Обзор ежедневных газет

24 января 2007

Экономика и политика

Недоверие граждан к официальной российской статистике и зарубежный опыт заставили Росстат задуматься о создании калькулятора инфляции. Как только статистики разработают методику, любой желающий на сайте Росстата сможет рассчитать, насколько именно для него поднялись цены. Это будет популярная игрушка, но реальную картину трудно будет получить, в том числе из-за безответственности россиян, говорят эксперты, пишет газета «Ведомости» в материале «Время собирать чеки».

Россияне не согласны с официальной статистикой роста цен. По данным Росстата, инфляция в 2006 г. составила 9%. А в свежем опросе “Левада-центра” почти половина респондентов ответили, что цены в 2006 г. для них выросли на 20% и более, и только шестая часть опрошенных — что все подорожало на 10% и меньше.

“Статистикам нигде в мире не верят”, — не расстраивается руководитель Росстата Владимир Соколин.

Недоверие граждан побудило министерство национальной статистики Великобритании разместить на сайте персональный инфляционный калькулятор. В нем используются те же компоненты, что в индексе потребительских цен. Желающий посчитать собственную инфляцию может ввести данные о своих расходах: месячных — на еду, бензин и проч., годовых — на коммунальные услуги, выплаты по ипотеке и т. д., за три года — на мебель, бытовую технику и др., а также данные о месте жительства.

“Это интересный опыт, мы его тоже через какое-то время сможем реализовать”, — обещает Соколин и объясняет, что немало времени займет разработка методологии, британцам понадобилось для этого полтора года.

Корзина у индивидуального счетчика будет та же, что и для расчета общего индекса, продолжает руководитель Росстата: структура среднестатистической корзины на 42,7% состоит из расходов на еду, на треть — на непродовольственные товары, остальное — на оплату услуг. Отслеживать собственную инфляцию нужно будет по конкретным товарам, рассказывает Соколин: “Надо будет смотреть, насколько подорожал не просто майонез, а майонез Calve легкий, и не просто маршрутка, а маршрутка из пункта А в пункт Б”. Россиянам, уверен он, в отличие от тех же британцев, будет сложнее: “Они не помнят своих расходов и не следят за ними”.

К тому же люди склонны занижать свои расходы на некоторые товары, например на табак и алкоголь, сетует Соколин, а одинокие мужчины в графе “прочее” всегда пишут ноль.

Сам Росстат не будет использовать счетчик в статистических целях, а россиян он, возможно, научит считать деньги, заключает он.

Методологические сложности будут, полагает и начальник исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева: “Один раз можно купить "туфли женские кожаные" за 450 руб. и эту сумму указать в калькуляторе, а в другой раз — за 16 000 руб. — это же не будет инфляцией”. К тому же спрос на такой калькулятор будет прежде всего со стороны людей с достаточно высокими доходами, уверена Цепляева, а они для Росстата — самая непознанная аудитория. Например, в корзине есть строчка “пальто отечественные”. “Часто ли средний класс их покупает?” — задается вопросом экономист.

Но технически калькулятор сделать возможно, уверена она.

Главная проблема пользователей калькулятора будет в том, чтобы вспомнить, куда они дели деньги: наши люди расходы не записывают, убежден начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев, а это сразу скажется на результатах.

На сайте британского министерства статистики специально сказано: “Помните: показания калькулятора будут тем более точными, чем более точные данные о своих расходах вы введете”.

На Западе у людей есть привычка к учету расходов, соглашается Цепляева. Например, в Скандинавии граждане коллекционируют чеки за транспорт, потому что потом они могут получить налоговый вычет.

У нас калькулятор будет популярен прежде всего среди оппозиционно настроенных граждан, для которых жизнь невыносима, иронизирует Кащеев.

Недвижимость

Гостиницу "Россия" вернули в первую инстанцию
Судьбу инвестконтракта на ее реконструкцию решит арбитражный суд Москвы

 
Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) окончательно признал недействительным конкурс на право реконструкции гостиницы "Россия". Однако главный вопрос – о судьбе инвестконтракта, заключенного между правительством Москвы и ООО "СТ Девелопмент" Шалвы Чигиринского,– ВАС оставил без ответа. Дело отправлено в арбитражный суд Москвы, что позволит "СТ Девелопмент" продолжать работы по сносу гостиницы еще как минимум несколько месяцев, пишет газета «Коммерсантъ».

Президиум ВАС рассмотрел вчера второе дело по иску ЗАО "Монаб" (структура "Еврофинанс Моснарбанка"), оспаривающего конкурс по выбору девелопера-инвестора для реконструкции гостиницы "Россия". Президиум ВАС признал недействительными торги-конкурс, проведенные московским правительством 29 ноября 2004 года. Его выиграла "СТ Девелопмент", предложившая наименьшую среди участников сумму инвестиций – $830 млн. Помимо "СТ Девелопмент" в конкурсе участвовали австрийская Strabag и ЗАО "Монаб". Последнее сразу же заявило о намерении обжаловать итоги конкурса в суде.

24 октября прошлого года президиум ВАС рассмотрел первое дело по иску проигравшего "Монаба" и признал недействительными итоги конкурса. Последствий именно такого решения закон четко не определяет. И хотя в постановлении президиума ВАС отмечалось, что организаторы конкурса грубо нарушили Земельный кодекс и это "является самостоятельным основанием для признания недействительным самого конкурса", московские власти решение суда проигнорировали. 7 декабря заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе заявил, что новый конкурс проводиться не будет. "Сам проект реконструкции не оспаривается, как и инвестиционный контракт. Разборка гостиницы тоже не оспаривается",– уточнил чиновник, отметив, что "никто с арбитражным судом спорить не собирается".

Представители "Монаба" вчера настаивали, чтобы президиум ВАС признал недействительными еще и все заключенные по их итогам договоры между правительством Москвы и "СТ Девелопмент", что предусмотрено ст. 449 Гражданского кодекса. Речь идет о трех документах: договоре об обязанности "СТ Девелопмент" урегулировать отношения с собственниками и арендаторами гостиницы "Россия", инвестконтракте и договоре аренды земельного участка. В ответ представители правительства Москвы и комитета по организации конкурсов пытались доказать, что инвестконтракт с "СТ Девелопмент" заключался не по итогам конкурса. Конкурс, по их словам, предполагал не строительство, а всего лишь разработку проекта застройки и подготовку документации. Единственный договор, заключенный по итогам конкурса, обязывал победителя урегулировать за свой счет отношения с собственниками и арендаторами гостиницы, а наградой за это было право заключить инвестконтракт.
Такая позиция вызвала у судей удивление. Они недоумевали, каким образом "СТ Девелопмент" может стать собственником 49% нового объекта, построенного на месте гостиницы "Россия", если инвестконтракт с этим условием заключался вне конкурса. "Мог ли 'Монаб', не будучи победителем конкурса, заключить инвестконтракт?" – задал вопрос один из членов президиума. Отрицательный ответ представителя конкурсного комитета продемонстрировал, что отделить инвестконтракт от конкурса невозможно.

Тем не менее президиум ВАС не решил вопрос о судьбе договоров, а направил дело в этой части на новое рассмотрение в арбитражный суд Москвы. "Причиной могла стать невозможность правовой оценки тех обстоятельств, о которых впервые было заявлено на заседании президиума ВАС и которые суд первой инстанции не оценивал",– считает адвокат коллегии "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Ращевский.
Представитель "СТ Девелопмент" Илья Левитов оценил такое решение для "СТ Девелопмент" как "не идеальное, но хорошее". Новое рассмотрение даст "СТ Девелопмент" выигрыш во времени как минимум в несколько месяцев. "Однако на исход дела могут повлиять указания, которые президиум ВАС может дать в постановлении по вчерашнему делу,– допускает господин Ращевский.– Они, согласно Арбитражному процессуальному кодексу, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело".

А5 из “Копейки”
“Сеть розничной торговли” запускает сеть аптек

Бывший крупнейший франчайзи “Копейки” — “Сеть розничной торговли” (СРТ) — нашел применение деньгам, вырученным от продажи магазинов “Копейка” ее прямому конкуренту — “Пятерочке”. Как стало известно “Ведомостям”, СРТ запускает федеральную сеть аптек “А5”, а помощь ей в этом оказывает сама “Копейка”, пишет газета «Ведомости».

“Сеть розничной торговли” отличилась тем, что в конце 2005 г. продала Pyaterochka Holding за беспрецедентные $90 млн помещения 25 франчайзинговых универсамов “Копейка” в Москве. Вырученные деньги СРТ собирается потратить на амбициозный проект в фармацевтической рознице. Как рассказал “Ведомостям” гендиректор компании Игорь Плетнев, в конце прошлого года СРТ запустила аптечную сеть А5.

“Мы решили развивать собственный розничный фармацевтический проект. Для упрощенного получения лицензии купили московскую сеть из шести аптек "Янтра" и на ее основе начали строить А5 — марка зарегистрирована в декабре прошлого года”, — говорит Плетнев. “Никакого отношения к X5 Retail Group марка не имеет — просто взяли первую букву алфавита и приписали к ней наиболее позитивную цифру”, — уточняет он. За месяц, по словам Плетнева, СРТ открыла в Москве и области 14 аптек, до конца года планирует открыть еще около 100 в Москве и регионах, вложив порядка $30 млн. А в 2008 г. — довести это число до 300.

Управлять А5 взялась команда менеджеров, покинувшая минувшей осенью сеть “Доктор Столетов” (там причины ухода не комментируют). Бывший замгендиректора “Доктора Столетова” Владимир Кинцурашвили возглавил А5. Вместе с ним перешли около 50 человек.

По данным сразу нескольких источников “Ведомостей”, близких к А5, в развитии новой сети своему бывшему франчайзи поможет “Копейка”, в частности член совета директоров “Уралсиба” и председатель совета директоров “Копейки” Сергей Солодов.

Солодов отрицает свою причастность к А5, однако, по данным ЕГРЮЛ, единственным учредителем ООО “Торговая сеть Аптечка” (управляет сетью А5) выступает его родная сестра Анна Лазарева. Кроме того, по словам Кинцурашвили, между А5 и “Копейкой” существует договоренность об открытии точек А5 в прикассовых зонах универсамов “Копейки”.
 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова