стоимость аренды помещений в Москве возрастет как минимум на 30%. При этом чиновники утверждают, что по-прежнему намерены сохранять льготы для малого бизнеса. О том, как столичные власти планируют взаимодействовать с предпринимателями, корреспонденту «Бизнеса» Оксане Карповой рассказал первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк.

- Вопрос аренды - наиболее болезненный для бизнеса. Какие планы у столичного правительства в этом направлении?

- Политика города - поэтапно выйти на рыночные цены. Согласитесь, получать в среднем 15 млрд руб. в год от сдачи собственности в аренду - это ощутимая прибавка в городской бюджет. Поэтому концептуально в правительстве есть договоренность, что шаг за шагом в течение трех-четырех лет стоимость аренды нежилых помещений будет повышаться до уровня рыночных цен. Но если в 2006 году арендная плата вырастет как минимум на 30%, то для малого бизнеса - в два раза меньше. К тому же мы не собираемся принимать подобное решение, например, в середине года. Напомню, федеральным законом утвержден порядок, согласно которому изменения, в том числе и по арендным ставкам, могут происходить только один раз в год, то есть до начала бюджетного года, чтобы и предприниматели, и государство могли спланировать свои доходы и расходы.

- Сейчас в Москве упорно ходят разговоры, что с 2006 года список льготников-арендаторов будет сокращен. Кому не повезет?

- Добропорядочные представители малого бизнеса, имеющие сейчас льготы, и в последующем автоматически попадут в этот список, поскольку право на эти льготы одинаково для представителей малого предпринимательства. Сейчас 70% площадей в Москве сдается в аренду именно малому бизнесу. Другое дело, что столичное правительство категорически против субаренды, против тех, кто вместо ведения реального бизнеса существует как рантье. Поэтому при оформлении арендных договоров на следующий срок спекулянтов вычеркивают из списка льготников.

- Недавно мэр заявил, что инвесторы, перед которыми город не выполняет свои обязательства, имеют право потребовать экономическую или иную компенсацию. Это уже реализуется?

- Ответственность должна быть обоюдной. Нельзя допускать, чтобы при заключении договоров между властями и предпринимателями чиновники требовали от бизнеса выполнения обязательств, да еще со штрафными санкциями, но при этом лишали их прав защиты. Поэтому принято решение во втором полугодии 2005 года пересмотреть многие договоры с точки зрения наделения города той же ответственностью, какую несет бизнес-сообщество. Одним словом, если город в определенные сроки что-то не выполнил (например, не обеспечил отселение, не освободил помещения под реконструкцию), инвестор вправе предъявить соответствующему департаменту претензии и взыскать штраф. Это один из элементов проводимой нами в городе административной реформы, предполагающей усиление ответственности чиновников.

- А если предприниматель не выполнил своих обязательств?

- Мы провели инвентаризацию всех контрактов, которые были заключены городом с 1992 по 2004 годы, и выявили более трехсот участков, где инвестор по разным причинам нарушил обязательства, а порой даже не приступал к выполнению договорных условий. В таких случаях контракты аннулируются, а участки повторно выставляются на конкурс. Однако речь об увеличении штрафов не идет, потому что в договорах прописано, что в случае невыполнения условий компания выплачивает неустойку в размере определенных процентов от стоимости проекта.

- В Москве ведется черный список подрядчиков и инвесторов?

- Черный список не надо разрабатывать специально. Он формируется по ходу реализации договорных отношений. Если в процессе работы подрядчика выявлены грубые нарушения и предъявлены претензии по качеству, то в следующий раз компанию просто не допустят к конкурсу. Таким образом, сам перечень таких фирм и является черным списком. Пока он невелик, однако прецеденты есть. Напомню, если компания решила участвовать в конкурсе на выполнение горзаказа, она должна соответствовать следующим критериям: иметь лицензию, опыт работы, стабильное финансовое положение. При соблюдении этих требований победителем конкурса становится та компания, которая предложила наименьшую цену при гарантии реализации всех условий договора.

- В этом году производители уличной рекламы были переведены на упрощенную систему налогообложения. Москва намерена переводить на ЕНВД другие отрасли?

- Я не исключаю также перевод на ЕНВД сферы бытового обслуживания. Но такое решение пока не принято.

- В 2006 году ставка земельного налога будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земли. Допускает ли Москва введение каких-либо льгот для бизнеса?

- Объем налога будет зависеть от объема землепользования и от кадастровой стоимости данного участка, то есть стоимости, которая сложилась из практики рыночных сделок на той или иной территории. Для всех предприятий, расположенных в одной зоне и занимающихся одной деятельностью, ставка налога будет одинаковой. Москва может устанавливать льготы, но они должны быть системными и отраслевыми. Если мы поддерживаем какую-то отрасль, то все предприятия, которые занимаются этим видом деятельности, должны быть в равных условиях. Этот вопрос еще предстоит обсудить.

- Если в ближайшее время Москве удастся найти компромисс по вопросу раздела собственности памятников культуры и архитектуры с федеральным правительством, выиграет ли от этого как-нибудь бизнес?

- Например, предприниматели смогут разместить свой офис в памятнике культуры или архитектуры. Но одновременно они будут обязаны взять на себя ответственность за содержание и сохранение этого памятника. Со временем речь может идти даже о приватизации памятников. Но приватизация должна предусматривать следующее: если собственник не выполняет своих обязательств и не соблюдает установленных законом условий по сохранению культурного наследия, то эта собственность может быть принудительно изъята властями и выставлена на вторичную продажу.

- Известно, что Москва пыталась ввести для работодателей условие платить заработную плату не ниже прожиточного минимума. Вы не собираетесь реанимировать эту идею?

- Собираемся. Моя позиция такова: государство обязано регулировать минимум оплаты труда, и если предприниматель не в состоянии обеспечить это условие, его дееспособность должна быть поставлена под сомнение. Напомню, в Москве действовал закон о минимальной оплате труда, согласно которому выплачивать минимум должны были и город, и владельцы коммерческих фирм. Однако прокуратура опротестовала это решение, ссылаясь на федеральный закон о МРОТ. Но мы по-прежнему считаем, что нужно принять закон, побуждающий бизнес работать настолько эффективно, чтобы самая маленькая зарплата соответствовала прожиточному минимуму на территории. Я думаю, что после согласований с федерацией подобный закон мы будем вносить в Мосгордуму либо во втором полугодии 2005 года, либо в следующем году.

- За счет каких отраслей, кроме торговли и строительства, Москва намерена выполнять задание президента об удвоении ВВП?

- У Москвы действительно есть реальный шанс удвоить ВВП к 2010 году. В первую очередь за счет тех сил, которым город оказывает поддержку. Это малый бизнес, предпринимательство, реальный сектор экономики. Все то, что в конечном итоге приводит к росту благосостояния москвичей. Сила города - в большом научном и интеллектуальном потенциале, во внедрении высоких технологий и инноваций в реальный сектор и производство. Кроме того, приоритетными направлениями развития мы видим сферу туризма, а также оптовую торговлю, приносящую городу значительные налоговые поступления.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова