Обзор ежедневных газет

05 февраля 2007

Экономика и политика

Премьер-министр Михаил Фрадков обсуждает с Владимиром Путиным реформу структуры правительства, которая может быть проведена весной 2007 года. Это стало очевидно после встречи премьера и президента в пятницу, когда премьер Фрадков заявил о наличии у него плана перераспределений полномочий в правительстве, содержание которого знает пока лишь глава государства. Речь может идти о решении судьбы Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и Минпромэнерго и усилении веса федеральных агентств в правительстве, пишет газета «КоммерсантЪ» в материале «Своевременное правительство».

О таинственном плане коррекции функций правительства Михаил Фрадков заявил в пятницу на встрече с главой государства, поводом для которой было создание нового органа исполнительной власти – Федерального агентства по поставкам вооружений (ФАПВ). Премьер пояснил, что после ежегодной пресс-конференции Владимира Путина 1 февраля, на которой президент, по его словам, позитивно оценил работу правительства и предоставил "карт-бланш работе правительства на ближайшие месяцы", вопрос о реализации плана, как подтвердили стороны, становится актуальным. Собственно, создание ФАПВ, по словам премьера, нужно рассматривать в контексте будущей реформы. Михаил Фрадков демонстративно уведомил президента, что в ближайшее время хотел бы "уточнить структуру правительства и решить ряд кадровых вопросов".
В Белом доме Ъ официально отказались прокомментировать план "уточнения структуры правительства", предложенный Михаилом Фрадковым. Один из собеседников Ъ из аппарата правительства заметил, что премьер "способен подготовить предложения самостоятельно, не привлекая к помощи аппарат правительства". По словам источников Ъ в администрации президента, документы, которые можно было бы охарактеризовать как план реформ правительства, на Старой площади не обсуждали, по крайней мере официально. Впрочем, премьер на встрече напомнил Владимиру Путину, что указанный план они уже обсуждали, и неоднократно. Отметим, премьер и президент встречаются каждую пятницу, однако традиционно пресс-служба главы государства не раскрывает темы этих встреч.

Последний раз Михаил Фрадков свои планы по изменению структуры правительства предложил Владимиру Путину 20 июня 2006 года на заседании Совета безопасности. Тогда, по мнению премьера, у правительства оказалось "слабое звено – система управления" и "главный тормоз – в низкой эффективности работы, в неспособности довести ее до результата". Премьер предлагал "уточнить функции министерств", подразумевая необходимость "более четкой координации" действий министерств с МЭРТом и Минфином. Роль последнего, по его мнению, должна сводиться "к обеспечению финансового баланса и контроля за использованием ресурсов".
Если полагать, что по крайней мере часть реформы будет производиться исходя из принципов, используемых в создании ФАПВ, изменения коснутся в первую очередь трех ведомств – Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и Минпромэнерго, в составе которых есть множество подчиненных агентств, претендующих на самостоятельность. Так, ФАПВ создается по тому же принципу, что и Федеральная таможенная служба, подчиненная летом правительству России и выведенная из-под прямого контроля Минэкономразвития. Как пояснили Ъ в пятницу в Минфине, ФАПВ с точки зрения бюджетного процесса будет де-факто министерством. ФАПВ не только станет обеспечивать финансирование госконтрактов, но превратится в "субъекта бюджетного планирования", планируя свой бюджет вне бюджета Минобороны. Наконец, ФАПВ будет работать не только с Минобороны, но и с другими силовыми ведомствами.

Такого рода "укрупнение" агентств с некоторым повышением их статуса возможно в отношении других федеральных агентств. Премьер никогда не скрывал, что намерен максимально урезать исполнительные функции Минэкономразвития, превратив это министерство в интеллектуальный "штаб" экономической политики. В этом случае речь может идти о росте статуса РосОЭЗ, структур МЭРТа, занимающихся внешнеторговым регулированием. В Минпромэнерго возможно перераспределение функций Росэнерго. Когда летом 2006 года Михаил Фрадков обратился с аналогичными предложениями к Владимиру Путину, в Белом доме среди "новых подходов к управлению кабинетом" называли ликвидацию Росэнерго, разделение Минпромэнерго на Министерство промышленности и Министерство энергетики. Противоборство есть и между агентствами, подчиненными главе Минприроды Юрию Трутневу,– не исключены реформы и там.

Наконец, создание Агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, возможно, первая ласточка в реформе Минздравсоцразвития: глава министерства Михаил Зурабов – в центре политического скандала, который лишь подогревается последними предложениями министерства по свертыванию пенсионной реформы (см. Ъ от 1 февраля). Между тем источники в окружении премьер-министра на прошлой неделе активно обращали внимание Ъ на загадочную фразу о "лузерах" (от английского looser – "неудачник"), брошенную Михаилом Фрадковым Герману Грефу в прошлый четверг на заседании правительства. Возможно, речь шла именно о намерении Михаила Фрадкова накануне парламентских выборов очистить кабинет министров от фигур, ассоциирующихся с проблемами и скандалами в Белом доме.

Недвижимость

Тарифам ЖКХ отвели еще три года
Государственное регулирование тарифов на жилищнокоммунальные услуги может сохраниться до 2012 года

Государственное регулирование тарифов на жилищнокоммунальные услуги может сохраниться до 2012 года. В противном случае темпы роста стоимости коммунальных услуг могут увеличиться вдвое, считают в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), пишет газета «Бизнес».

В настоящее время ФСТ устанавливает предельные уровни роста тарифов для организаций коммунального комплекса, а также предельный уровень платежей граждан за услуги ЖКХ. Согласно нормам закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", государственное регулирование этой сферы должно прекратиться с 1 января 2009 года. Однако, как заявил в пятницу руководитель ФСТ Сергей Новиков, госконтроль за ценами в этом секторе необходимо сохранить как минимум до 2012 года. При этом глава ФСТ напомнил, что введение государственного регулирования тарифов ЖКХ позволило практически в два раза снизить темпы роста цен на такие услуги. Так, в 2005 году они увеличились на 32,7%, а в 2006-м - на 17,9%.

Мнения экспертов по этому вопросу разделились. "Установление предельного уровня роста тарифов сдерживает инвестиционную деятельность в секторе",- уверен руководитель сектора отдела городского хозяйства Института экономики города Владилен Прокофьев. Отсутствие средств не позволяет развивать систему ЖКХ: строить очистительные сооружения, устанавливать энергосберегающие системы, добавляет он.

Отсутствие контроля со стороны властей приведет к тому, что сфера ЖКХ станет еще более непрозрачной, говорят другие аналитики. "Предприятия ЖКХ зачастую представляют на утверждение в региональные энергетические комиссии экономически необоснованные тарифы,- рассказывает директор международных проектов Союза коммунальных предприятий Марина Великанова.- В некоторых регионах были даже заведены уголовные дела по фактам дачи взятки за утверждение заведомо завышенных тарифов".

По мнению директора аудиторской компании "Городской центр экспертиз" Игорь Прошкова, любое повышение тарифов на коммунальные услуги должно обосновываться наличием инвестиционной программы, планами развития и ремонтных работ. "Чтобы не было повторения картины, которую мы наблюдали последние два года: тарифы увеличились чуть ли не в полтора раза, а качество услуг ЖКХ осталось прежним",- говорит Прошков.

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова