Обзор ежедневных газет

10 мая 2007

Экономика и политика

Во вторник Центризбирком обнародовал финансовые отчеты партий за первый квартал 2007 года. Судя по этим данным, многие партийцы, несмотря на проведение в отчетный период региональных избирательных кампаний, старались экономить средства, готовясь к декабрьским выборам в Госдуму. И лишь "новички" – "Справедливая Россия" и "Патриоты России" – вынуждены были пренебречь экономией ради своей раскрутки, пишет газета «Коммерсантъ» в материале «Партии начали копить деньги».

В целом в рейтинге наиболее состоятельных партий существенных изменений не произошло: самой богатой по-прежнему остается "Единая Россия", которая в первом квартале и получила, и потратила больше всех (см. таблицу). На другом полюсе – среди организаций, на счета которых не поступило ни рубля,– оказались, в частности, Республиканская во главе с депутатом Госдумы Владимиром Рыжковым и Партия возрождения России, возглавляемая бывшим спикером нижней палаты Геннадием Селезневым. Проблемы республиканцев понятны: им пришлось заниматься не сбором денег, а борьбой за существование, которая, похоже, успехом не увенчается (23 марта Верховный суд РФ ликвидировал партию по иску Федеральной регистрационной службы, а 31 мая будет рассмотрена кассационная жалоба РПР на этот вердикт). А вот нулевые доходы ПВР выглядят неожиданно: в январе селезневцы заявили о намерении участвовать в выборах и переименовались в "Патриотические силы. За Родину". Но на их финотчете, где стоят прочерки почти во всех графах, это никак не отразилось.

Существенной прибавкой в партийные кассы в первом квартале стали поступления из федерального бюджета (господдержку раз в год получают партии, набравшие на последних думских выборах более 3% голосов). К примеру, КПРФ госфинансирование принесло более 80% всех доходов (пожертвований у коммунистов набралось всего на 7,3 млн рублей), аграриям – почти 89%, Народной партии – более 90%. А "Народная воля" и Социалистическая единая партия России и вовсе не имели никаких других поступлений, кроме денег из бюджета, причитающихся им как соучредителям блока "Родина".
Впрочем, примечательны не только суммы полученных и потраченных партийцами денег, но и остатки на их счетах. Если у "Единой России" на счетах постоянно "висит" около 300 млн рублей, а траты сопоставимы с доходами, то некоторые другие партии, готовясь к выборам в Госдуму, похоже, перешли на режим экономии – даже несмотря на то, что в отчетный период в 14 регионах проходили парламентские выборы. Так, ЛДПР приберегла к концу квартала почти 64 млн руб., КПРФ – 38 млн, "Яблоко" – почти 23 млн. А самым экономным оказался СПС: потратив лишь 30% от полученных в первые три месяца года средств, правые заняли второе после единороссов место по размеру отстатка на счетах. Что вполне логично: как показали региональные кампании, для преодоления семипроцентного барьера на думских выборах СПС потребуется масштабная и очень затратная агитационная кампания.

Еще сложнее приходится партиям, считающимся новичками на политической сцене. Так, "Справедливой России", судя по финотчетам, пока об экономии думать некогда – борьба за статус второй партии власти требует серьезных финансовых вливаний. Похожая картина и у "Патриотов России", которые надеются занять нишу "настоящей" левоцентристской оппозиции. Правда, составить полную картину на основании квартальных финотчетов весьма затруднительно: во-первых, немалая часть средств, проходящих через региональные избирательные фонды, в федеральных отчетах не фигурирует, а во-вторых, многие партийцы, похоже, проводят выборные траты по другим статьям – например, "Перечисления региональным отделениям".
Любопытны также цифры, фигурирующие в графе о финансировании пропагандистской деятельности. Безусловным лидером здесь является ЛДПР, потратившая на эти цели в три раза больше ближайших конкурентов из "Справедливой России" и в 78 раз больше, чем "Единая Россия". И это неудивительно: лидер ЛДПР Владимир Жириновский любит похвастаться тем, что его партия – чемпион по производству книг, брошюр и прочей агитпродукции. У многих других партий эти расходы либо отсутствовали вовсе, либо были совсем незначительными.

Недвижимость

Доплатить за ипотеку
Банки тратят деньги на новых заемщиков

Конкуренция банков на рынке ипотеки достигла такого уровня, что финансисты готовы платить посредникам за каждого клиента от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Самим заемщикам банкиры предлагают самые разные скидки, пишут «Ведомости».

Западная практика выплаты комиссии посредникам — риэлторам и брокерам, присылающим в банк потенциального ипотечного заемщика, — в России появилась более года назад, рассказывает заместитель начальника отдела ипотечного кредитования Банка Москвы Вячеслав Шаламов. Сейчас размер вознаграждения, по его данным, у некоторых финансовых организаций доходит до 0,8-1% от суммы выданного кредита.

Средний объем ипотечного кредита в Москве к концу 2006 г. превысил $100 000.

Кредитный брокер “Фосборн Хоум” заключил с несколькими банками соглашения, по котором они будут платить ему и вовсе по 1,5% от суммы сделки с каждым заемщиком, рассказывает пресс-секретарь компании Юлия Полякова. Раньше эта выплата ложилась на самих ипотечников. Банки-партнеры она не называет, но отмечает, что банкиры заинтересованы в сотрудничестве: от брокеров к ним идут надежные клиенты с проверенной платежеспособностью. Заемщики, рекомендованные брокерами или риэлторами, уже многое знают про кредитный продукт, часто у них подобран вариант для покупки, поэтому трудозатраты на их обслуживание значительно меньше, добавляет Шаламов. По его словам, Банк Москвы выплачивает партнерам самую маленькую премию на рынке — от $100 до $300 за клиента, так как у банка очень низкая ставка по ипотеке — от 7% в швейцарских франках или иенах, что само по себе привлекает заемщиков. Другие банки о сотрудничестве с посредниками подробно не рассказывают, но признаются, что стараются его развивать. “Мы предлагаем интересные условия всем партнерам”, — отмечает Илья Зибарев, руководитель блока “Ипотечное кредитование” Альфа-банка. По его оценке, в крупнейшие ипотечные банки от риэлторов приходит до 30% заемщиков, а идеальным был бы показатель в 40%. Альфа-банк, начавший активно выдавать ипотеку осенью 2006 г., пока не достиг такого уровня, но намерен этого добиться, добавляет он.

Вознаградив посредников, банки не забывают и о клиентах. Борьба за заемщиков усиливается, поэтому большинство из 30 банков — партнеров “Фосборн Хоум” готовы предоставить перспективному ипотечнику разные преференции, в том числе снизить ставку по кредиту (в среднем — на 0,5%) и комиссию за его выдачу, рассказывает Полякова. Требует от банков таких же льгот для своих клиентов, желающих взять кредит, и агентство недвижимости МИАН, рассказывает руководитель направления ипотечного кредитования компании Владимир Мельдзихов. Среди партнеров МИАН, например, “ВТБ 24” и Райффайзенбанк. По соглашению с агентством “Миэль-Недвижимость” снижают комиссию за выдачу кредита и ипотечные ставки на 0,5% Росбанк и МДМ-банк. Средние ставки в Москве составляют от 10% в валюте и от 11,5% в рублях. Также банки готовы по просьбе партнеров ускорить рассмотрение заявок, уменьшить размер комиссии и первого взноса, отказаться от обеспечения по кредиту и т. д.

“ВТБ 24” особенно часто дает скидку в 0,5% на ставку по ипотеке тем, кто покупает новостройки у девелоперов — партнеров банка. Например, эту льготу получают покупатели квартир в микрорайоне “Центральный” Долгопрудного, инвестором которого выступает “Миэль”. В конце апреля партнером “ВТБ 24” стала Mirax Group, возводящая жилые комплексы “Корона”, “Золотые ключи — 2”, “Кутузовская Ривьера” и Mirax Park, где не найти квартир дешевле $5250 за 1 кв. м. Правда, как утверждает менеджер Mirax Group, скидку в “ВТБ 24” будут давать не всем подряд, а только лучшим клиентам — делающим повторную покупку или выбравшим дорогую квартиру. “ВТБ 24” в этом году собирается развивать подобное сотрудничество со всеми лидерами строительного сектора, заявляет Георгий Тер-Аристокесянц, заместитель начальника управления разработки кредитных продуктов департамента ипотечного кредитования банка.

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова