Обзор ежедневных газет

04 апреля 2007

Экономика и политика

По результатам совместного исследования Института ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) и Института общественного проектирования «Самые влиятельные политики России», в стране можно выделить четыре основные группы влиятельных политиков федерального уровня. И эти группы не совпадают с принятым в политической среде делением «кремлевских группировок». Авторы исследования утверждают, что первоначальная гипотеза о существенном упрощении политической системы страны по сравнению с той, чтобы была до 2003 года, не подтвердилась. Поскольку в опросах участвовали только региональные эксперты, результаты исследования можно считать региональным срезом влиятельности, пишет газета «Время новостей»  в материале «Путин, церковь, ФСБ».

По словам экспертов, система властных отношений стала жестче, в нее стало сложнее входить, она изменилась с точки зрения структуры игроков. Но она не примитивна, это сложная и готовая к развитию система, имеющая большое количество элементов. Исследование охватило 32 региона России. Проводилось оно как опрос региональных экспертов по поводу того, кого они считают влиятельным в современной региональной политике. В качестве экспертов опрашивались как внешние наблюдатели -- аналитики, политологи и журналисты, так и действующие чиновники, политики, представители бизнеса и общественных организаций в регионах.

Всего было опрошено 670 экспертов. Фактически исследование состоит из двух блоков. Первый -- определение политиков федерального уровня, влияющих на политику в регионе, которых оценивает тот или иной эксперт, второй -- определение политиков, влиятельных только на региональном уровне.

Исследователи выделили четыре группы политиков. В первую группу входит только один человек -- президент России Владимир Путин. Из этого аналитики сделали вывод, что за последние годы институт президентской власти укрепился очень заметно. В предыдущих исследованиях разрыв со следующим за президентом политиком составлял менее двух единиц, а сейчас он составляет три единицы.

Во второй группе политиков оказались трое -- первый вице-премьер Дмитрий Медведев, заместитель главы администрации президента Владислав Сурков и спикер Госдумы, глава «Единой России» Борис Грызлов. Особо эксперты обратили внимание на попадание в эту вторую группу влиятельности г-на Грызлова -- это первый случай, когда в списке влиятельности во второй группе оказался лидер партии. Кстати, Борис Грызлов был назван влиятельным политиком во всех регионах, то же самое было сказано только по поводу Владислава Суркова и Владимира Путина. Третья группа влиятельности объединяет членов кабинета министров, там находятся глава правительства Михаил Фрадков, министр экономического развития Герман Греф, глава Минфина Алексей Кудрин, первый вице-премьер Сергей Иванов, в эту же группу попал и глава президентской администрации Сергей Собянин.

Исследование проводилось до того, как Сергей Иванов стал первым вице-премьером, поэтому еще в качестве министра обороны он стал единственным из силовых министров, кто оказывает масштабное влияние на региональные силовые структуры. Ядро четвертой группы влияния составляют силовые министры: министр внутренних дел Рашид Нургалиев, директор ФСБ Николай Патрушев, генпрокурор Юрий Чайка, глава МЧС Сергей Шойгу, в эту же группу попадает заместитель главы администрации президента Игорь Сечин. Удивительно, но в списке влиятельных лиц нет ни одного человека из судебной системы, чей официальный статус очень высок.

Исследователи делают несколько спорных выводов. В частности, они заявляют, что умеренные либералы имеют сильные позиции во власти и обыгрывают по общему рейтингу влиятельности всех представителей силовых ведомств. При этом провластные «либералы» сохраняют заметные позиции в экономической политике, скорее, благодаря поддержке «либерального» крыла тех же силовиков. По мнению экспертов, силовое влияние на российскую политику огромно и проявляется не столько как личное влияние глав силовых ведомств, сколько как сетевое влияние региональных силовых структур на политику своих регионов. Также исследователи делают вывод, что церковь имеет очень высокий уровень влиятельности на региональную политику. При этом, не будучи элементом вертикальной власти, церковь стала федеральной сетевой структурой.

Недвижимость

Метры ответственности
Мэрия предлагает увеличить штрафы с арендодателей жилья

Под прикрытием всероссийской кампании по борьбе с нелегальной миграцией столичные власти решили воплотить в жизнь свою давнюю мечту -- приумножить доходы городской казны за счет повышения сбора налогов с владельцев жилья, сдающегося в аренду. Именно в скрываемых от фискальных органов съемных квартирах, по мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, и живут не учтенные миграционным ведомством гастарбайтеры. Градоначальник, похоже, убедился на примере опустевших городских рынков, что новая миграционная политика действует довольно эффективно -- в том смысле, что работодатели, на которых возлагается ответственность за прием на работу иностранцев-нелегалов, не хотят попадать под высокие штрафы. Поэтому вчера на заседании городского правительства он предложил федеральному правительству пересмотреть и штрафы для граждан, сдающих жилье в аренду без уведомления об этом властей, пишет «Время новостей».

По словам первого замглавы ГУП «Московский городской центр аренды» Валерия Горюнова, согласно официальным данным, в городе сдается более 120 тыс. квартир. Фактически же число сделок аренды минимум в два раза больше. При этом доходы с этого достаточно прибыльного бизнеса в прошлом году задекларировало лишь около 6 тыс. москвичей, заплатив налогов на сумму в 220 млн руб. Вывод из тени столичных рантье, по мнению г-на Горюнова, увеличит налоговые поступления по меньшей мере в десять раз и принесет московской казне дополнительно минимум 800 млн руб. в год. «Кроме того, сегодня ни наниматель не защищен от произвола владельцев жилья, ни арендодатель не может быть уверен в сохранности своего имущества», -- считает он. Для создания «долговременной и цивилизованной системы аренды», по мнению чиновника, необходимо не только ввести обязательный режим регистрации всех сделок аренды, но и предоставлять временную регистрацию всем приезжим только на основе договора съема жилья, зарегистрированного в Московском городском центре аренды.

При этом г-н Горюнов утверждает, что городской интерес в легализации бизнеса найма и поднайма жилья заключается не только в получении дополнительной прибыли, но и в «социальном факторе» вопроса. В условиях медленного сокращения очереди москвичей на улучшение жилищных условий (за два года она уменьшилась только на 8%) власти заинтересованы в том, чтобы и при частном найме жилья приоритет отдавался коренным жителям столицы, а не нелегальным приезжим.

По мнению мэра столицы, приезжие не только создают нагрузку на жилищную сферу города, которая не получает соразмерных расходам ресурсов, но и «криминальную опасность в городе удваивают». «По нашим оценкам, 40% преступлений в городе совершается иногородними», -- заявил Юрий Лужков.

Мэрия возьмет деньгами
Чтобы построить офисы в Москве


Московская мэрия может стать крупным игроком на столичном рынке коммерческой недвижимости. Со следующего года строители недвижимости будут расплачиваться с городом не квадратными метрами, а живыми деньгами, которые, в свою очередь, пойдут на строительство административных центров. Участники рынка посчитали, что после первых же сборов мэрия сможет ввести в эксплуатацию не менее 1,5 млн кв. м офисов, пишут «Ведомости».

По данным столичного департамента имущества, общий городской фонд нежилых помещений составляет примерно 45 млн кв. м, из них только 7 млн кв. м сдается в аренду. Тем временем потребность города в офисных площадях, по данным того же департамента, составляет еще 4,3 млн кв. м, а мэр Москвы Юрий Лужков вчера на заседании правительства назвал цифру 7 млн кв. м.

Чтобы решить проблему дефицита, мэрия собирается предложить застройщикам расплачиваться с городом не натурой, т. е. квадратными метрами, а живыми деньгами, как это уже делается в жилом секторе. Во-первых, как заявил вчера на заседании правительства Москвы руководитель департамента имущества Владимир Силкин, город встречает со стороны инвесторов (особенно если речь идет об офисах класса А) “глухое сопротивление” при реализации инвестиционных контрактов. В итоге акты реализации подписываются годами, а разбираться с инвесторами через суд слишком долго. Во-вторых, “экономический нонсенс — сдавать в аренду помещения рыночной стоимостью свыше 150 000 руб. (около $5500) за 1 кв. м по социальной цене 1000 руб.”, — добавляет Силкин.

Полученные от застройщиков деньги, по его словам, будут направлены на строительство новых офисных и производственных помещений. Эта схема позволит городу получить офисных и производственных помещений в 5-6 раз больше, чем сейчас. До конца года Москомархитектура должна определить площадки под строительство, а в 2008 г. схема заработает. Начать строить городские офисы мэрия планирует с 2009 г.

В следующем году, по данным консалтинговой компании Colliers International, планируется построить 1,75-2 млн кв. м коммерческих площадей. Девелоперы утверждают, что доля города по инвестиционным договорам составляет от 25% до 50%, в зависимости от местоположения объекта. Таким образом, получается, что по результатам следующего года мэрия могла бы получить натурой не менее 437 500-500 000 кв. м, которые можно продать, по словам директора по развитию Swiss Realty Group Ильи Шершнева, по самым грубым подсчетам, примерно за $2-2,5 млрд. За эти деньги реально построить 1,5-2,7 млн кв. м офисных помещений.

Заместитель директора департамента офисной недвижимости Colliers International Александр Гурганов насыщения рынка в ближайшие годы не ждет: “Если общий объем коммерческой офисной недвижимости Парижа — 48 млн кв. м, Гамбурга — 13 млн кв. м, Рима — 12 млн кв. м и даже маленького Брюсселя — 12 млн кв. м, то в Москве успели построить только 5-5,5 млн кв. м, что явно недостаточно для такого крупного развивающегося города с населением в 15 млн человек”. А вообще он сомневается, что мэрии удастся построить такое количество площадей. “Дело в том, — объясняет он, — что для осуществления таких амбициозных планов требуются серьезные ресурсы, наиболее дефицитным из которых являются опытные специалисты, способные реализовать такой объем высококлассных помещений”. С этим согласен и Андрей Постников, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Jones Lang LaSalle, который говорит, что строительство таких объемов растянется на значительные сроки.

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова