Обзор ежедневных газет

08 февраля 2007

Экономика и политика

Вслед за первым вице-премьром Дмитрием Медведевым с обстоятельным докладом перед депутатами Госдумы вчера выступил вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. Не ограничиваясь темой доклада ("О переоснащении вооруженных сил современными образцами вооружений"), он рассказал и об общих планах развития вооруженных сил, чем привел депутатов в некоторое замешательство. Ожидая, что гость выступит как один из преемников президента, парламентарии были явно удивлены демонстративно аполитичным докладом министра обороны, пишет газета «Коммерсантъ» в материале «Сергей Иванов выступил как преемник Дмитрия Медведева».

На утреннее заседание Госдума вчера собралась почти в полном составе. Столь высокую активность за эту сессию депутаты проявили лишь однажды – 24 января, когда в Думе выступал другой потенциальный преемник президента, первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Видимо, именно возможность сравнить двух преемников и заинтересовала парламентариев, хорошо помнящих первое выступление перед ними Сергея Иванова в качестве вице-премьера в начале 2006 года, которое, по мнению очевидцев, звучало почти как предвыборное.

Но господин Иванов этих ожиданий не оправдал и от политических вопросов вчера старательно уходил. Так, Анатолий Иванов ("Единая Россия"), предложив передислоцировать Черноморский флот из Севастополя в район Таманского полуострова, попутно сообщил господину Иванову:

– Вам, уважаемый Сергей Борисович, думаю, в скором времени придется этим заниматься на более высоком уровне, так как надеюсь, что президентом России станете вы!
Однако министр последней реплики как будто и не услышал, ответив, что сценарий решения вопроса с флотом может быть разным. Тогда Николай Кондратенко (КПРФ) напомнил гостю, что он не только министр, но и опытный чекист, а потому должен знать, разрушалась ли Советская армия "со злодейским умыслом". Но господин Иванов вновь обошелся без большой политики, скромно напомнив, что всю жизнь занимался внешней разведкой и не верит в теорию заговоров, а развал армии назвал следствием общего развала в государстве.

В конце концов депутаты поняли, что вывести вице-премьера на тему о его чекистском прошлом и президентском будущем вряд ли удастся, и сосредоточились на узкопрофильных темах. Тем более что в докладе министра политики тоже не было, а были в основном цифры. Для начала он сообщил, что рост экономики в 2002-2005 годах позволил России выйти на новый качественный уровень в оснащении вооруженных сил (ВС). Так, в бюджете 2001 года по статье "Национальная оборона" было выделено 214 млрд руб., а в 2007-м – 821 млрд.

– Как говорится, почувствуйте разницу! – рапортовал министр.– Причем с каждым годом все больше средств идет именно на развитие вооруженных сил, а не на их содержание, или, говоря попросту, проедание.

После этого господин Иванов обрисовал светлые перспективы дальнейшего развития ВС. В частности, в 2007 году военные получат 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических аппарата военного назначения, новыми или модернизированными образцами будут оснащены эскадрилья дальней авиации, 6 авиационных и 6 вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов. А в рамках госпрограммы до 2015 года будут приняты на вооружение более 50 грунтовых ракетных комплексов "Тополь-М" и 50 дальних стратегических бомбардировщиков.
Член фракции "Родина" ("Народная воля"–СЕПР–"Патриоты России") Виктор Алкснис, правда, попытался снова вырулить на политику, поинтересовавшись, почему испытательные запуски новой баллистической ракеты "Булава" происходят с борта атомной подлодки "Дмитрий Донской":

– Впервые в мировой практике запуски опытных образцов "Булавы" осуществляются с борта ядерного ракетоносца. Но мы же помним, чем закончилось это на "Курске"... Почему выбран такой путь, когда есть наземные старты?
– Наземных стартов для пуска межконтинентальных баллистических ракет морского базирования нет в природе! – отрезал министр, заверив, что повторения трагедии "Курска" ни в коем случае не произойдет.

Недвижимость

Пулково не вылетит из Петербурга
Аэропорт полностью отдадут городу
 
Государство отказалось от продажи на открытом аукционе петербургского аэропорта Пулково, четвертого в России по пассажиропотоку. Минэкономразвития начало подготовку проекта указа президента о передаче 100% его акций в собственность Петербурга. Таким образом, губернатору Валентине Матвиенко удалось убедить президента Владимира Путина отдать аэропорт городу. В обмен на это городские власти должны вложить в развитие актива до €900 млн и найти для него частного инвестора. Стать им уже готовы частные акционеры аэропортов Внуково и Толмачево, пишет газета «Ведомости».

Как рассказал Ъ Игорь Гречухин, директор департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития, на днях было принято принципиальное решение о судьбе аэропорта Пулково. По словам чиновника, федеральные власти отказались от прямой продажи аэропорта и не будут выставлять его на открытый аукцион. Такой вариант рассматривался с 2005 года, когда началось разделение госавиапредприятия "Пулково" на авиакомпанию и аэропорт. А в прошлом году чиновники обещали, что сделка по продаже аэропорта Пулково станет второй по размеру в этом бизнесе после продажи аэропорта Сочи в ноябре.

Однако вместо этого, рассказал Ъ господин Гречухин, 100% акций аэропорта Пулково после завершения его акционирования (оно должно произойти к 1 марта) будет передано в собственность мэрии Петербурга. В обмен власти города берут на себя обязательство вложить в развитие аэродромной и аэропортовой инфраструктуры Пулково €870-900 млн. Письмо с соответствующей положительной резолюцией Владимира Путина уже поступило в Минэкономразвития, и министерство начало подготовку проекта соответствующего указа президента.

То, что президент поддержал передачу 100% акций Пулково Петербургу, Ъ подтвердили вице-губернатор города Юрий Молчанов и советник директора аэропорта по развитию Виктор Конященков. Таким образом, губернатор Валентина Матвиенко, добивавшаяся хотя бы доли в Пулково, получила максимум. Аналогичным образом в 2003 году власти Москвы забрали из федеральной собственности более 60% акций ОАО "Аэропорт Внуково" – бумаги были переданы в счет компенсации расходов бюджета Москвы на осуществление столичных функций в размере 1,74 млрд руб. Петербургским властям пришлось взять на себя более существенные обязательства по развитию актива, который оценивается участниками рынка в $500 млн. Концепция формирования на базе Пулково крупного международного транзитного узла (хаба) с увеличением его пропускной способности до 22 млн пассажиров в год (по итогам 2006 года пассажиропоток составил чуть более 5 млн человек) оценивается примерно в 30 млрд руб.

"Это не означает, что развитие Пулково будут финансировать только из городского бюджета,– уточнил Игорь Гречухин.– Предполагается, что городские власти вместе с Минэкономразвития найдут частного инвестора, который в обмен на долю в капитале аэропорта будет готов вложить в него средства. Мэрии Петербурга с учетом знания местной специфики сделать это проще". Юрий Молчанов уточнил, что инвестиционный конкурс может быть проведен в течение года на основе недавно принятого городского закона "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах".

Шереметьево просится на биржу 
Замгендиректора Шереметьево Дмитрий Калинин считает, что подготовка к IPO сама по себе полезна для компании
 

Госаэропорт Шереметьево начал подготовку к первичному публичному размещению своих акций на фондовом рынке (IPO), сообщил вчера его гендиректор Михаил Василенко. Подготовка будет завершена в 2008 году, инвесторам может быть предложено от 25% акций. По оценке самого аэропорта, его нынешняя общая стоимость – $1,5-2 млрд. Если размещение одобрит госсобственник, Шереметьево может стать первым публичным аэропортом России. Участники рынка и эксперты считают, что IPO будет успешным, если менеджмент убедит инвесторов в перспективах развития и отсутствии политических рисков, пишет газета «Ведомости».

"Мы готовимся к выходу на IPO",– сообщил вчера на пресс-конференции Михаил Василенко, гендиректор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ, 100% акций – в госсобственности). В беседе с Ъ топ-менеджер уточнил, что технически компания будет готова к IPO в 2008 году. В частности, к этому времени аэропорт будет иметь аудированную финансовую отчетность в течение трех лет, необходимую для размещения, например, на Лондонской фондовой бирже. "Наши планы достаточно серьезны, однако окончательное решение будет принимать собственник,– уточнил господин Василенко.– IPO Шереметьево может быть необходимо для повышения инвестпривлекательности и в качестве подготовки к последующей полной продаже – в ходе IPO может быть сформирована справедливая рыночная оценка актива". По данным Ъ, менеджмент намерен предложить госсобственнику разместить от 25% акций.

В Минтрансе (глава министерства Игорь Левитин возглавляет совет директоров МАШ) Ъ сообщили, что планы менеджмента аэропорта поддерживают. В Минэкономразвития напомнили, что МАШ входит в список стратегических предприятий, утверждаемый президентом Владимиром Путиным, и в проект программы приватизации федерального имущества на 2008 год аэропорт включать не планируется. "Никаких решений по поводу IPO МАШ не принято, не готовится и не обсуждается,– сообщил Ъ директор департамента Минэкономразвития Игорь Гречухин.– Идея IPO Шереметьево может быть актуальна для обсуждения не ранее 2008 года, для реализации – 2009 года".

Замгендиректора МАШ по экономике и финансам Дмитрий Калинин отметил, что сама подготовка к IPO будет полезной для повышения эффективности бизнеса компании. В частности, в рамках этого процесса планируется урегулировать с госсобственником отношения по поводу использования федерального аэродромного имущества и не исключается реструктуризация бизнеса – с докупкой или продажей активов.
Если IPO МАШ состоится, то Шереметьево может стать первым публичным аэропортом России. Сейчас ни один аэропорт России не торгуется ни на российских, ни на зарубежных площадках. По оценкам самого МАШ, его нынешняя рыночная капитализация – $1,5-2 млрд. Консолидированная выручка по МСФО в 2005 году – 17,6 млрд руб., чистая прибыль – 679 млн руб., показатель EBITDA не раскрывается, объем краткосрочной задолженности по кредитам на 31 декабря 2005 года – 839 млн руб. Для сравнения, аэропорт Сочи с ежегодным пассажиропотоком более 1 млн человек был куплен в прошлом году структурой Олега Дерипаски за $207 млн, что участники рынка сочли завышенным. Это в семь раз ниже анонсированной стоимости МАШ, его же пассажиропоток в 12 раз выше, чем в Сочи.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова