Обзор ежедневных газет

18 июня 2007

Экономика и политика

Экспорт капитала из нефтяных стран, Западной Европы и Восточной Азии вырастет к 2012 г. до $2,1 трлн, так что проблем с финансированием текущего дефицита у США не возникнет, прогнозирует McKinsey Global Institute. США могут резко сократить дефицит, который достигнет $1,6 трлн, лишь ценой девальвации доллара почти на треть, но необходимости в этом нет, пишут «Ведомости» в материале «Девальвация доллару не грозит».

В 2006 г. дефицит счета текущих операций США составил $856,7 млрд (6,5% ВВП), годом раньше — $791,5 млрд. МВФ и Всемирный банк считают текущий дефицит США основным дисбалансом в мировой экономике, который должен быть скорректирован в обозримом будущем. В I квартале дефицит составил $192,6 млрд — 5,7% ВВП. Многие экономисты полагают, что США не смогут поддерживать высокий уровень дефицита на протяжении длительного времени: потребуется коррекция, возможно, через серьезную девальвацию доллара.

McKinsey Global Institute в опубликованном в минувшую пятницу докладе рассматривает два основных сценария на 2007-2012 гг. При инерционном сценарии дефицит США растет прежними темпами и к 2012 г. увеличится почти вдвое — до $1,6 трлн (9% ВВП).

Но даже такой дефицит мировая экономика выдержит, говорится в докладе: суммарный текущий профицит Западной Европы, Восточной Азии, стран — экспортеров нефти и остального мира вырастет за то же время с $1319 млрд до $2077 млрд, прогнозируют авторы. Этих средств будет достаточно для финансирования американского дефицита. В этом случае чистый внешний долг США вырастет с 20,5% до 46% ВВП, но расходы на его обслуживание не превысят 1% ВВП. Единственная угроза этому сценарию — возможное изменение экономической политики Китая. Если КНР увеличит внутреннее потребление и китайский текущий профицит исчезнет, то суммарный профицит остального мира превысит американский дефицит лишь на 10%, и с его финансированием будут проблемы.

Но этот сценарий экономисты McKinsey считают маловероятным. Рано или поздно проблема дефицита должна быть решена, но необходимости в срочных мерах нет, считает Дайана Фаррелл, соавтор доклада.

Сейчас на финансирование текущего дефицита США идет примерно 70% текущего профицита остального мира, который обеспечивается главным образом экспортерами нефти ($484 млрд), восточноазиатскими ($446 млрд) и западноевропейскими ($306 млрд) странами. McKinsey полагает, что до 2012 г. нефтедолларов будет сберегаться меньше ($387 млрд), а вот профицит стран Азии и Европы будет выше почти вдвое (до $799 млрд и $623 млрд соответственно).

Экспортеры нефти быстро наращивают импорт и инвестиционные расходы, поэтому их профицит, вероятно, достиг пика и в ближайшие годы будет лишь падать, говорится в докладе Goldman Sachs “Пик нефтедолларовых сбережений”, выпущенном на прошлой неделе.

А вот если США попробуют резко сократить или ликвидировать текущий дефицит, доллар упадет, пишет McKinsey. Чтобы сбалансировать текущий счет, доллар к 2012 г. должен упасть на 30%, а чтобы дефицит сократился до 3% ВВП (этот уровень считается устойчивым), доллар должен упасть на 23%.

До сих пор 30%-ная девальвация доллара за пять лет происходила лишь в 1985-1988 гг., но тогда доллар падал после 15-летнего укрепления, а сейчас он ослаблен и в случае девальвации достигнет минимума с 1970 г. При девальвации на 30% платежи иностранных государств по американским кредитам будут превосходить американские расходы на обслуживание долга на $435 млрд, положительное сальдо от торговли услугами составит $430 млрд, а в торговле товарами сохранится дефицит ($720 млрд).


Недвижимость

Жилищный фонд пополняют деньгами
Закон о фонде реформирования ЖКХ одобрен в первом чтении

 
Госдума приняла в первом чтении законопроект "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Фонд будет создан в объеме 240 млрд руб. специально для помощи муниципалитетам в финансировании капремонта жилья и в ликвидации ветхого жилья. Многим депутатам проект не нравится – они видят в нем возможности для коррупции и приватизации сетей общего пользования: водо-, тепло- и электроснабжения, пишет «КоммерсантЪ».

Законопроект "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" (см. Ъ от 4 июня 2007 года) был разработан группой депутатов и сенаторов с участием МЭРТа и Минфина в рекордные сроки – всего за месяц. В апреле президент Владимир Путин в своем послании заявил о необходимости создания "специального фонда по реформированию ЖКХ" в объеме не менее 250 млрд руб., и к концу мая единороссы подготовили законопроект.

По словам главы комитета Госдумы по промышленности Мартина Шаккума, фонд создается из-за того, что капремонт "неподъемен" для граждан, а расселение ветхого и аварийного жилья – для муниципалитетов. Объемы ветхого и аварийного жилья за последние пять лет удвоились. В связи с этим предлагается в предстоящие пять лет из федерального бюджета выделить 240 млрд руб. (еще 10 млрд руб. будет выделено в 2007 году), из которых 95 млрд руб. пойдет на переселение граждан из аварийного жилья и 145 млрд руб.– на капремонт.

Средства фонда будут распределяться регионам исходя из бюджетной обеспеченности и общей площади жилищного фонда. Исходя из этих же параметров будут устанавливаться доли софинансирования регионами и муниципалитетами региональных программ капремонта и переселения из ветхого жилья. По оценке Росстроя, фонд оплатит 10-80% средств региональных адресных программ ремонта, при этом доля граждан может составить 5-10%. Если верить заверениям господина Шаккума, такой механизм позволяет "избежать злоупотреблений" и "установить прозрачный механизм распределения средств фонда".

Ключевой можно считать статью 13 проекта: ею определены 12 условий, которые регионы и муниципалитеты должны выполнить, чтобы получить деньги. Им придется ускорить реформу ЖКХ: увеличить долю частных организаций в сфере ЖКХ до 80%; долю ТСЖ (кондоминиумов) – до 30%; выпустить нормативные акты по оформлению земельных участков под многоквартирными домами, по прекращению перекрестного субсидирования.

Именно эти условия вызовут бурные дискуссии при обсуждении проекта во втором чтении. Некоторые депутаты уже усмотрели в них угрозу системам жизнеобеспечения. "Одним из условий получения денег территориями является необходимость приватизировать водопроводы и теплосети. Это ошибка или принципиальная позиция разработчиков",– беспокоится депутат Олег Шеин ("Справедливая Россия – Родина"). Мартин Шаккум объясняет, что "речь идет не о приватизации непосредственно водопроводов, а о приватизации компаний ЖКХ и о внедрении рыночных условий хозяйствования", в том числе на основе концессионных соглашений. Господина Шеина объяснение не удовлетворяет: "Мы категорически против, чтобы под соусом создания данного фонда у нас приватизировалась система водопроводов, теплосетей, электросетей и иных систем жизнеобеспечения". Его поддерживает независимый депутат Галина Хованская: "Нельзя допускать приватизацию локальных монополий... Опыт европейских стран показывает, что это приводит к повышению тарифов и ухудшению качества услуг".

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова