Перспективы развития и стройкомплекс СЗАО

18 марта 2005

Перспективы развития и стройкомплекс СЗАО

Первое впечатление – мы попали в детскую комнату, где ребенок заигрался в «Монополию». Аккуратными блоками выстроились многоэтажки, рядом с ними кубики школ, магазинов, детских садов. Взяли под козырек деревья и кустарники, так и стоят, не шелохнувшись, под стеклом, освещаемые галогеновым солнышком.

Но эти «игрушки», разместившиеся на двух этажах выставочно-маркетингового центра Северо-Западного округа, только для взрослых. А на стендах и макетах как раз то, что дает полную картину бурной жизни округа, – выставка «Перспективы развития и строительный комплекс СЗАО».

В экспозиции представлены проектирование и архитектура, реконструкционное строительство, снос и переселение из пятиэтажек, инвестиционные строительные проекты, транспортное обеспечение, благоустройство территорий и многое другое. Но, конечно, больше всего посетителей, в основном жителей Северо-Запада столицы, интересовали стенды управ районов, где рассказывалось о перспективном развитии той или иной территории. Кроме этого, во время работы выставки для каждого района был отведен один день, когда горожане могли прийти на встречу с главой управы и задать интересующие их вопросы.

Пластическая хирургия для округа

Если представить Северо-Западный округ как некий живой организм, то, наблюдая за его стремительными переменами, можно подумать, что он всерьез занялся своим «здоровьем».

Пятиэтажные и ветхие дома, как больные зубы, безжалостно удаляются, а на их месте возводятся новенькие крепкие многоэтажные кварталы. Приводится в порядок кровеносная, то есть инженерно-коммуникационная система округа, расширяются транспортные артерии. Еще несколько лет – и из-под скальпеля строителя-хирурга выйдет помолодевший, подтянутый организм, про который и не скажешь, что он разменял не один десяток лет.

Пока же округу, район за районом, делают сплошную пластику-подтяжку – реконструируют кварталы с пятиэтажной и ветхой застройкой. И цифры на выходе впечатляют. За 2004 год на территории СЗАО сдано в эксплуатацию 550,8 тыс. кв. м жилья. Город получил площадь под переселение жителей из сносимых домов – 85,2 тыс. кв. м. Благодаря этому больше тысячи семей из восьми домов переехали в новые квартиры.

В районе Хорошево-Мневники уже шесть домов общей площадью около 113,5 тыс. кв. м сданы в эксплуатацию. Готовятся к переезду жители кварталов 74, 75, 76, 82 и 83.

В Северном Тушине микрорайон 4 реконструируют комплексно: за счет средств городского бюджета строят новые объекты, но при этом сохраняют существующую инфраструктуру. Разработан план реконструкции микрорайона 1, обустраивается 3-й микрорайон.

В Южном Тушине сейчас идет реконструкция микрорайонов 4 и 12, на очереди – 11-й.

В Щукине новостройка по ул. Авиационная, 59 приняла первых хозяев: сюда переехали жители с этой же улицы – из домов 63, 65, 67 (корп. 2), 71 и 77. Разрабатывается проект реконструкции 12-го микрорайона, куда войдут муниципальный фонд, учебные учреждения и объекты социальной инфраструктуры. Району Митино повезло: здесь нет ветхого жилого фонда, подлежащего сносу и реконструкции. Зато есть бывшие деревни и села, влившиеся в городскую застройку. Рождествено – одно из таких поселений, для него уже подготовлен проект планировки. А для всех митинцев на пересечении улиц Дубравная и Митинская строится многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Ладья». С многозальным кинотеатром, супермаркетом, галереей ресторанов и магазинов.

В Строгине, на берегу Строгинской поймы, разместился стадион «Янтарь» с искусственным покрытием последнего поколения (даже при сильном дожде трава под бутсами игроков не хлюпает), зрительскими трибунами, легкоатлетическими дорожками и спортплощадками. На очереди – строительство крытого спортивного комплекса, в который войдут центр фигурного катания, бассейны и универсальные спортзалы.

В районе Покровское-Стрешнево разработаны планы реконструкции кварталов 2, 14 и 15. Район экспериментальной жилой застройки Куркино считается на северо-западе самым перспективным в плане строительства. Здесь одновременно с новыми домами повышенной комфортности полным ходом идет возведение социальных объектов, коммунальной инфраструктуры. Воплощаются новейшие технологии. В этом районе строят локальные, экологически чистые котельные. Такая котельная располагается около дома, что не требует многокилометровых теплотрасс. Здесь же, в 1-м микрорайоне, находится уникальная школа-академия хоккея, в состав которой входят не только ледовые арены, но и гостиница, фитнес-центр, теннисные корты, футбольное поле и аквапарк.

Воздушная подушка с композитной «наволочкой»

Театр начинается с вешалки, здание – с фундамента, а правильный дом – с вентилируемого фасада, ведь от того, чем будут отделаны стены многоэтажки, зависит ее энергоэкономичность.

Вентилируемый фасад – эта современная теплосберегающая технология широко распространена в мире, но лишь недавно нашла применение в Москве. Принцип ее таков: между основной стеной дома и наружной стороной фасада остается воздушная подушка. Вентилируемый фасад сооружается таким образом, чтобы воздух здесь свободно циркулировал. Это позволяет выдувать испарения и поддерживать ровный, без перепадов, тепловой режим. Зимой такая технология спасает стены от промерзания и позволяет не тратить дополнительную энергию на обогрев квартир. А летом, поскольку воздушная подушка поддерживает в здании постоянную температуру, нет необходимости в дополнительном кондиционировании. Все это существенно снижает расход тепловой энергии и, следовательно, затраты на содержание дома. В Северо-Западном округе при возведении новостройки по адресу: проспект Маршала Жукова, вл. 74, корп. А используется навесная вентилируемая фасадная система «Метаком». Ее главное отличие от других навесных систем в том, что в качестве облицовочного покрытия используются уникальные панели «Композит». Эти ударо-, влаго- и термостойкие панели на 80% состоят из минеральных наполнителей – армированного стекловолокна на полиэфирном связующем, благодаря чему они фактически невесомые (8–10 кг на кв. м), легко очищаются от уличной грязи и ремонтируются. И еще одно достоинство навесных фасадов на основе композитных материалов – безграничные возможности выбора цвета. Нежно-розовый, темно-фиолетовый, бирюзово-зеленый, в горошек, в полоску, под мрамор и гранит – словом, все цвета радуги и даже больше – что пожелает душа застройщика. А такой дом, уж точно, ни с каким другим не перепутаешь.

Мы поедем, мы помчимся

Машина в Москве уже не роскошь и даже не средство, а проблема передвижения. И дело вовсе не в постоянных многочасовых пробках: добравшись, наконец, до места назначения, владелец автомобиля просто не знает, куда его поставить.

Все обочины дорог, тротуары и газоны давно заняты. Столица на своих личных четырех колесах докатилась до настоящего бедствия: гаражей, паркингов и стоянок на всех не хватает. И если сейчас не решать эту проблему, то лет через 10 москвичи не смогут выйти из дома – все свободное пространство заполнят машины. В ноябре прошлого года в Белокаменной был официально зарегистрирован трехмиллионный автомобиль. Наверное, нет в городе уголка, где транспортная ситуация не вызывала бы тревогу. А на Северо-Западе эта проблема даже острее, чем жилищная, ведь с увеличением числа новостроек автоматически возрастает и транспортный поток. В Митине и Куркине число автомобилей на одну семью – два и больше, не отстают от них и другие районы.

Основным решением возникших вопросов в округе стало строительство Краснопресненского проспекта. С пуском этой магистрали снимется напряжение на Тушинской территории, разгрузится Волоколамское шоссе. Сегодня все транспортные потоки, приходящие в Москву из области, из-за отсутствия прямого луча по Новой Риге разбегаются в сторону Рублевки и Волоколамки. Все они потом сходятся в районе площади Курчатова, неся с собой бесконечные пробки и испорченную экологию. Этот проспект, призванный соединить МКАД и Садовое кольцо, жители двух округов – Западного и Северо-Западного – ждали долгие годы. Но 20 лет назад проект был невыполним технически: дорога должна была пройти либо через природоохранный комплекс Серебряный бор, либо через жилые районы. Лишь недавно, с приобретением специального оборудования – туннелепроходческого щита – проблема разрешилась. Через месяц этот щит, прозванный за свою подземную работу кротом, выйдет на поверхность, закончив первый односторонний туннель длиной 2,5 километра. По решению мэра города, с целью экономии времени, после завершения отделочных работ, не дожидаясь готовности второго туннеля, трасса начнет функционировать в одну сторону. Полностью проспект будет закончен к 2008 году.

Конечно, проект новой магистрали нельзя назвать идеальным: в округе давно сложилась своя жилищная, производственная и транспортная инфраструктура, которую теперь приходится резко менять. Но выводом одних лишь предприятий дело не обойдется: отселению и сносу подлежат несколько домов. Какие? Об этом пока не знает даже префект Виктор Козлов – стадия проектирования не завершена, окончательная информация появится во втором-третьем кварталах этого года. В тех домах, которые не пойдут под снос, обычные окна заменят двухкамерные стеклопакеты, в других местах появятся шумопоглощающие щиты.

Следующий, немаловажный момент в решении транспортных проблем мегаполиса – организация автобусного, троллейбусного и трамвайного движения. Уже принято решение о строительстве крупных пересадочных узлов на окраинах столицы. Первые два начнут возводить в Северо-Западном округе: около станций метро «Планерная» и «Тушинская». Проекты сделаны по немецкой технологии в виде крытых многоэтажных автовокзалов.

Еще одно нововведение в транспортной системе округа, с которой префект познакомил гостей выставки, – установка в кабинах автобусов пультов связи с диспетчерскими парков и оборудование на каждой остановке информационных табло. Пока это эксперимент, но что он дает? Диспетчеры на специальных экранах смогут увидеть весь маршрут автобуса, станут отслеживать ежесекундно меняющуюся дорожную обстановку. Информацию о движении они передадут на остановочные информационные табло, и люди будут знать, какой автобус подойдет вовремя, а какой застрял в пробке. Кроме того, благодаря пультам связи с видеокамерами, водитель сможет зафиксировать акт вандализма и мгновенно подать сигнал тревоги. Также не надо специально куда-то идти, звонить, если автобус поломался: компьютер зафиксирует аварию и вышлет бригаду специалистов. По оценкам «Мосгортранса», эксперимент идет успешно и полностью окупает себя. Если мэр Москвы даст «добро» этой программе, то к концу года все маршруты автобусного парка № 15 будут оборудованы новой техникой. А в следующем году и трамваи в округе будут переведены на новую систему диспетчеризации, контроля и информатизации.

Ввод жилых домов в СЗАО в 2005 году:

ул. Маршала Бирюзова, вл. 31–53

ул. Расплетина, вл. 22, корп. 2

Митино, мкр. 1А, корп.1, 2

ул. Маршала Соколовского, вл. 1, вл. 5–7

Сев. Тушино, мкр. 3, корп. 7 и 10, мкр. 4, корп. 1 (ул. Героев Панфиловцев, вл. 3), корп. 3, 4 и 13

б-р Генерала Карбышева, вл. 16, корп.1

пр-т Маршала Жукова, вл. 43, корп. 3, вл. 74А

Карамышевская наб., вл. 48, корп. 8А, 8Б, 8В

ул. Авиационная, вл. 79, корп. 5

Хорошево-Мневники, кв. 82, корп. 1

ул. Лодочная, корп. 4

ул. Твардовского, вл. 14, корп. 1, 2, 3

ул. Беговая, вл. 3

ул. Героев Панфиловцев, вл. 20, корп. 1, 2, 3, 7

Карамышевский пр-д, вл. 66

ул. Тухачевского, вл. 59–61

Адреса строительства гаражей-стоянок:

Куркино

мкр. 12, корп. 16, 17, УЭЗ-Паркинг/ООО «Афина» – на 964 машино-мест

мкр. 13, тех. зона, ГУП УЭЗ/ДИПС – на 444 м/м

мкр. 3, корп. 11, ГУП УЭЗ/ДИПС – на 299 м/м

мкр. 4, корп. 25, УП УЭЗ/ДИПС – на 299 м/м

Строгино

ул. Твардовского, вл. 14, корп. 1, 2, 3, ООО ПФК «Крост» – на 275 м/м

Митино

Волоцкой пер., вл. 7, корп. 1, ГСК «Орион» – на 295 м/м

Пятницкое ш., вл. 53, ЗАО «Агростроймонтаж» – на 150 м/м

Хорошево-Мневники

ул. Паршина, вл. 2, ГСК «Копар» – на 543 м/м

пересечение ул. 3-й Силикатный проезд и Карамышевская наб.,

РСУ «Киевское» – на 230 м/м (1-я очередь)

ул. Живописная, вл. 3, реконструкция ГСК «Автолюбитель-Мневники» – на 350 м/м

ул. Генерала Берзарина, вл. 21, многоэтажный паркинг на 100 м/м

ул. Генерала Берзарина, вл. 19А, 21А, 23А – на 760 м/м (по программе «Народный гараж»)

Северное Тушино

ул. Героев Панфиловцев, вл. 24–26, ГСЭК «Парус» – на 250 м/м

Южное Тушино

Строительный пр-д, вл. 4–6, ЗАО «Виллкомпани» – на 89 м/м

Щукино

ул. Маршала Бирюзова, вл. 31, ЗАО «Дон-строй» – на 166 м/м

ул. Щукинская, вл. 42, ЗАО «Дон-строй» – на 345 м/м

ул. Авиацианная, вл. 63–65, ЗАО «Дон-строй» – на 217 м/м

ул. Маршала Соколовского, вл. 5–7, ЗАО «Дон-строй» – на 217 м/м

Покровское-Стрешнево

Иваньковское ш., ул. Беговая, Никольский тупик, ЗАО «Конти» – на 105 м/м

Полесский пр-д, вл. 14, ГСК «Космос» – на 435 м/м

Источник: Квартирный ряд

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова