Обзор ежедневных газет

14 февраля 2007

Экономика и политика

Гигантская инвестиционная программа РАО “ЕЭС России” подорожала еще на 50%. К 2010 г. энергохолдинг хочет потратить $118 млрд. Эксперты считают эти планы невыполнимыми, пишет газета «Ведомости» в материале «$118 млрд для Чубайса».

О том, что в энергетику страны до 2010 г. надо вложить 2,1 трлн руб., РАО “ЕЭС России” объявило прошлым летом. На эти деньги компания планировала, в частности, построить новые энергоблоки мощностью 23 ГВт. Но теперь аппетиты РАО выросли. Правление холдинга увеличило стоимость инвестпрограммы на 48% — до 3,1 трлн руб., объявил вчера предправления РАО Анатолий Чубайс. А план ввода мощностей вырос до 40,9 ГВт.

Пересчитать программу РАО заставил резкий рост энергопотребления. В 2006 г. оно выросло на 4,2%, а до 2010 г. каждый год будет увеличиваться еще на 5%, прогнозирует РАО. Если энергетики не выполнят план, то станут “тормозом роста экономики”, объяснял Чубайс. Чтобы выполнить программу, в ближайшие четыре года надо вводить больше 10 ГВт в год. В 2006 г. в России было построено 1,6 ГВт, в Китае — 102 ГВт. А рекорд, установленный в СССР в 1985 г., — 8,9 ГВт, говорит Чубайс.

Сейчас вводить больше 10 ГВт в год невозможно, говорит вице-президент инвестбанка “Траст” Андрей Зубков: отечественные заводы не смогут быстро увеличить выпуск турбин, генераторов и другого оборудования. Не стоит надеяться и на зарубежных производителей, перегруженных заказами, предупреждает Зубков. Сомневаются эксперты и в возможности энергокомпаний привлечь $117,6 млрд. Но в РАО уверены, что справятся. Генерирующие компании (ОГК и ТГК) в основном будут привлекать частный капитал. А ФСК, “ГидроОГК” и “Системный оператор”, контроль в которых сохранит государство, рассчитывают на помощь госбюджета, в том числе из денег, вырученных правительством от продажи государственных пакетов в ОГК и ТГК.

Только от продажи допэмиссий акций 15 генерирующих компаний в 2007 г. можно привлечь $15 млрд, прогнозирует Чубайс. Всего, по его подсчетам, в этом году в энергетику надо вложить не менее $20 млрд, втрое больше, чем в 2006 г. Зубков сомневается, что РАО удастся провести за год 15 IPO: рынок вряд ли переварит такое предложение бумаг энергокомпаний. Чиновник Минэкономразвития тоже не верит, что РАО сможет собрать 3 трлн руб. за четыре года. Кроме того, есть риск, что менеджмент уже частных ОГК и ТГК пересмотрит их инвестиционные программы, добавляет он. Чтобы этого не произошло, РАО должно заключать соглашения с инвесторами о выполнении инвестпрограмм, советует чиновник: если программу сорвут, то правопреемник РАО, например ФСК, должен иметь возможность выкупить у “виноватого” инвестора его долю в энергокомпании.

Недвижимость

“Пятерочка” споткнулась о франчайзи
X5 Retail Group хочет открывать в регионах собственные универсамы

С начала года X5 Retail Group преследуют проблемы с франчайзи. Компания не нашла подходящего партнера в Нижнем Новгороде, попала в конфликтную ситуацию в Краснодаре, а теперь впервые в своей практике решила открывать по соседству с франчайзинговыми собственные “Пятерочки” в Самаре, так и не сумев договориться с владельцем франшизы о выкупе магазинов, пишет газета «Ведомости».

X5 Retail Group решила самостоятельно открывать магазины “Пятерочка” в Самаре, сообщил “Ведомостям” один из топ-менеджеров компании. По его словам, X5 длительное время вела со своим партнером — ООО “Агроторг-Самара” — переговоры о выкупе всех 46 универсамов сети, но стороны не сходились в цене, а затем акционеры “Агроторга” и вовсе передумали продавать магазины. Это подтверждает и гендиректор самарского филиала сети “Перекресток” Владимир Рыжков. Директор по коммуникациям X5 Retail Group Геннадий Фролов подтвердил, что компания приняла решение о самостоятельном выходе с “Пятерочками” в Самаре. “Наши договорные отношения с партнером по франчайзи не препятствуют развитию собственной сети, Самара — интересный для нас регион, и собственные магазины только укрепят позиции группы”, — отметил Фролов. Связаться с представителями “Агроторг-Самара” вчера не удалось.

До сих пор собственных и франчайзинговых магазинов в одном городе X5 не открывала. В Москве, Петербурге и Екатеринбурге компания управляет “Пятерочками” сама, в других регионах сеть развивают партнеры. Смешение магазинов на одной территории до сих пор было в практике “Копейки”. “Но у нас в договоре прописано обязательство о неконкуренции: собственные и франчайзинговые магазины открывались в строго определенных территориальных границах. У "Пятерочки", насколько мне известно, таких ограничений нет”, — комментирует руководитель программы развития франчайзинга “Копейки” Андрей Кондратюкин. Впрочем, особых трудностей в работе сети это не вызовет, полагает он. “Скорее, могут пострадать франчайзи. Для X5 важны высокие темпы роста, ресурсов у компании достаточно, поэтому компания идет в перспективные регионы всеми способами”, — рассуждает Кондратюкин. Учитывая, что у компании есть собственные логистические и дистрибуционные ресурсы, а для преодоления административных барьеров достаточно кадров и финансов, вряд ли возникнут трудности с работой собственных “Пятерочек”, соглашается Рыжков. Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко полагает, что поводом для открытия собственных “Пятерочек” послужило получение девелоперским дивизионом X5 интересных помещений в Самаре.

Сейчас, по данным одного из бывших топ-менеджеров X5, отвечавших за франчайзинг, цена лицензии составляет около $1,5 млн и франчайзи сотрудничают с “Пятерочкой” с меньшей охотой. “Мы собираемся скорректировать политику в отношении франчайзи, приоритет для компании — открытие собственных магазинов. Мы продолжим сотрудничество лишь с наиболее эффективными региональными ритейлерами”, — прокомментировал Геннадий Фролов

Третий “Золотой Вавилон”
Австрийский фонд Immoeast планирует построить под этим брендом еще один комплекс площадью 143 000 кв. м

Купив два торговых центра “Золотой Вавилон”, австрийский фонд Immoeast планирует построить под этим брендом еще один комплекс площадью 143 000 кв. м на пересечении Рябиновой и Верейской улиц. Партнером австрийцев будет зампред правления банка “Славянский кредит” Паата Гамгонеишвили. По оценке участников рынка, на эти цели компании придется потратить не менее $150 млн, пишет газета «Ведомости».

Австрийский фонд Immoeast долгое время инвестировал в российский рынок недвижимости через компании Eastern Property Holdings и Fleming Family & Partners, будучи их миноритарным акционером. Летом 2006 г. компания приобрела у заместителя председателя правления банка “Славянский кредит” Пааты Гамгонеишвили 100% долей фирм Wakelin Promotion и “Крона Дизайн”, которые владели двумя московскими торговыми центрами “Золотой Вавилон” общей площадью около 58 000 кв. м. Участники рынка оценивали эту сделку примерно в $200 млн.

Но на этом отношения партнеров не прекратились. Сразу несколько представителей консалтинговых компаний сообщили “Ведомостям”, что Wakelin Promotion собирается построить до 2008 г. третий “Золотой Вавилон” площадью 143 000 кв. м на пересечении Рябиновой и Верейской улиц. Гамгонеишвили изначально планировал развивать “Золотой Вавилон” как сеть по примеру ГК “Время”, которая строит торговые комплексы под вывеской Park House, рассказывает один из них. Скорее всего структуры, близкие к Гамгонеишвили, будут помогать австрийскому фонду и в этом проекте. Собеседник “Ведомостей” напоминает, что партнеры на паритетных условиях будут строить торговый центр со сдаваемой площадью 240 000 кв. м на месте рынка “Ростокино”. Связаться с Гамгонеишвили и Immoeast вчера не удалось. Источник, близкий к австрийскому фонду, утверждает, что “проект находится в процессе, но говорить о нем еще рано”. По информации Jones Lang LaSalle, помимо торговой в этом проекте планируется также и офисная часть.

«Тинькофф» продал все
Сеть пивных ресторанов "Тинькофф" решила полностью избавиться от собственной недвижимости

Сеть пивных ресторанов "Тинькофф" решила полностью избавиться от собственной недвижимости, выставив на продажу свой ресторан в центре Сочи. В "Тинькофф" намерены выручить не меньше $10 млн. и инвестировать их в открытие пяти ресторанов в других городах. Потенциальным покупателем объекта может стать партнер компании УК "Тройка Диалог".

Как рассказал "Бизнесу" директор департамента региональных проектов Vesco Group Станислав Грипас, "Тинькофф" выставил на продажу трехэтажный ресторан на участке девять соток на ул. Приморской.

Площадь объекта составляет 2175 кв. м. "По предварительным оценкам продажа помещения позволит компании выручить около $10 млн.",- сообщил Грипас. Эту информацию подтвердил директор по развитию сети ресторанов "Тинькофф" Алексей Яценко. По его словам, такое решение было вызвано тем, что для развития бизнеса компании "выгоднее продать собственную недвижимость, нежели занимать деньги у банков".

Здание сочинского ресторана "Тинькофф" на сегодня оставалось единственным собственным активом компании, остальные сеть арендует. Всего в ее составе 10 собственных ресторанов и два работающих по франчайзингу (в Тольятти и Алма-Ате). Если удастся продать сочинский ресторан по заявленной цене, то компания сможет выручить почти в десять раз больше, чем было потрачено на строительство объекта. По подсчетам работающих в Сочи девелоперов, в 2002-2003 годах, когда и возводился ресторан, себестоимость строительства в городе без учета инфраструктуры составляла $450-500 за кв. м.

Яценко утверждает, что продажа здания ресторана в Сочи не означает, что "Тинькофф" сворачивает бизнес в возможной столице Олимпиады-2014. Компания намерена арендовать помещение у потенциального покупателя. На вырученные средства "Тинькофф" планирует проводить региональную экспансию. Первый на очереди - Краснодар, где сеть собирается арендовать помещение под ресторан. Кроме того, компания рассматривает возможность открытия ресторана в Санкт-Петербурге и Москве. Как заверил Яценко, на полученные от сочинского здания деньги можно будет открыть "как минимум пять ресторанов". В то же время Станислав Грипас утверждает, что "Тинькофф" ищет в Сочи и Красной Поляне подходящие помещения (от 1 тыс. до 2,5 тыс. кв. м) для аренды.

Девелопер заработает на долгах
Пробизнесбанк решил перепрофилировать один из своих активов

Как стало известно "Бизнесу", Пробизнесбанк решил перепрофилировать один из своих активов. Принадлежащая кредитному учреждению девелоперская компания "Пробизнес-билдинг" теперь займется предоставлением коллекторских услуг. Эксперты считают, что компания выбрала удачный момент для выхода на этот рынок.

"Пробизнес-билдинг" - дочерняя структура Пробизнесбанка.
Через нее банк инвестировал средства в строительство жилого комплекса "Николина Гора" на Рублево-Успенском шоссе на территории пансионата "Сосны", принадлежащего управлению делами президента. Всего комплекс насчитывает 112 квартир свободной планировки площадью от 90 кв. м до 192 кв. м. Общая площадь около 16 тыс. кв. м. По оценкам риэлтеров, продажная стоимость жилья в этом комплексе достигает $7 тыс. за "квадрат".

Теперь, как сообщили "Бизнесу" сразу несколько источников, "Пробизнес-билдинг" выходит из этого бизнеса. По их словам, в компании произошли структурные изменения, связанные с выходом из уставного капитала Пробизнесбанка. Эта сделка была зарегистрирована Федеральной службой по финансовым рынкам еще в конце января. Начальник управления рекламы и связей с общественностью Пробизнесбанка Григорий Галицких подтвердил факт существенного изменения в структуре уставного фонда. Однако он заявил, что Пробизнесбанк не собирается полностью сворачивать свою деятельность на рынке недвижимости: девелоперскими проектами теперь займется одна из структур, принадлежащая банку. "Это вполне объяснимо. Даже несмотря на структурные изменения в компании, выход из такого привлекательного проекта, как "Николина Гора", был бы по меньшей мере нелогичен",- считает директор департамента продаж риэлтерского агентства IntermarkSavills Анжела Кузьмина.
По ее словам, сейчас, когда московский рынок недвижимости находится на пике роста рентабельности, напротив, многие банки не только активно развивают девелоперские проекты, но и добавляют в свои активы земельные участки.

Как сообщили в Пробизнесбанке, теперь на базе "Пробизнес-билдинга" будет создано коллекторское агентство. Такую трансформацию в банке объясняют тем, что "Пробизнес-билдинг" - уже действующее юридическое лицо со своей налоговой историей, что ускорит процесс запуска агентства. Опрошенные "Бизнесом" эксперты считают, что банк выбрал удачное время для выхода на рынок коллекторских услуг. "Этот сегмент активно развивается. Если в начале 2006 года в Москве было шесть коллекторских агентств,то сейчас их уже 50. А в США их 6 тыс.",- рассказали в Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса. По мнению директора по развитию коллекторского агентства ЮСБ Дмитрия Жданухина, главная проблема при выходе на рынок - это поиск клиентов, ведь крупные банки уже заключили договоры с коллекторами. Коллекторское агентство рентабельно, когда при 40 сотрудниках ежемесячно рассматривается 2 тыс. дел по невозврату долгов, каждое из которых "ценой" от $20 тыс. до $50 тыс. Кроме того, по словам Жданухина, сейчас в России только появляется практика выкупа долгов.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова