Обзор ежедневных газет

26 октября 2007

Рекорд недоразвитости
Отставание по количеству торговых площадей на 1000 человек компенсируется количеством вводимых торгцентров

Ведомости

В Европе в следующем году будет введено в эксплуатацию рекордное количество торговых площадей — 11,4 млн кв. м. Правда, более 40% (4,6 млн кв. м) от их числа придется на Россию, которая и возглавила европейский рейтинг, значительно обогнав другие страны, говорится в отчете консалтинговой компании Cushman & Wakefield. Для сравнения: в занимающей 2-е место Польше заявлено 1,5 млн кв. м, в Испании — 1,3 млн кв. м, в Турции — около 1 млн кв. м. По оценке коммерческого директора Galaxy Group Артема Цогоева, себестоимость строительства торговых площадей в России сейчас составляет $1500-1900 за 1 кв. м. При такой оценке на строительство этих торговых центров девелоперам придется потратить $6,9-8,7 млрд.

Столь большие объемы строительства легко объяснимы. Во-первых, Россия — самая крупная по территории страна, во-вторых, доходы населения в последние годы росли серьезными темпами, говорит заместитель генерального директора Knight Frank Станислав Тихонов. С ним согласны и разработчики отчета. «Таких показателей России удалось достигнуть в связи с высоким экономическим развитием и ростом благосостояния населения. При этом все заявленные [из 4,6 млн кв. м] проекты могут быть в итоге не реализованы вообще, а сроки ввода части объектов в эксплуатацию — перенесены на более поздний период», — говорит Чарльз Слейтер, директор отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (С&W/S&R). Россия к тому же привлекательная для инвестиций страна. «Если в Европе средняя ставка доходности на торговые объекты не превышает 5%, то в России этот показатель равен 9%, а в регионах — в среднем 9-10%. Правда, эти ставки с каждым годом снижаются», — говорит руководитель отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle Максим Карбасникофф. Если бы не бюрократические и юридические проблемы с оформлением земельных участков под строительство, количество заявленных торговых площадей было бы еще более впечатляющим, добавляет Тихонов.

Основная часть торговых центров в России заявлена в регионах, говорится в отчете. «Еще несколько лет назад торговые центры строили только в Москве, затем в поле зрения инвесторов попали города-миллионники, затем — города с населением от 500 000 человек. Теперь очередь дошла и до населенных пунктов с населением в 300 000 человек», — добавляет Слейтер.

Неосвоенными остаются города с населением менее 250 000 человек, где предложения качественных объектов практически отсутствуют, говорит Максим Карбасникофф. По его словам, сегодня в России еще порядка 60 городов, где отсутствуют торговые площади и которые были бы интересны для инвестиций.
 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова