Производители не успели за элитным строительством

17 июня 2005

Импорт премиального кирпича растет на 50–100% в год

С ростом элитного строительства увеличился спрос на облицовочный кирпич, который ранее в России не производился. Сегодня потребности строителей, увеличивающиеся каждый год на 50-100%, закрывают импортеры. Однако в этом сегменте активно идет процесс импортозамещения: уже в нынешнем году на рынок начали выходить отечественные производители, а в следующем начнут работу заводы западных корпораций.

Стремительный рост импорта кирпича начался в 2003 году: по данным Федеральной таможенной службы, он увеличился на 50% и составил 23,5 млн штук, в 2004 году импорт вырос почти на 100% - до 43 млн штук.
В целом доля импорта несущественна - общий объем российского кирпичного рынка составляет 11,2 млрд штук. Однако в некоторых регионах или рыночных нишах импорт тем не менее доминирует.

Скажем, в Забайкалье покупают китайский кирпич. По данным рейтингового агентства "Эксперт-РА", 50% от общего объема импортных поставок приходится на Китай, который экспортирует кирпичи на Дальний Восток, куда не могут добраться российские производители. "Если возить кирпичи из Центральной России, они станут золотыми: пошлина на ввоз составляет 20 евро с тысячи штук, перевозка поднимает стоимость одного кирпича в 1,5 раза",- объясняет аналитик агентства Александр Воронин.

Вторая половина приходится на дорогой кирпич, который поставляют в европейскую часть страны - прежде всего в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. "Облицовочный премиум-кирпич используется в элитном строительстве",- говорит гендиректор компании Stone Group (дистрибутор кирпича) Кирилл Акифьев. По его словам, импорт 20 млн штук позволяет европейским производителям контролировать этот сегмент практически полностью (Stone Group оценивает его в 0,8-1 млрд руб.). По данным его компании, крупнейшие страны-импортеры элитного кирпича в Россию - Эстония (до 7 млн штук ежегодно), Корея (3 млн), Германия (2,4 млн).
По данным НПО "Керамика" (крупный производитель кирпича), до недавнего времени премиум-кирпич в России не производился вообще. "Ранее выпуск элитного кирпича был невыгоден промышленникам: большинство керамических заводов ориентировались на выпуск дешевого кирпича для жилья эконом-класса",- поясняет пресс-секретарь компании "Керамика" Алексей Онищенко.

Впрочем, директор по продажам "Кудиновского комбината" Антон Мухин уверен, что основные производители российского облицовочного кирпича - московский "Голицынский керамический завод", петербургское НПО "Керамика" и нижегородская "Керма" - раньше и не могли его выпускать по техническим причинам. Между тем строители элитных комплексов все больше нуждались в прочном, легком кирпиче разнообразных расцветок. До середины 2005 года их потребности закрывали импортеры.

О запуске премиум-продукции компании задумались только в 2005 году. По словам Онищенко, в апреле 2005 года "Керамика" выпустила линейку кирпичей категории люкс RAUF. До конца года компания планирует продать 30 млн штук новой продукции, к концу лета "Керамика" расширит цветовую гамму кирпичей. Аналогичные планы вынашивает и другой крупный игрок - "Керма". На "Голицынском керамическом заводе" сообщили, что компания планирует модернизировать производство, однако от подробностей отказались.

Однако вскоре конкурировать этим фирмам придется уже не с импортом. Западные игроки начинают строить в России собственные предприятия. В частности, в 2006 году запустит производство облицовочного кирпича мощностью 120 млн штук австрийский концерн "Винербергер".

www.b-online.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова