Сбербанк тоже хочет участвовать в строительстве “Шереметьево-3”

01 марта 2005

Нет отбоя от инвесторов

Сбербанк тоже хочет участвовать в строительстве “Шереметьево-3”

Все больше инвесторов желает помочь “Аэрофлоту” построить новый терминал “Шереметьево-3”. Как стало известно “Ведомостям”, свои услуги авиакомпании предложил Сбербанк. Но вести переговоры с потенциальными инвесторами “Аэрофлот” пока не спешит, уповая в первую очередь на помощь зарубежных кредиторов.

В 2004 г. аэропорт “Шереметьево” обслужил 12,8 млн человек, половина из них – пассажиры “Аэрофлота”. Выручка за 2004 г. – 4,3 млрд руб., чистая прибыль – около 700 млн руб. Государству принадлежат 100% акций “Шереметьево”. По заказу “Аэрофлота” компания Aeroports de Paris Ingenerie разработала проект строительства терминала “Шереметьево-3”, рассчитанного на 9 млн пассажиров. Стоимость строительства оценивается в $430 млн.

Для строительства “Шереметьево-3” в прошлом году “Аэрофлот” создал дочернюю компанию “Терминал” и предложил “Шереметьево” приобрести долю в ней. В конце 2004 г. партнеры договорились, что “Аэрофлот” передаст аэропорту 25% акций “Терминала” и предоставит опцион на покупку еще 26% после того, как в 2007 г. строительство “Шереметьево-3” будет завершено. Контрольный пакет “Терминала” на ближайшие три года “Аэрофлот” намерен оставить себе. Оставшуюся часть акций “Аэрофлот”, по словам его представителей, готов отдать сторонним инвесторам. В начале года начались переговоры с Внешторгбанком, а вчера “Ведомостям” стало известно еще об одном претенденте на акции “Терминала” — Сбербанке.

18 февраля предправления Сбербанка Андрей Казьмин направил письмо на имя генерального директора “Аэрофлота” Валерия Окулова с просьбой рассмотреть возможность участия Сбербанка в проекте “Шереметьево-3”, в том числе в качестве акционера. Эту информацию подтвердили “Ведомостям” два топ-менеджера “Аэрофлота” и “Шереметьево”, а также менеджер НРК, владельца блокпакета “Аэрофлота”. В Сбербанке от комментировать свою инициативу вчера не стали. “Конструкция слишком сложная, и переговоры еще не завершены”, — сказал “Ведомостям” топ-менеджер банка.

Многие на рынке ожидали чего-то подобного, особенно после того, как как акционером “Шереметьево-3” захотел стать ВТБ, отмечает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. “Проект интересный и перспективный, крупные финансовые организации сейчас будут конкурировать за право участия в нем”, — считает Одинцова. Однако пока, по словам представителей “Аэрофлота”, других предложений компании не поступало.

Впрочем, “Аэрофлот” не торопится раздавать российским банкам доли в “Шереметьево-3”. По словам источника, близкого к авиакомпании, как минимум до конца 2005 г. “Аэрофлоту” хватит привлеченного в начале года трехлетнего синдицированного кредита западных банков на $150 млн. Около $100 млн из этих средств пойдут на финансирование первого этапа строительно-монтажных работ. Их, по словам источника, должно хватить и на начало следующего года. Поэтому у “Аэрофлота” есть время, чтобы найти новые источники средств.

Сейчас “Аэрофлот” продолжает переговоры с западными кредитными организациями, в частности с ЕБРР и IFC, сказал “Ведомостям” один из топ-менеджеров авиакомпании. Именно у них, по его словам, “Аэрофлот” намерен привлечь большую часть средств из оставшихся $330 млн по проекту. Вопрос о партнерстве с российскими банками будет приниматься “в последнюю очередь” и речь будет идти о “сугубо миноритарных пакетах около 5-7%”, говорит он. В начале февраля председатель правления ВТБ Андрей Костин говорил о том, что доля банка в “Терминале” может составить от 25% до 49%, “ближе к блокирующему пакету”. Решения “Аэрофлота” он ожидал в конце февраля. Но вчера представители ВТБ сказали “Ведомостям”, что ничего нового, кроме слов Костина, озвучить не готовы.

Представитель ЕБРР от комментариев воздержался, а главный советник по инвестициям IFC Алжбета Клайн сказала “Ведомостям”, что проект “Шереметьево-3” IFC в целом интересен, но переговоры с “Аэрофлотом” “на самом раннем уровне”. О конкретных суммах и условиях кредитования говорить слишком рано, отметила она.

Финансовый аналитик “Тройки Диалог” Сергей Донской замечает, что скорее всего и ВТБ, и Сбербанк в любом случае не будут акционерами “в полном смысле этого слова”. “Я больше склоняюсь, что это политическое решение. Самостоятельно банки обычно вкладываются в торгуемые, ликвидные бумаги”, — настаивает он. А Борис Рыбак, генеральный директор Infomost, не исключает, что банки действуют без команды властей. “Раньше такое сложно было представить, но теперь это похоже на тенденцию”, — говорит он. А Одинцова согласна с менеджерами “Аэрофлота” в том, что для компании все же приоритетными будут кредиты международных организаций. “Аэрофлот” слишком часто отодвигали от проекта, для него любой новый акционер — это риск“, — говорит она.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова