Обзор ежедневных газет

02 марта 2007

Экономика и политика

Недружелюбие россиян к иностранцам и “ненадежная” работа правоохранительных органов оказались самыми сильными недостатками страны с точки зрения развития международного туризма. Таков результат рейтинга туристической конкурентоспособности, впервые подготовленного World Economic Forum. Но наши туроператоры в первую очередь жалуются на нехватку гостиничных мест, подходящих для иностранцев, пишет газета «Ведомости» в материале «Неприветливая Россия».

“За последние 50 лет туризм стал одной из основных мировых индустрий и не может далее оставаться без анализа со стороны WEF”, — говорится в докладе Travel & Tourism Competitiveness Report. С 1950 по 2004 г. мировые доходы от туризма выросли в сотни раз — с $2,1 млрд до $622,7 млрд. К 2006 г. сектор туризма и путешествий обеспечил до 10,3% мирового ВВП, в индустрии было занято 234 млн человек, или 8,2% всего работоспособного населения земли. А новый индекс конкурентоспособности туриндустрии 124 стран нужен, чтобы “измерить факторы, влияющие на привлекательность сектора в разных странах для развития и инвестиций”.

По версии WEF таких факторов 13 и они подразделяются на три блока: госрегулирование и законодательство (Россия заняла 100-е место из 124 возможных), инфраструктура и условия ведения бизнеса (49-е) и общество и культурное наследие (65-е).

В общем рейтинге стран победу одержала Швейцария, 2-е и 3-е место заняли Австрия и Германия, а России досталось лишь 68-е место. Более привлекательными для туристов оказались некоторые наши соседи — Латвия (53-е), Литва (51-е) и Грузия (66-е), но Украина и азиатские республики бывшего СССР оказались позади России.

Преимуществ у нашей страны нашлось немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1-е место), хорошее школьное образование, число врачей на единицу площади (4-е место), количество и доступность внутренних авиаперевозок (6-е). Неплохо на общем фоне обстоят дела с железнодорожным транспортом (30-е), ценами на топливо (30-е) и наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35-е).

Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов — тут у страны лишь 120-е место. Правда, президент “КМП-групп” Владимир Канторович утверждает, что “никаких существенных проблем с силами правопорядка нет”, а столь низкий результат склонен объяснять отношением к людям. “В европейских аэропортах полицейский после проверки вернет вам паспорт с улыбкой и скажет: "Добро пожаловать". Как, интересно, должны реагировать иностранцы на хмурые лица наших таможенников или на патрульных, которые ходят, помахивая резиновыми дубинками?” — рассуждает он. Но представитель департамента охраны общественного порядка МВД России Юлия Иванова уверяет, что министерство ориентирует сотрудников вести себя доброжелательно и вежливо по отношению ко всем, в том числе к иностранным туристам.

Правда, и отношение обычных россиян к приезжим не отличается доброжелательностью: по этому критерию страна оказалась лишь на 119-м месте. Оценке экспертов WEF можно доверять, говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, после 70 лет железного занавеса неудивительно, что часть россиян по-прежнему относится к туристам как к потенциальным шпионам. Но старая советская ксенофобия и шпиономания по мере трансформации общества уходят, констатирует эксперт.

Невысокое 104-е место страна получила за въездной режим. “Основу турпотока иностранных туристов в Россию составляют европейцы, обладающие свободой передвижения по Евросоюзу. Для них прохождение визовых формальностей неприятно”, — говорит Леонид Исакович, генеральный директор туркомпании “Академсервис”. “Проблема в цене, — продолжает Канторович. — Например, россиянину израильская виза обойдется всего в $17, а для израильтянина, желающего посетить Россию, — от $90 до $500 в зависимости от срока ее получения”. “Новое миграционное законодательство предполагает регистрацию всех иностранцев, что чревато бюрократическими проволочками. Как же быть интуристу (он проходит регистрацию в гостинице), который останавливается всего на ночь?” — жалуется владелец крупной турфирмы Санкт-Петербурга.

По качеству дорог Россия заняла 103-е место из 124. И турфирмы, специализирующиеся на приеме иностранцев, согласны с такой оценкой. “Федеральная трасса Москва — Санкт-Петербург в районе Новгорода — вообще колея. Ехать поездом — не альтернатива: за последние два года цена выросла с $60 до $200 (за 1-й класс)”, — говорит Марина Левченко, гендиректор “Тари-тур”. “Из-за пробок иностранцы часто опаздывают в театр, на экскурсию или ужин, вот и жалуются”, — добавляет Канторович

Недвижимость

Петербург равняется на «Москва-Сити»
Появились претенденты на реализацию проекта «Газпром-Сити»

Вчера завершился прием заявок от претендентов на участие в конкурсе на проектирование и строительство административно-делового центра "Газпром-Сити" в Санкт-Петербурге. Заявки подали 12 компаний. Из них 16 марта будут отобраны семь, которые и примут участие в конкурсе.  Эксперты уже сейчас называют четырех потенциальных победителей, из которых только одна компания – российская, пишет «Бизнес».

Проект "Газпром-Сити" предполагает строительство административно-делового центра на 71 га общей площадью 300 тыс. кв. м и с объемом инвестиций 60 млрд. руб. в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Доминантой будущего делового центра должен стать 300-метровый небоскреб. Полностью строительство "Газпром-Сити" планируется завершить к 2016 году. Этот проект уже не раз вызывал протесты со стороны общественности, касающиеся главным образом нарушения так называемого высотного регламента, по которому ни одно здание в центре города не может быть выше 48 метров. Вопрос о высоте здания пока окончательно не решен. Тем не менее вчера прессслужба ООО "Газпромнефтьинвест" (инвестор и заказчик строительства, дочернее предприятие ОАО "Газпромнефть") сообщила, что завершен прием заявок на участие в строительстве "Газпром-Сити". Среди 12 претендентов немецкая Hyder Consulting, английская Bovis Lend Lease, турецкая Enka, австрийская Strabag AG, итальянская Torno Internazionale SPA, компания Arabtec Construction из ОАЭ. Заявки подали и российские Mirax Construction, ЗАО "М-Индустрия", УК "Строительный холдинг "Эталон-ЛенспецСМУ"". Пожелали участвовать в конкурсе также индийские и китайские строители.

Как сообщили "Бизнесу" в пресс-службе "Газпромнефтьинвест", на специальной комиссии 16 марта будут отобраны семь претендентов, которых и допустят к участию в конкурсе. К ним в числе прочих предъявляются следующие требования: средний годовой объем работ по проектированию и строительству за последние пять лет должен составлять не менее $230 млн. Кроме того, компания должна показать, что имеет в наличии собственные или привлеченные оборотные средства для начала работ в размере как минимум $20 млн.

Эксперты до объявления официальных итогов конкурса неохотно комментируют ситуацию. По мнению одного из консультантов проекта, "Газпром-Сити" уникален не только высотным строительством, но и подземным. Поэтому претендентам предъявляются два жестких требования: опыт проектирования и строительства высотных зданий в России и финансовая прочность. "Учитывая это, российские компании, за исключением Mirax, могут стать неконкурентоспособными",- отметил собеседник "Бизнеса".
По его словам, наибольшие шансы пройти предквалификационный отбор есть у Bovis Lend Lease, Strabag AG, Enka и Mirax Construction. Кстати, все эти компании участвуют в строительстве ММДЦ "Москва-Сити". "Интересно, что из 71 га, планируемого под застройку, в ведении "Газпрома" находится только 11. Остальные земли надо будет получать у города или выкупать у частных собственников. Стоимость земли в районе "Газпром-Сити" - $500- 800 за 1 кв. м",- добавил эксперт.

Строители смирились с дольщиками
Застройщики начали привыкать к новым требованиям по долевому строительству

Застройщики начали привыкать к новым требованиям по долевому строительству. Вчера компания "Новая площадь", реализующая три жилищных проекта в Подмосковье на 1,5 млн. кв. м, заявила о том, что одной из первых зарегистрировала договоры с дольщиками в соответствии с новым законодательством, пишет «Бизнес».

Принятый в 2005 году закон о долевом строительстве наделал много шума на жилищном рынке. Одной из главных проблем для участников рынка стала солидарная ответственность банков за срыв строительства, что лишило застройщиков возможности привлекать кредиты.

Спустя год депутаты, спохватившись, поправили закон и упростили процедуру выдачи заемных средств. В то же время новый закон обязывает застройщиков регистрировать в Федеральной регистрационной службе договоры долевого участия инвесторов по каждому проекту. Некоторые компании такая процедура не смущает.

Вчера "Новая площадь" объявила о том, что одной из первых стала применять на практике механизмы нового закона о долевом строительстве. По словам заместителя гендиректора компании Евгения Фетисова, по новым правилам будет построено свыше 1 млн. кв. м жилья. Самым крупным проектом "Новой площади" стало строительство микрорайона "Солнцеград" в Балашихе. В самой компании общий объем инвестиций в проект оценивают в $1 млрд., а доходность- в 30%.

"Чтобы оформить все необходимые документы по проектам, потребовалось больше года,- говорит гендиректор "Новой площади" Денис Семыкин.- Раньше законодательство фактически позволяло привлекать средства на один объект у десятка разных инвесторов, что открывало невероятный простор для мошенничества.

Теперь это исключено - договоры долевого участия заранее регистрируются как сделки с недвижимостью. Другой вопрос, что во время регистрации всех необходимых документов работать над реализацией проектов было затруднительно". Однако, по его словам, процесс регистрации позволил привлечь банковские кредиты в размере $30млн. "Работать теперь будет значительно проще",- радуется гендиректор. В компании надеются, что обязательная регистрация договоров долевого участия упростит отношения с инвесторами."На первых этапах строительства, когда риск выше, привлекаются частные инвестиции. По мере снижения рисков к инвестированию подключаются более консервативные структуры, например банки",- поясняет Фетисов. 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова