Обзор ежедневных газет

03 апреля 2007

Экономика и политика

В пятницу Банк России опубликовал февральские показатели денежно-кредитной статистики. Данные ЦБ второй месяц подряд показывают рост валютных депозитов в банковской системе – на 122 млрд руб. в феврале 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года, что, возможно, свидетельствует об ожидаемом замедлении дедолларизации российской экономики, пишет газета "КоммерсантЪ" в материале "Дедолларизация остановилась".

В соответствии с опубликованными в пятницу данными ЦБ показатель денежной массы по методологии денежного обзора (с учетом депозитов в иностранной валюте) увеличился незначительно – с 10,1 млрд руб. в декабре 2006 года до 10,2 млрд руб. в феврале 2007 года. При этом, по расчетам Ъ, депозиты в иностранной валюте за тот же период увеличились на 122 млн руб., составив 1,3 млрд руб. Если на протяжении практически всего 2006 года отношение валютных депозитов к показателю денежной массы по методологии денежного обзора сокращалось (с 17% в январе до 11% в декабре), то первые два месяца 2007 года показывают увеличение их доли в этом индикаторе (до 13% в феврале 2007 года).

Напомним, что в декабре 2006 года население России конвертировало в рубли и зачислило на банковские счета рекордное количество иностранной валюты – $7,7 млрд. Это стало ответом на ускоренное укрепление курса рубля. В 2005 году объем депозитов частных лиц в российских банках вырос на 42,3%, а в 2006 году – на 48% (до 1 трлн руб.), несмотря на снижение ставок. На этом фоне объем валютных депозитов за 2006 год снизился почти на 10% (примерно до 600 млрд руб.). С другой стороны, данные ЦБ показывают, что далеко не все граждане одинаково реагировали на укрепление рубля. В 2006 году граждане потратили на 105 млрд руб. больше на покупку валюты.

Отметим, что рост валютных депозитов в январе–феврале 2007 года происходил на фоне продолжения укрепления курса рубля к доллару, на российском валютном рынке курс доллара впервые с октября 1999 года опустился ниже отметки 26 руб./$. Впрочем, как прогнозируют российские экономические власти – ЦБ, МЭРТ и Минфин, укрепление рубля может смениться на противоположную тенденцию уже в среднесрочной перспективе.

Снижение мировых цен на сырье вызовет значительное сокращение притока иностранной валюты в страну, полагают в МЭРТе. В обновленных этим ведомством "Сценарных условиях социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010 года" отмечается, что профицит счета текущих операций, составивший в 2006 году $97 млрд ($94 млрд, по данным опубликованного вчера платежного баланса ЦБ), к 2010 году сменится дефицитом в размере $41 млрд. МЭРТ ожидает, что в результате сжатия сальдо по текущим операциям рост резервов Банка России может прекратиться уже в 2010-м, то есть на год раньше, чем предсказывает ЦБ. По мнению зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, к 2010-2011 годам укрепление реального эффективного курса рубля может полностью прекратиться. "Обменный курс доллара к рублю составит 26,2 руб./$ в 2007 году и повысится до 27 руб./$ к концу 2010 года",– прогнозирует МЭРТ. По менее вероятному сценарию развития событий, предполагающему более быстрое снижение номинальных объемов экспорта, курс доллара к концу 2010 года, по расчетам министерства, повысится до 32,7 руб./$.

Кроме того, российские власти начинают обсуждать перспективы отказа от управляемого курса рубля и прекращения интервенций ЦБ на валютном рынке. На обсуждение режима free float для рубля Минфин и ЦБ вдохновили успех либерализации валютного законодательства в середине 2006 года и рекордный приток иностранных инвестиций в прошлом году.

Недвижимость

“Модный континент” готовят к IPO
Компания “Модный континент” во II квартале текущего года продаст до 20% своей сети одежды InCity финансовому инвестору

Как стало известно “Ведомостям”, аффилированная с “Седьмым континентом” компания “Модный континент” во II квартале текущего года продаст до 20% своей сети одежды InCity финансовому инвестору, а в 2009 г. рассчитывает провести IPO. Эксперты сочли идею перспективной.

Созданная при участии основателя “Седьмого континента” Владимира Груздева и его жены компания “Модный континент” до начала 2005 г. занималась продажами одежды класса люкс — развивала в Москве итальянскую марку Canali и несколько мультибрендовых магазинов. В феврале 2005 г. компания запустила сеть одежды масс-маркет InCity со средним чеком $45, насчитывающую сейчас 76 магазинов. К концу года владельцы сети планируют увеличить ее до 130 магазинов, а также привлечь в проект финансового инвестора, который поможет подготовить сеть к IPO — размещение запланировано на 2009 г., рассказал “Ведомостям” источник, близкий к акционерам “Модного континента”. Управляющий партнер проекта InCity Александр Попов подтвердил эти планы.

По его словам, сейчас “Модный континент” ведет переговоры о продаже от 10% до 20% долей с несколькими инвестфондами. “Сделка может быть завершена во II квартале этого года. Цель приглашения инвестора — подготовка структуры и отчетности компании к IPO в 2009 г.”, — говорит Попов. Назвать фонды, с которыми ведутся переговоры, а также стоимость продаваемой в проекте доли он отказался, отметив, что в 2006 г. выручка InCity составила $20 млн, в 2007 г. ее прогнозируемый оборот — $50 млн, а в 2008 г. — $80 млн. До конца 2008 г. планируется открыть 190 магазинов сети по России, на Украине и в Казахстане, из них две трети будут открыты по франчайзингу. В мае выйдет консолидированная отчетность InCity по МСФО за 2006 г., добавил Попов. С площадкой для IPO компания пока не определилась.

Также Александр Попов рассказал, что “Модный континент” управляет шестью франчайзинговыми магазинами итальянских бельевых сетей Intimissimi и Calzedonia в Москве, но расширять эти сети не планирует. “Наш флагманский проект — это InCity. В текущем году инвестиции в сеть составят $10 млн, мы будем расширять ассортимент — помимо офисной и повседневной женской одежды введем бельевую линию и увеличим формат магазинов, сейчас занимающих в среднем по 200 кв. м”, — уточнил Попов. Пока планы по выходу на биржу в 2009 г. озвучила компания “Дикая орхидея”, недавно продавшая 20% двум инвестфондам под управлением компании Wermuth Asset Management за $50 млн. Источник “Ведомостей”, близкий к акционерам “Модного континента”, отметил, что Wermuth в качестве соинвестора в InCity не рассматривается. Не знал об этом предложении и другой финансовый инвестор в одежную розницу — фонд “Тройки Диалог” (запустила с предпринимателем Игорем Сосиным сеть гипермаркетов “Модис”). “Рынок одежды масс-маркет — очень перспективный сегмент для инвесторов, и проект от акционеров "Седьмого континента" многих заинтересует”, — считает управляющий Troika Capital Partners Гедрюс Пукас.

  Не только водка
Группа “ОСТ” застроит Подмосковье

У производителя водки — группы “ОСТ” новые интересы. Компания начинает строить в Подмосковье жилье, коммерческую недвижимость, а также социальные объекты. На запуск строительного направления ОСТ потратит 2,5 млрд руб.

Бум на строительном рынке привлекает внимание непрофильных инвесторов. Один из лидеров алкогольного рынка — группа “ОСТ” приступила к строительству более десятка объектов в Подмосковье. Запланированный объем построенных площадей в 2007 г. составит 95 000 кв. м, в следующем году этот показатель будет удвоен. “У нас есть ресурсы и компетенции в строительном бизнесе, его доходность по-прежнему остается на высоком уровне”, — рассказал “Ведомостям” гендиректор компании Александр Лазуто. По его ожиданиям, ROE (рентабельность на собственный капитал) этих проектов составит 20-25%.

В течение двух лет компания построит шесть жилых домов в Ногинске, Электростали, Черноголовке, два торговых центра в районе Электростали общей площадью 60 000-90 000 кв. м. В рамках финансирования из федерального бюджета ОСТ построит ледовый дворец и больницу в Ногинске, а в Купавне и поселке Ямкино — школы. Суммарный объем инвестиций в существующие проекты составит 2,5 млрд руб. Финансировать строительные проекты компания будет за счет собственных средств и банковских кредитов.

О наличии строительного подразделения в группе “ОСТ” стало известно из информационного меморандума, посвященного второму облигационному займу компании в 2005 г. Однако оно обслуживало собственные проекты: строительство водочного завода, офиса, складских помещений. “Мы пересмотрели отношение группы к строительству: наличие собственного штата сотрудников, техники является дорогим удовольствием, поэтому мы становимся генподрядчиками, передавая строительство сторонним субподрядчикам”, — отметил Александр Лазуто. Компания изучает возможность строительства бетонного завода на площадке в Черноголовке, детали проекта пока не раскрываются.

“ОСТ не единственный водочный производитель, который занимается девелопментом. S.P.I. Group (марка Stolichnaya) строит бизнес-центр в Риге стоимостью 130 млн евро, два жилых дома в Калининграде, а в 2003 г. продала 32,4% акций “Москва-Сити” структурам “Норникеля”. Владельцы компании “Винэксим” (марка “Путинка”) Олег Плохута и Вадим Смирнов построят бизнес-центр площадью 100 000 кв. м на месте Черемушкинского рынка в Москве. Петербургская “Веда” заканчивает строительство офисного центра “Веда-Хаус” в Петербурге, остальные девелоперские проекты были проданы после смерти основного владельца Кирилла Рагозина. “Мы решили сосредоточиться на стекольном и водочном бизнесе, новые девелоперские проекты не планируем”, — рассказал PR-директор “Веды” Сергей Москвин.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова