Повышение цен на услуги ЖКХ не отразилось на их качестве

31 марта 2005

Повышение цен на услуги ЖКХ не отразилось на их качестве

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не усмотрела тотального произвола в повышении цен на услуги жилищно-комунального хозяйства в России, но не довольна стагнацией их качества. Об этом говорится в материалах ведомства по итогам комплексных проверок обоснованности повышения с 1 января 2005г. тарифов на ЖКХ, общественный транспорт и местную телефонную связь в субъектах РФ.

Как подчеркивается в подготовленных этим ведомством документах, "в подавляющем числе регионов при общем росте цен на жилищно-коммунальные услуги их качество не улучшается, а в отдельных случаях ухудшается".

Поэтому Роспотребнадзор, принимая во внимание введение в действие с 1 марта 2005г. нового Жилищного кодекса РФ, теперь будет определять защиту прав потребителей в сфере жилищно-коммунального обслуживания в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности. Такие проверки, охватывающие все российские регионы, проводятся впервые, говорят в Федеральной службе.

Согласно информации на 22 февраля 2005г., представленной 75 территориальными управлениями Роспотребнадзора, основанием для повышения ставок и тарифов на услуги ЖКХ, а также соответствующие транспортные услуги явился рост цен на энергоносители - газ, электроэнергию и топливо. Кроме того, в отдельных случаях изменение тарифов связано со сменой поставщиков энергоносителей. Скачок цен на услуги ЖКХ зафиксирован в Воронежской области (от 108 до 180%), Республике Тыва (120,6%), в большинстве же регионов - до 30%, в редких случаях - до 80%.

В целом анализ обоснованности изменения ставок и тарифов на услуги ЖКХ и общественный транспорт, как считают в Роспотребнадзоре, показывает, что, "в основном, их произвольного изменения не происходит". Отмечается даже, что в ряде регионов тарифы на услуги общественного транспорта вообще не повышались. В ряде субъектов РФ новые тарифы должны были быть введены с 1 марта 2005г., либо на 2005г. оставлены на прежнем уровне (с сохранением, в основном, всех имевшихся ранее льгот). В этом списке: Республика Алтай (за исключением г.Горно-Алтайска), Коми-Пермяцкий АО (тарифы на ЖКУ не повышались, за исключением электроэнергии и водоснабжения), Липецкая область (тарифы не повышались, за исключением газа - 25%, электроэнергии -16%, муниципальный транспорт - 25%, а с 1 июня 2005г. стоимость ЖКУ вырастет на 14%), Новгородская область (все льготы по оплате ЖКУ в 2005г. сохранены) и прочие.

В целом же, в большинстве регионов утверждение тарифов осуществляется на основании заключения независимых аудиторских проверок, проводимых зачастую с привлечением общественных организаций по защите прав потребителей и управлений по ценам администраций регионов. Кроме того, рост тарифов на ряд услуг ЖКХ произошел за счет предъявления населению 100% стоимости этих услуг. Но все же в большинстве муниципальных образований регионов органами местного самоуправления утверждаются и действуют тарифы на услуги ЖКХ, превышающие стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1-8% (например, Смоленская область).

По итогам проверок, в частности в Республике Адыгея, за выявленные нарушения в сфере оказания предоставления ЖКУ к административной ответственности привлечено 8 должностных лиц, в Ставропольском крае возбуждены дела в отношении 7 ЖЭУ. В Калининградской области проведены рейдовые проверки санитарного состояния жилого фонда на территории 6 муниципальных образований, наложено 15 штрафов, 2 дела находятся в суде. В Карелии прокурором г.Костомукша опротестовано решение горсовета о повышении тарифов на ЖКУ и проезд в городском транспорте в связи с отсутствием обоснования.

Отметим, что увеличение платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) ощутимо ударило по карману более 3/4 россиян. Таковы итоги всероссийского опроса общественного мнения, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring.

Так, трое из четырех опрошенных (76%) ответили, что наиболее тяжелой с материальной точки зрения для них оказалась реформа ЖКХ, повлекшая за собой увеличение тарифов на коммунальные услуги. Чуть более четверти респондентов (27%) сказали, что их материальное положение ухудшилось после замены льгот денежными компенсациями. Почти столько же опрошенных (26%) признались, что к материальным затруднениям в их семье привело уменьшение объема бесплатно предоставляемых медицинских услуг. Каждый пятый респондент (20%) констатировал, что причиной дополнительных материальных трудностей стало уменьшение объема бесплатного образования.

Кроме того, по данным другого опроса, проведенного этой же организацией, подавляющее большинство москвичей - 70% - считают повышение с января 2005г. тарифов на услуги ЖКХ несправедливым, поскольку эта мера, по их мнению, ведет к дальнейшему обнищанию народа. При этом 78% жителей столицы отмечают, что повышение тарифов на услуги ЖКХ никак не отразилось на их качестве. А 11% респондентов вообще заявили, что качество предоставляемых населению услуг, несмотря на повышение платы, только ухудшилось.

www.rbc.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова