Обзор ежедневных газет

30 марта 2007

Экономика и политика

Закон о потребкредите не обяжет банки раскрывать эффективную ставку. Определить, что это такое, оказалось для разработчиков слишком сложной задачей, и они потребуют от банков раскрытия лишь общей суммы и графика платежей, пишет газета «Ведомости» в материале «Слишком сложные проценты».

На этой неделе Минфин направил на согласование в министерства и ведомства окончательный вариант законопроекта “О потребительском кредите”, рассказал “Ведомостям” источник в министерстве. Документ готовился более четырех лет. Правительство обещало в марте внести его в Госдуму, рассказал “Ведомостям” зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, однако этого не произошло.

Банкиры избежали главной опасности — законопроект не требует от них раскрывать эффективную ставку по кредиту. Четко определить ее в законопроекте оказалось слишком сложно, объясняет источник в Минфине. Нет этого понятия и в концепции законопроекта, одобренной в конце февраля правительством, говорит он. Эффективная ставка не упоминается и в одной из последних версий законопроекта, которая есть в распоряжении “Ведомостей”.

Это была одна из идей, говорит собеседник “Ведомостей”, но не главная. Главное — защитить интересы и кредиторов, и вкладчиков в сфере потребительского кредитования, а это, по его мнению, может быть реализовано и без раскрытия эффективной ставки. Он не исключил возвращения к этому вопросу при доработке законопроекта в Думе. Если документ пройдет согласование в установленный 10-дневный срок, он может быть внесен в Думу в начале апреля, полагает чиновник.

Законопроект впервые вводит понятие “потребительский кредит”. Он предполагает, что банки обязаны будут указывать в договоре все комиссии с пояснениями, за что они взимаются, и общую сумму, которую в итоге должен будет выплатить заемщик. Комиссии должны перечисляться и в графике платежей. Брать штрафы или комиссии за досрочное погашение кредита будет запрещено. Более того, если в течение 14 дней после оформления кредита заемщик передумает и решит им не пользоваться, он сможет вернуть его, как и обычный товар, заплатив лишь набежавшие за это время проценты. Правда, при возврате крупных (размер еще не определен) кредитов заемщик должен будет компенсировать банку административные издержки, связанные с его оформлением.

Исчезновение из законопроекта понятия эффективной ставки удивило Медведева. “Только сравнивая такие ставки, потребители смогут принять решение [где лучше брать кредит]”, — уверен он.

Сравнивать условия уже можно, возражает зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов: “И так все больше банков из-за высокой конкуренции вынуждены делать условия кредитования более прозрачными и раскрывать реальные ставки”. Потребителям главное — знать не эффективную ставку, а общую сумму, которую он должен будет выплатить, а раскрывать ее закон обязывает, говорит главный исполнительный директор группы “Ренессанс Капитал потребительское кредитование” Андрей Мовчан. Банк “Ренессанс Капитал” вообще не указывает процентную ставку, предоставляя клиентам лишь график выплат.

Банкам все равно придется раскрыть эффективные ставки, напоминает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев: с 1 июля вступает в силу инструкция ЦБ, которая обяжет банки при включении кредита в портфель однородных ссуд сообщать заемщику эффективную ставку. Избежать этого можно, только создавая резервы на каждый из кредитов отдельно, что слишком трудоемко. В день можно успеть создать резервы лишь на несколько кредитов, говорит Торхов.

Опрошенные “Ведомостями” банкиры готовы раскрыть реальную ставку, но отмечают, что в инструкции ЦБ многое им непонятно. Как учесть штрафы, если заемщик может выплачивать все аккуратно, или плату за выпуск карты, которая осуществляется не за счет заемных средств, приводит примеры Торхов, а Воробьев не знает, как заранее просчитать эффективную ставку по кредиткам с плавающей ставкой.

Недвижимость

"Росинтер" продал "Ростик`с"
Yum!Brands приобрела брэнд сети ресторанов
 
Основатель "Росинтера" Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко продал свой самый успешный ресторанный брэнд "Ростик`c". Как удалось выяснить Ъ, уже год марка принадлежит американской компании Yum!Brands, совместно с "Росинтером" развивающей сеть "Ростик`c-KFC". Брэнд "Ростик`c" обошелся Yum!Brands в $15 млн, а через пять-семь лет она может выкупить и одноименную сеть ресторанов.

 


В ноябре 2005 года "Росинтер" стал российским франчайзи Yum!Brands, а рестораны "Ростик`с" были переименованы в "Ростик`с-KFC". По условиям соглашения "Росинтер" должен был открыть более 300 ресторанов "Ростик`с-KFC" в течение пяти лет, вложив в развитие сети около $100 млн. $30 млн из них должен был потратить Yum!Brands, который за это получает роялти в 6% годового оборота сети. Этим сотрудничество "Росинтер" и Yum!Brands не ограничилось. 24 марта 2006 года Yum!Brands и Rostik`s Restaurant Ltd подписали соглашение, согласно которому американская компания приобрела права на "марку 'Ростик`с' и связанную с ней интеллектуальную собственность", говорится в материалах Yum!Brands, поданных в конце февраля в комиссию по ценным бумагам США. Сумма сделки составила $15 млн. PR-директор "Росинтера" Валерия Силина подтвердила факт сделки. В материалах Yum!Brands также говорится, что соглашение включает опцион на покупку американской компанией действующих ресторанов "Ростик`с", который может быть исполнен "между пятым и седьмым годами" действия соглашения. "Действительно, соглашением предусмотрено, что по истечении пятилетнего срока, между 2011 и 2013 годом, стороны имеют обоюдный опцион на приобретение или продажу бизнеса 'Ростик`c-KFC', обусловленную выполнением определенных соглашений, которые носят конфиденциальный характер. Есть и третья возможность: остаться в рамках существующего сотрудничества",– уточнила госпожа Силина.

ОАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" владеет около 250 ресторанов в России, из них на конец 2006 года 113 работали под маркой "Ростик`с-KFC". Также развивает сети "IL Патио", "Планета Суши" и "Мока Лока" и является франчайзи T.G.I.Friday`s и Benihana of Tokyo. Владельцем холдинга считается основатель Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко. Оборот в 2006 году – около $205 млн.

Yum!Brands управляет 34 тыс. ресторанов по всему миру под брэндами KFC, Pizza Hut, Taco Bell и др. Выручка в 2006 году – $9,44 млрд, EBITDA – $1,83 млрд, чистая прибыль – $2,25 млрд. 81% акций принадлежат институциональным инвесторам и фондам, крупнейшие акционеры – Southeastern Asset Management – 8,5%, Harris Associates – 6,67%, Marsico Capital Management – 5,80% и Capital Research and Management Company – 4,33%. Капитализация на 29 марта – $15,40 млрд.
Партнер маркетинговой компании Yourbrand Олег Иванов считает, что Yum!Brands сделала удачное приобретение: "Перспективы брэнда 'Ростик`с' стали неясны после подписания франчайзингового соглашения с KFC. Зато теперь Yum! может сама решать, сохранить ли известный на российском рынке брэнд или ребрэндировать сеть 'Росинтера': ведь права на марку принадлежат американской компании". А "Росинтер" выручил за брэнд "Ростик`c" немного, констатирует совладелец ресторанного холдинга "Арпиком" Михаил Зельман. "Я бы продавал такую марку в несколько раз дороже",– говорит он.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова