Переселение в Москве: есть пострадавшие

13 апреля 2005

12 апреля департамент жилищной политики отчитался перед столичным правительством о проделанной работе. Задания, поставленные перед чиновниками департамента, выполнены, однако, если разобраться, легче от этого стало далеко не всем.

Как заявил руководитель департамента жилищной политики Петр Сапрыкин, задача по переселению на 2004 год выполнена полностью: отселены 227 жилых домов общей площадью 624 600 квадратных метров. За счет этого улучшены жилищные условия 8 700 очередников и переселено около 19 тысяч московских семей.

В 2005 году переселенцами станут жители 214 столичных домов. Еще 62 дома власти планируют начать расселять в этом году, а закончить в следующем. Самые масштабные работы ожидают Западный, Юго-Западный, Северный и Северо-Восточный округа. Полностью избавиться от панельных пятиэтажек сносимых серий (не подлежащих реконструкции) планируется в Центральном и Южном округах.

Куда интереснее количественных показателей, названных главой департамента жилищной политики, оказались упомянутые вскользь показатели качественные.
Так, выяснилось, что адреса значительной части отселенных в 2004 году жилых домов почему-то не совпадают с адресными списками домов, подлежавших сносу. Как признался сам г-н Сапрыкин, дома так называемых сносимых серий в прошлом году составили не более 50% от всей снесенной жилой площади. При этом еще несколько лет назад правительством Москвы была установлена пропорция 80% на 20%. Иначе говоря, в жертву строительству официально разрешалось приносить всего лишь 20% пригодных для проживания домов, однако в минувшем году это число неожиданно увеличилось на 30%.

Кроме того, глава департамента жилищной политики отметил, что районы массовой застройки практически исчерпаны и 90% строительства сегодня ведется точечно. В связи с этим, по словам г-на Сапрыкина, городские власти приняли решение об уплотнении сложившейся застройки, и Москомархитектура уже приступила к работе над соответствующей проектной документацией по четырем городским районам.

В районах комплексной реконструкции запланировано временное уплотнение:
во вновь построенные дома будут отселять жителей соседних подлежащих сносу пятиэтажек, на месте которых появятся рекреационные зоны. Однако, по мнению некоторых депутатов, вполне возможно, что уплотнение застройки может оказаться не таким уж и временным: новые дома, конечно, построят, а вот пятиэтажки, вполне возможно, сносить и не станут. Не исключено, что в результате вместо детских площадок и деревьев москвичам предложат нагромождение старых и новых зданий.

По мнению депутата Мосгордумы Дмитрия Катаева, все дело в том, что "аппетиты стройкомплекса растут быстрее, чем бюджетные и иные возможности".

"В первую очередь, строили и будут строить коммерческие дома. Иногда коммерческими делают уже готовые муниципальные дома или выделенные под городские программы участки передают под коммерческое строительство – схем много, – подчеркнул г-н Катаев. – Что касается самого планирования, то в Москве нет ни перспективных градостроительных планов, ни даже нормальных проектов комплексной реконструкции. Быстро, как снег на голову, на жителей соседних домов сваливается новое строительство, а когда дело сделано, оказывается, что не осталось места для строительства гаражей или детского сада, не хватает мощностей коммуникаций, проявляются и другие нестыковки".

Исключение из этого общего правила, как считает Дмитрий Катаев, составляет разве что Левобережный район, но, может быть, именно из-за этого работы там до сих пор не начаты, хотя решение о реконструкции было принято еще 10 лет назад.

И уж тем более, по словам депутата, никого не волнует отселение из ветхих домов, расположенных в "неперспективных" местах, например, отселение из общежития (с коридорной системой и общим туалетом) на Большой Черемушкинской, решение о сносе которого было принято еще в 1999 году.

Кстати, на вопрос о том, сколько москвичей дожидается сегодня отселения из находящихся в аварийном состоянии общежитий и сколько вообще в городе такого жилья, руководитель департамента жилищной политики ответить не смог. "Такого учета вообще не ведется, у нас есть информация только по коммуналкам", – признался г-н Сапрыкин.

Между тем москвичей, чьи дома еще очень далеки от аварийного состояния, весьма активно переселяют, мотивируя это городскими нуждами.

Ярким примером может служить дом № 36 на улице Беговой. Как рассказала "Газете.Ru" депутат Мосгордумы Ирина Рукина, дом сносили ради строительства разворотного кольца, однако сейчас выяснилось, что на этом месте вскоре появится новый гостинично-развлекательный комплекс.

Еще одна важная проблема, возникающая при переселении, – соблюдение закона, гарантирующего жителям при комплексной реконструкции районов сохранение привычного места проживания.

Оказалось, что этот документ доставляет чиновникам массу хлопот. По словам заместителя руководителя департамента градостроительной политики Людмилы Забарской, из-за "непереселения" до сих пор не освобождены площадки и не начаты работы на объектах сдачи 2005 года общей площадью 1 645 100 квадратных метров. Правда, как призналась г-жа Забарская, строптивые граждане и плохо работающие с ними префектуры – не единственные виновники срывов градостроительных планов московских властей. По ее данным, за целым рядом застройщиков числятся десятки площадок, которые они не только не собираются осваивать в обозримом будущем, но даже не имеют на них надлежащих документов.

Несмотря на все перечисленные проблемы, план по переселению выполнен: правительство Москвы приняло отчет департамента и утвердило программу 2005 года. Депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев не видит в этом ничего удивительного: "Городским властям и не нужны нормальные отчеты. Их практика работы соответствует первому закону Паркинсона: новые программы принимаются для того, чтобы поскорее забыть предыдущие".

www.gazeta.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова