Обзор ежедневных газет

20 февраля 2007

Экономика и политика

В Совете Федерации прошло нулевое чтение трехлетнего проекта бюджета на 2008-2010 гг. Сенаторы выдвинули 36 пожеланий, большинство из них замминистра финансов Татьяна Голикова не обещает выполнить, пишет газета «Ведомости» в материале «Попросили обо всем».
 
За месяц до обсуждения трехлетнего финансового плана на заседании правительства чиновники организовали нулевое чтение проекта в обеих палатах парламента. В начале февраля руководители фракции “Единая Россия” выдвинули министрам финансов и экономразвития несколько требований: увеличить финансирование инфраструктурных объектов, ускорить повышение зарплат (с 2008 г. минимальная оплата труда, согласно их пожеланиям, должна достичь прожиточного минимума) и пенсий (до 40% заработка). Еще они настаивали на том, что утверждать федеральные целевые программы должна Госдума. Алексей Кудрин и Герман Греф согласились лишь увеличить расходы на авиа- и судостроение.

Замминистра финансов Татьяна Голикова предупредила сенаторов, что доходы бюджета могут оказаться ниже запланированных. Ведь Минэкономразвития снизило прогноз цены нефти в 2007-2008 гг (см. статью на стр. А1).

Это не уменьшило количество претензий сенаторов к трехлетнему плану. Они оказались похожими на требования думцев — большинство из них имеет социальную направленность. Спикер верхней палаты Сергей Миронов потребовал не менее чем вдвое повысить размер базовой части пенсии, увеличить финансирование муниципальных образований, культурных объектов, инвалидов, военнослужащих, освободить от НДС импортное оборудование, аналогов которого нет в России, обеспечить за счет госкредитов жильем молодые семьи. “Родился первый ребенок — списали 20% кредита, родился второй — списали 50%, а третий — весь простили”, — мечтал Миронов.

В списке пожеланий сенаторов также разработка и принятие концепции по использованию средств стабфонда. Губернаторы поддержали Миронова. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов напомнил чиновникам о колоссальных “скрытых обязательствах” — затратах на капремонт и дорожное строительство. Председатель комитета Госсовета Удмуртии Сергей Сорокин тоже просил субсидий на капремонт ветхого жилья. Голикова напомнила ему о ФЦП “Жилище” и нацпроекте “Доступное жилье”. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко просил построить в регионе транспортные развязки (8 млрд руб.): “Все дороги скоро превратятся в пробки”. Председатель костромской думы Андрей Бычков тоже ратовал за увеличение финансирования дорог, так как без федеральной помощи они “развалятся”. Голикова рассказала, что на модернизацию транспортной системы и так в 2007 г. выделено 35 млрд руб., а за трехлетие — 70-80 млрд руб. Еще Бычков просил Голикову поделиться НДС с муниципальными образованиями. “Не получится, — отвечала замминистра.- НДС — очень плохой налог, он построен на системе возмещения, что не дает возможности нормально его администрировать”. А губернатор Смоленской области Виктор Маслов сказал, что милиция должна быть переведена на баланс федерального бюджета.

Если правительство пойдет навстречу всем пожеланиям, то трехлетний бюджет может остаться без профицита, полагает Владимир Тихомиров из “Уралсиба”. Только удвоение зарплат и пенсий увеличит расходы на 5-10% ежегодно, подсчитывает Тихомиров.

Недвижимость

Skanska покинет Россию
Шведские строители решили больше не рисковать

Рискованность вложений в российский рынок недвижимости на собственном опыте почувствовала шведская Skanska. Получив многомиллионные убытки, строительный холдинг в этом году свернет свою деятельность в России, пишут "ВедомостИ".

Об уходе Skanska из России участники рынка заговорили еще несколько лет назад. Причиной этого послужили “управленческие ошибки руководства компании в конце 1990-х — начале 2000-х гг.”, рассказывал весной прошлого года бывший сотрудник “Петербургстрой-Skanska”. “Вместо того чтобы скупать земельные участки и проекты, как это делали конкуренты, она тратила деньги на слишком большой штат сотрудников, — вспоминал он. — Компания не могла принимать быстрые решения и в результате прошлогоднего кризиса на рынке жилищного строительства в Санкт-Петербурге не реализовала 35-50% квартир и понесла серьезные убытки”. Тогда руководство Skanska категорически опровергало информацию о своем уходе с российского рынка. Но уже летом 2006 г. шведы продали московское подразделение Skanska Olson, которое специализировалось на коммерческой недвижимости. Покупателем стала ИПГ “Евразия”, которой эта сделка, по оценкам участников рынка, обошлась не более чем в $5 млн. Но и тогда в Skanska объясняли эту продажу желанием сконцентрироваться на жилищном строительстве. Источник, знакомый с ситуацией, рассказывает, что большую часть своих питерских активов Skanska продала или передала в управление московской компании “АТ-Альянс”. Сумма сделки, по его словам, $25-50 млн.

На днях Skanska официально объявила о своем уходе. Пресс-секретарь компании Петер Гимбе уточнил, что решение было принято еще в 2003 г. в рамках стратегии по уходу с неперспективных рынков, к которым относится и Россия. Миноритарных акционеров в известность об этом решении руководство Skanska почему-то не поставило, негодует бывший первый замгендиректора и совладелец “Петербургстрой-Skanska” Валерий Гутовский. Свое решение об уходе Гимбе объясняет тем, что компания “потеряла в России по меньшей мере несколько десятков миллионов шведских крон (10 млн шведских крон = $1,4 млн). Еще одна причина, по его словам, — “у компании очень высокие стандарты безопасности труда, этики ведения бизнеса и мы против коррупции”. “В России же немногие клиенты готовы платить за соблюдение нами этих стандартов”, — добавляет он.

Дома встанут на рельсы
Московская мэрия и РЖД хотят застроить 30 участков около железнодорожных путей

 
Столичные власти и РЖД решили не ограничиваться застройкой земель около Киевского вокзала. Как стало известно Ъ, помимо этого участка мэрия и ведомство решили застроить еще 29 участков около железнодорожных путей. В конце 2007 года партнеры начнут искать соинвесторов для 17 площадок общей площадью более тысячи гектар, пишет "КоммерсантЪ".

В 2007 году должна быть утверждена градостроительная документация по 17 участкам в Москве, находящимся в ведении РЖД, рассказал Ъ первый замруководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский. Это "грузовые дворы" пяти московских вокзалов: Киевского, Ленинградского, Рижского, Белорусского, Савеловского. Также планируется застроить "грузовой двор" станции Северянин Ярославского направления, всю станцию Лосиноостровская, перегоны на Белорусском и Рязанском направлениях, а также участок под создание пересадочного узла в районе железнодорожной станции Фили. Кроме того, застройка планируется на территории промзоны "Братцево", "Калошино" и пяти участках промзоны "Серп и Молот".

Точная площадь этих участков неизвестна, самые крупные из них – промзоны "Калошино" (507 га) и "Серп и Молот" (560 га). Сейчас координационный совет, в который входят представители РЖД и правительства Москвы, занимается разработкой концепции застройки этих участков. По словам господина Королевского, концепции будут готовы к концу этого года. Концепции еще 13 участков РЖД, по его словам, планируется утвердить к концу 2008 года.

Кто станет инвестором освоения территорий, по словам господина Королевского, будет решать РЖД. В пресс-службе РЖД затруднились сказать, каким образом будут привлекать соинвесторов и планируется ли проводить инвестиционные конкурсы, заявив, что это "преждевременный вопрос". Скорее всего, часть участков получит дочерняя структура РЖД – "Желдорипотека", которая была создана в 2001 году и занимается в основном строительством недвижимости для нужд РЖД, предполагают несколько участников рынка недвижимости.

Среди частных компаний пока о своих планах по застройке земель монополиста заявили три компании. Mirax Group претендует на участок за Киевским вокзалом площадью 45 га, где она готова построить более 1 млн кв. м офисных и торгово-развлекательных помещений. Компания "Рескор" летом прошлого года заявила о намерениях инвестировать $100-120 млн в проекты строительства трех жилых комплексов в рамках соглашения с дочерней структурой РЖД "Желдорипотека", не называя точное местоположение участков. "Кузнецкий мост Девелопмент" планирует осваивать один из участков промзоны "Серп и Молот" площадью 9,4 га, где планируется построить 370 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Последний проект уже согласован с департаментом имущества, который согласился передать "Кузнецкому мосту" часть акций владельца участка, который предполагается застроить. А два остальных проекта, по словам господина Королевского, еще полностью не одобрены городом. Член правления Mirax Group Максим Темников заявил Ъ, что компания по-прежнему рассчитывает заключить договор с городом и РЖД, а президент "Рескора" Сергей Лупашко от комментариев воздержался.

Минводы построят спутник
Построить новый микрорайон Южный администрация Минеральных Вод решила на территории 500 га

Власти Минеральных Вод (Ставропольский край) намерены предложить альтернативу наемным сотрудникам из богатых добывающих регионов, активно инвестирующих в жилье московского региона и южных курортных городов. За десять лет местные власти планируют построить городспутник, сопоставимый по населению с подмосковным Подольском. Масштабный проект обойдется мэрии и инвесторам в $400 млн, пишет"Бизнес". 

Построить новый микрорайон Южный администрация Минеральных Вод решила на территории 500 га, отделенной от города федеральной автотрассой "Кавказ" (М-29). Еще в прошлом году этот участок был выставлен на аукцион, победителем которого стала компания "Стройинвест ТМ". По словам гендиректора компании Александра Чеботарева, в конце января был завершен план микрорайона Южный. Строительство первых домов начнется в мае, а через год они будут сданы в эксплуатацию. "Это очень крупный проект для города и всего Ставропольского края. За десять лет планируется создать около 1 млн кв. м жилья для 170 тыс. человек (сейчас в городе проживают около 75 тыс. человек.- "Бизнес")",- отметил мэр Минеральных Вод Константин Гамаюнов. По подсчетам вице-президента компании Blackwood Михаила Геца, площадь 1 млн кв. м - это около 20 тыс. квартир.

Ни в мэрии, ни в "Стройинвесте ТМ" не называют общую сумму инвестиций. Однако, по оценкам главы региональных проектов Vesco Group Станислава Грипаса, объем необходимых средств составит около $400 млн. Инициаторы проекта признаются, что без привлечения сторонних инвесторов сложно застроить жильем огромную территорию. "Сейчас идет активный поиск иностранных инвесторов,- говорит мэр города.- Во время недавнего телемоста с генсеком Китайской ассоциации индустриального развития и планирования за рубежом Фань Чуньюном мы предложили бизнесменам из Китая принять участие в застройке территории.

Кроме того, проект будет представлен на выставке MIPIM2007, которая пройдет в марте в Канне". Однако участники рынка считают, что привлечь в масштабный проект иностранных партнеров будет непросто.

"Непрозрачность региональных рынков недвижимости вряд ли повысит инвестиционную привлекательность данного проекта,- считает Станислав Грипас.- Учитывая неудачную попытку корейской нефтедобывающей компании "Эльдорадо" реализовать собственный проект по недвижимости в Сочи, перспектива участия иностранцев в застройке Минеральных Вод выглядит весьма неопределенно".

По заявлениям мэра Минеральных Вод, стоимость квадратного метра в новом микрорайоне не превысит 20 тыс

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова