Обзор ежедневных газет

07 февраля 2007

Экономика и политика

Самый большой подарок к пятнадцатилетнему юбилею Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) тем, кого раньше называли олигархами, преподнес президент Владимир Путин. Впервые с лета 2004 года он пригласил их на встречу в Кремль одних, без представителей других бизнес-объединений. Впрочем, главная тема встречи -- переориентация сырьевого экспорта на экспорт продукции высокой переработки -- действительно ближе крупному бизнесу, чем среднему или малому. В обмен на заявленную готовность проводить масштабные инвестиции в промышленность и способствовать повышению качества экономического роста бизнесмены получили призрачную надежду на дальнейшее снижение налогов и твердые заверения в незыблемости президентского курса после возможной смены президента в 2008 году, пишет газета «Время новостей» в материале «Работать с переработкой».

Вопрос о новых обвинениях некогда влиятельному члену РСПП Михаилу Ходорковскому на вчерашней встрече с главой государства, естественно, никто не поднимал. Однако, признался президент РСПП Александр Шохин, в закрытой части встречи речь об опасениях относительно общей благоприятности инвестиционного климата в России все-таки шла. Но решился поднять этот вопрос не кто-то из бизнесменов, а сам президент. По словам г-на Шохина, Владимир Путин заявил собравшимся, что гарантирует преемственность президентского курса независимо от конкретной персоналии нового главы государства, так что они могут спокойно думать о долгосрочных масштабных вложениях. Перемен в экономическом курсе ждать не следует.

Президент выразил большую озабоченность сырьевым перекосом в отечественной экономике -- и, видимо, такую же озабоченность будет испытывать следующий глава государства. «Надо учиться не только выгодно экспортировать сырую нефть, газ, руду, древесину -- надо перерабатывать природные ресурсы внутри страны и выходить на внешние рынки уже с полноценным, высокотехнологичным продуктом», -- заявил Путин. Россия уже занимает первое место в мире по производству газа, четвертое по производству электроэнергии и вполне может выйти на первое место по производству нефти. Правда, признался г-н Путин, он лично не уверен, что это нужно. При этом промышленность преимущественно выпускает продукцию низкой степени переработки. По словам президента, ее доля и в прошлые годы была слишком высока, а сейчас она еще больше выросла, и прежде всего в экспортной номенклатуре -- с 80% в 2000 году до 85% в 2005-м.

В ответе на вопрос, надо ли России уходить от сырьевой зависимости экономического развития, среди собравшихся в Екатерининском зале разногласий не было. «Знаю, что эта тенденция беспокоит бизнес-сообщество столь же серьезно, как и государство, -- отметил президент. -- Одним из наших главных и общих экономических приоритетов становится диверсификация российской промышленности».

Бизнес с благодарностью воспринял слова о совпадении причин для беспокойства с государством. «Мы готовы вкладывать в переработку, но хотели бы получить дополнительные стимулы», -- так сформулировал общее настроение бизнеса г-н Шохин. Главным стимулом для переориентации сырьевой экономики в сторону инновационной бизнесмены по-прежнему считают налоговые послабления. Бизнес сразу же напомнил о том, что возврат экспортного НДС возможен только по суду. Вопрос, станет ли обнуление ставки пошлины на ввоз технологического оборудования, не производимого в России, постоянным (пока эта мера была введена на девять месяцев), так и не решен. А понятие «консолидированный налогоплательщик» не введено, что мешает созданию холдингов.

Прозвучало немало предложений точечного характера. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов предложил налоговыми мерами отрегулировать ситуацию так, чтобы производить высококачественный бензин было выгоднее, чем дешевый. А глава компании «Илим палп» Захар Смушкин предложил вводить запретительные вывозные пошлины на круглый лес не с 2009 года, а с 2011-го, чтобы успеть понастроить в России деревообрабатывающих заводов. Председатель совета директоров СУАЛа Виктор Вексельберг предложил обязать иностранных поставщиков, например самолетов, закупать часть деталей в России. Правда, для этого их еще предстоит убедить в том, что подобные закупки будут безопасны для их продукции. «России необходим глобальный ребрендинг, -- заявил г-н Вексельберг. -- Надо вернуть доверие к марке «сделано в России».

Кроме того, предприниматели просили с пониманием относиться к тому, что не все свои деньги они хотят вкладывать в российскую экономику. В условиях глобализации вложения в экономики других стран просто необходимы. Владимир Путин против иностранных вложений не возражал, но предложил крупному бизнесу менять словарный запас: «Давайте будем отказываться от привычной терминологии: завоевание (рынков. -- Ред.), экспансия, а то наши коллеги и так пугаются, непонятно, правда, чего».

Недвижимость

 Еще одно “Шереметьево”
Задумало построить правительство Подмосковья

Хотя аэропорт “Шереметьево” через год сможет обслуживать втрое больше пассажиров, у властей Подмосковья уже есть план по его дальнейшему расширению. Новый “мини-аэропорт” с терминалом и взлетно-посадочной полосой будет стоить свыше $650 млн, а большую часть средств чиновники надеются найти в федеральном инвестиционном фонде, пишет газета «Ведомости».

“Шереметьево” и Московская область в равных долях создадут новую компанию — “Шереметьево-4”, которая займется строительством нового аэровокзального комплекса в аэропорту, объявил вчера замглавы областного правительства, министр транспорта региона Петр Кацыв. Новый “мини-аэропорт” должен быть построен к 2015 г. примерно в 1,5 км северо-западнее сегодняшних терминалов “Шереметьево” — в районе пос. Черная Грязь. В этом комплексе учтены третья взлетно-посадочная полоса на 3,5 км, рулежные дорожки и другие системы аэродрома, новые пассажирский и грузовой терминалы, топливно-заправочный комплекс, гостиница и проч. Об этом рассказали “Ведомостям” чиновник правительства Московской области и источник, близкий к “Шереметьево”, сославшись на генеральный план развития аэропорта до 2020 г. Этот план уже согласован и с федеральными чиновниками, заверил сотрудник Минтранса. А источник, близкий к руководству аэропорта “Шереметьево”, сообщил, что под новый комплекс уже зарезервировано примерно 350 га земли (проверить эту информацию “Ведомостям” вчера не удалось).

“Предполагается, что в строительство "Шереметьево-4" будет вложено 17,7 млрд руб., а срок окупаемости [проекта] составит 12 лет”, — цитирует Кацыва “Интерфакс”. Такие расчеты аэропорт “Шереметьево” представил областному правительству еще в прошлом году, согласовывая генплан, сообщил “Ведомостям” один из областных чиновников. Большую часть этих средств регион рассчитывает получить в инвестфонде, признался он.

В самом АОА “МАШ” новый план комментируют неохотно. Гендиректор аэропорта Михаил Василенко признал, что третья полоса аэропорту нужна, но никаких расчетов по ее стоимости нет — летом проектно-строительная группа “Прогресстех” должна подготовить ТЭО этого проекта. А вопрос с четвертым терминалом будет решаться не раньше 2015 г., когда “Шереметьево” поймет, что ему не хватает уже запущенных проектов, отметил Василенко.

Новый аэровокзал “Шереметьево-1”, на строительство которого было потрачено около $80 млн, должен начать работать уже в марте. Реконструкция действующего терминала “Шереметьево-2” стоимостью около $300 млн должна завершиться к концу года. Примерно в это же время должен вступить в строй и новый терминал “Шереметьево-3” стоимостью примерно $500 млн, который строит “Аэрофлот” в партнерстве с Внешторгбанком и ВЭБом. Вместе со старым “Шереметьево-1” к 2008 г. в аэропорту будут работать сразу четыре аэровокзала общей пропускной способностью 32 млн пассажиров в год против сегодняшних 12 млн, резюмирует Василенко. Сам аэропорт прогнозирует, что к 2015 г. поток пассажиров составит 25-27 млн в год и новый аэровокзал понадобится, только если этот показатель будет превышен.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова